Записки о языке
Заметка
Валерий Осипов
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
В обычной российской школе должным образом иностранный язык не освоить. Не помогут ни учебники с цветными картинками, ни увеличение часов, выделяемых на иностранный язык за счёт самых нужных предметов: математики, русского языка, химии, литературы, физики, биологии, ни иные ухищрения. Хоть и продвинется ваш ребёнок за годы обучения в познании иностранного языка, но всё же не настолько, чтобы овладеть им в нужной для жизни мере. Не столько благодаря учёбе, сколько вопреки ей. Ребёнок изначально обречён на «мартышкин труд» и скуку, доходящую до степени отвращения к предмету «иностранный язык». Причин много, но главная, та, что лежит в основе, – это подмена понятий. В школе иностранный язык ИЗУЧАЮТ. И большинство воспринимает этот тезис как нормальный, само собой разумеющийся. Но именно здесь кроется корень зла. Язык большинству из нас изучать вовсе не требуется. Пусть его досконально изучают немногие узкие специалисты, языковеды. Подавляющему большинству из нас необходимо иное: НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ, чтобы понимать сказанное, написанное, уметь выражать собственные мысли и чувства устно и письменно. Поясню сказанное примером. Язык – это инструмент, средство, нечто вроде топора. Если мы годами будем изучать устройство топора, то от этого лучше рубить дрова не станем. Топором нужно овладеть так, чтобы он стал продолжением вашей руки. Нужны навыки рубки, обтёсывания, техники безопасности, ухода за топором и т. п. Зачем в школе вначале дробят язык в мелкую крошку (звуки, буквы), а лишь потом учат склеиванию из этих крупинок отдельных слов, фраз и предложений? При этом заставляя попутно осваивать околоязыковый научный жаргон с его сказуемыми, падежами, склонениями, спряжениями и прочей бредятиной, без которой прекрасно обходится любой ребёнок, осваивающий свой родной язык естественным путём. Российская же школа ставит на пути освоения иностранного языка мощную преграду из спорных искусственных научных абстракций. Не решение грамматических головоломок, а регулярное и многократное использование правильных образцов выражения мыслей и чувств – вот магистральный путь овладения языком. В короткой статье не место подробностям. И всё же, чтобы не быть голословным, укажу на несоответствие школьной грамматики некоторым реальным фактам языка. В русском языке не 6 падежей, а, как минимум, десяток. Звательный встречается реже, чем, скажем, в украинском, и всё же он есть: боже, отче, старче… Местный падеж вовсю гуляет в русском языке (на углу, на снегу, на берегу…), но о нём в школьных учебниках ни гу-гу. Грамматика – это теория, наложенная на массу фактов, своего рода тара, упаковка. А тара бывает разная. У арабов совершенно иная грамматическая теория и она ничуть не хуже нашей, общеевропейской. Зачем так много времени уделять таре? Не лучше ли больше внимания уделить содержимому? «Хочешь быть счастливым – будь им!». Хочешь говорить по-иностранному? Говори! Ах, не с кем разговаривать на нём? Тогда зачем же такой навык нужен? Может, вначале научиться понимать то, что сказано другими, понимать написанное? Механизм языка проще пареной репы. Его можно выразить одним словом: привычка. Привычка выражаться именно так, а не иначе. Язык, инструмент общения, находится в пользовании всех без исключения людей: умных и глупых, юных и престарелых. И каждый способен овладеть им в нужной для него самого степени. Не путём глубоких раздумий, а просто по привычке, путём многократного повторения одного и того же через типичные ситуации. Такая универсальность «привития» языка подобна воздействию рассола на огурец. От огурца требуется только самая малость: попасть в банку. Один из выводов: не может быть неуспевающих по иностранному языку. Не успевать могут лишь те, кто готовит некачественный учебный «рассол». Одному моему знакомому повезло. По студенческому обмену его отправили в Алжир для изучения алжирского разговорного языка. Здесь опытные педагоги, носители языка, «прогнали» его через всевозможные разговорные ситуации и темы и не забыли дать ему практику разговора с ребёнком, стариком и женщиной. Через несколько месяцев мой знакомый легко и свободно говорил по-алжирски и прекрасно понимал алжирцев. В принципе, овладение чужим языком должно начинаться именно с разговорной речи. Это основа, фундамент. Это и наиболее простое, а учебный процесс лучше всего строить от простого к более сложному. Нельзя предлагать сразу начинать усвоение всех навыков вместе и сразу. Задача это непосильная для любого. Нельзя начинать с говорения, а только со вслушивания в чужую речь. В жизни ребёнок начинает вслушиваться в родную речь ещё в утробе матери, а заговорит, в лучшем случае, в год. Повторюсь. Школа обязана вооружить ученика навыками владения языком, то есть довести до автоматизма его способность общения с иностранцем: понимать на слух, выражать свою мысль, писать и читать. Не так уж важно, что ученик знает о языке. Важнее то, что он... [...]
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Лукойл авангард ультра 10w 40 купить масло моторное lukoil avantgarde ultra 10w 40. |