HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Записки о языке

Дмитрий Муравкин. Древность в современной русской лексике

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за январь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2018 года

 

На чтение потребуется 17 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 27.01.2018
Оглавление

2. Самый короткий корень
3. Брачная история


Брачная история


 

 

 

Продолжая тему, начатую в разделах «Занимательная этимология» и «Самый короткий корень», отметим ещё одну пару, отпочковавшуюся от утраченного глагола «яти»: «брать – взять».

Здесь перед нами снова предстаёт пример слияния двух различных основ для образования форм совершенного и несовершенного вида как бы одного глагола. Возьмите любые другие параллели: «делать – сделать», «бежать – сбежать», «слышать – услышать», «видеть – увидеть», и т. д. При образовании форм совершенного вида приставки могут варьироваться, однако основа остаётся неизменна. В случае же «брать – взять» мы видим, что корни слов разные. Произошло так потому, что глагол «яти» практически забыт и находится в реликтовом состоянии. Тем не менее, его корень «я», как было отмечено в предыдущих материалах, оставил после себя солидное наследие. В частности, с его помощью образовался совершенный вид некоторых других глаголов. Так произошло с парой «имать – ять» («занимать – занять», «унимать – унять», «принимать – принять», «отнимать – отнять» и т. д.), так же случилось и с глаголами «брать – взять».

 

Поговорим сегодня о первой части этой связки, древнем слове «брать». Что же мы «берём»? Да, вообще говоря, всё что угодно. Слово это за сотни, а может быть и тысячи лет своего существования обросло огромным количеством оттенков значений. Но обратите внимание, что почти всегда мы имеем дело с триадой «брать – взять – иметь». Корень «бра» интересен ещё и тем, что тайным образом сохранился в некоторых самых древних словах, оставаясь при этом неузнанным. Вот некоторые из них: «брань», «брат», «брак». Без глубокого лингвистического погружения в историю их появления такое заявление может вызвать у читателя недоумение. Действительно, а что связывает названные существительные, может быть, совпадение трёх букв в их составе – чистая случайность? Нет! Все они имеют отношение к глаголу «брать».

Так же, как и в наши дни, в древности слово «брат» не всегда означало степень родства. Более того, есть основания полагать, что в этом значении оно было осмыслено позднее, а ранее воспринималось как «некто равный тебе». Первоначально «брат» понимался как «собрат», то есть «товарищ, партнёр, коллега, сослуживец, однополчанин». Дело в том, что «братия» – это воинская дружина, и слова «брат» и «друг» стали синонимами с древних времён. Разница между ними в том, что понятие «брат» идёт из родоплеменных отношений. На поле брани «братом» являлся любой сородич: и дядя, и племянник, и брат по крови, то есть брат присный, единоутробный. А «друг»[3] или «друзь» по смыслу сближается с однокоренным «другой», то есть – другого рода-племени, но состоящий в дружественных отношениях. Вчерашний враг сегодня мог стать другом, если с ним был заключён мирный договор, и наоборот.

С давних времён слово «брат» употребляется в мужской среде для обозначения «своего, ближнего, равного». Среди монахов Киево-Печёрского монастыря уже в XI в. распространяется обращение «брате», вытесняя существовавшее до этого «любимиче»[4]. Нужно иметь в виду, что монахи в древности также могли выступать в качество воинов, братьев по оружию. Сегодня православные священники обращаются друг к другу «отец, отче», но во множественном числе сохранилось обращение «братие».

Слово «брань» в позднее время переосмыслено в «перебранку», то есть словесную ругань, но в старославянском языке понималось как «сражение, битва, сеча». Отсюда – «поле брани». Полногласная древнерусская форма «боронь» дала такие слова как «оборона», «бороться». «Брань» также связана с глаголом «брать», ведь кровавые побоища устраивали не забавы ради, а чаще всего для получения добычи, для того, чтобы «брать добро». А «добро» – уж не расшифровывается ли как «до-брать (что-либо)», примерно, как в глаголе «добраться»? Этим можно объяснить и расхождение смыслов, породившее по существу два совершенно разных слова. С одной стороны, «добро» – доблесть, смелость, храбрость, проявленная в бою, впоследствии переосмысленное в этическую категорию. «Добрыми» могли быть и витязь, и конь, и меч. С другой стороны, «добро» – скарб, имущество, пожитки. Все языковеды в унисон поют совсем другую песню, но почему-то мне она не нравится.

 

Следующий вопрос, который занимает многие праздные умы, почему же до сих пор семейный союз мы называем браком? Для начала отсечём позднейший омоним (брак на производстве). В значении «недоброкачественное изделие» слово заимствовано в XVII в. из немецкого, где brack – «недостаток, негодный товар». Произведено от глагола brechen – «ломать». В английском также имеется родственное понятие – глагол to break.

«Брак» в значении «свадьба» ведёт происхождение от глагола «брать» (невесту, жену), то есть выбирать, делать выбор. Но, вполне возможно, что слово доносит до нас древний обычай брать жену силой, в качестве военного трофея. Брак захватом, умыкание, похищение женщин – первобытная форма создания семьи, пережитки которой сохраняются у некоторых народов до наших дней. В средневековой живописи один из популярных сюжетов – древнегреческий миф о похищении Европы. Насильственный захват женщины (фактический или притворный) до сих пор встречается у кавказских горцев.

О подобных способах заключения семейных союзов между славянскими племенами нам известно немного[5], но само слово говорит о возможности его понимания в этом значении. Следует уточнить, что речь может идти об очень древних традициях, сведений о которых нет в письменных источниках. Английский мыслитель Герберт Спенсер[6] считает, что в первобытных военных обществах уведённая в плен и обращённая в жену победителя женщина служила живым трофеем. Всеобщая жажда добычи (добра?) и воинское соревнование должны были выработать представление, что брак на похищенной женщине – самый почётный и наиболее достойный для воина.

Позже семейные союзы стали создаваться через свадебные обряды, мирные соглашения. Однако традиция давать с невестой приданое доносит до нас хищнические нравы предшествующих эпох, когда жену брали силой вместе с другой наживой.

 

Слово «свадьба» состоит в непосредственной близости с такими понятиями, как «свойство», «свои», «свойственники», «свобода». С другой стороны, оно сближается со словами «сводить», «сведение», но эти коннотации вторичны. Сохранившиеся, хотя и видоизменённые обозначения степени свойства с разным гласным в корнях имеют остатки морфемы «св»: «сват», «свояк», «свояченица», «свёкор», «свекровь», «свесть». Позже всего появился термин «свобода» (с ударением на последнем слоге) – собирательное именование соплеменников. Обозначает людей своего рода, включая и друзей, и сябров, и свояков – совместно живущую общину, всех своих.

Сегодня мы мыслим о свободе в отрицательном дискурсе, то есть свобода от чего-то – от физических, этических, религиозных и других ограничений. Чтобы понять, что такое свобода, нам нужно представление о границах. Однако само слово предлагает нам другое толкование: «свобода» – своя собственная территория. Свободным человек ощущает себя, если находится среди своих, в свойственных условиях, в освоенном окружающем пространстве.

Позже диссимиляция согласных дала форму «слобода», которым стали называть поселения свободных от феодальной (боярской и княжеской) повинности граждан.

 

Вот так слова иногда могут обрисовать облик прошлого лучше, чем школьные учебники истории, и, в отличие от последних, нет основания им не доверять. На полной достоверности открывшихся смыслов я не настаиваю, но, по крайней мере, в моём представлении они укладываются в некую стройную картину, ту, что не дали мне в данном случае классические объяснения.

 

 

 



 

[3] И, раз уж мы затронули понятие «друг», то скажем несколько слов и о значении слова «враг», а вернее признаемся в том, что сказать нам по существу нечего. Все этимологические словари повторяют одно и то же: древнерусское «ворог», родственные слова – «вражда», «ворожба». И всё! Больше в русском нет лексем, с которым его можно соотнести. Общеславянское *vorgъ или старонемецкое warg ничего не проясняют. Враг он враг и есть, нечего тут понимать. Однако можно сблизить слова «враг», «отверженный», «отвергнутый», «изверг», т. е. – «извергнутый из рода».

Следующее звено ассоциаций «отвратный», «отвратительный» – «вызывающий желание отвернуться» или «тот, кому указан от ворот поворот»? Ведь близкое сегодня по смыслу «противный» – «тот, кто против», отсюда «противник» (враг). В Древней Руси враг всегда понимался как тот, кто стоит против – супротивник, супостат.

Загадочна также омонимия с современным «овраг», которое некоторое время назад имело форму «враг». Ср. название улицы в Москве – Ситцев Вражек. Возле города Луги Ленинградской области есть деревня «Враги» (с ударением на первом слоге). Возможно, с перегласовкой слово близко по смыслу к современному «вы-рыть», «вы-рытый», «рытвина».

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Самый короткий корень
3. Брачная история

1003 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 05.06.2025, 19:12 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

03.06.2025
Ваш труд – редкий пример культурной ответственности и высокого вкуса в современной литературной среде.
Давит Очигава

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!