HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2022 г.

Записки о языке

Учебный подлог

Обсудить

Заметка

 

Валерий Осипов

 

 

Купить в журнале за май 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 16.05.2019
Иллюстрация. Название: «Вечерние разговоры» («Агитация за голосование»). Автор: Джордж Калеб Бингем (1811–1879). Источник: https://holstshop.ru/media/medium/dzhordzh-kaleb-bingkhem/124294.jpg

 

 

 

В обычной российской школе должным образом иностранный язык не освоить. Не помогут ни учебники с цветными картинками, ни увеличение часов, выделяемых на иностранный язык за счёт самых нужных предметов: математики, русского языка, химии, литературы, физики, биологии, ни иные ухищрения. Хоть и продвинется ваш ребёнок за годы обучения в познании иностранного языка, но всё же не настолько, чтобы овладеть им в нужной для жизни мере. Не столько благодаря учёбе, сколько вопреки ей. Ребёнок изначально обречён на «мартышкин труд» и скуку, доходящую до степени отвращения к предмету «иностранный язык».

Причин много, но главная, та, что лежит в основе, – это подмена понятий. В школе иностранный язык ИЗУЧАЮТ. И большинство воспринимает этот тезис как нормальный, само собой разумеющийся. Но именно здесь кроется корень зла. Язык большинству из нас изучать вовсе не требуется. Пусть его досконально изучают немногие узкие специалисты, языковеды. Подавляющему большинству из нас необходимо иное: НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ, чтобы понимать сказанное, написанное, уметь выражать собственные мысли и чувства устно и письменно.

Поясню сказанное примером. Язык – это инструмент, средство, нечто вроде топора. Если мы годами будем изучать устройство топора, то от этого лучше рубить дрова не станем. Топором нужно овладеть так, чтобы он стал продолжением вашей руки. Нужны навыки рубки, обтёсывания, техники безопасности, ухода за топором и т. п.

Зачем в школе вначале дробят язык в мелкую крошку (звуки, буквы), а лишь потом учат склеиванию из этих крупинок отдельных слов, фраз и предложений? При этом заставляя попутно осваивать околоязыковый научный жаргон с его сказуемыми, падежами, склонениями, спряжениями и прочей бредятиной, без которой прекрасно обходится любой ребёнок, осваивающий свой родной язык естественным путём. Российская же школа ставит на пути освоения иностранного языка мощную преграду из спорных искусственных научных абстракций.

Не решение грамматических головоломок, а регулярное и многократное использование правильных образцов выражения мыслей и чувств – вот магистральный путь овладения языком.

В короткой статье не место подробностям. И всё же, чтобы не быть голословным, укажу на несоответствие школьной грамматики некоторым реальным фактам языка. В русском языке не 6 падежей, а, как минимум, десяток. Звательный встречается реже, чем, скажем, в украинском, и всё же он есть: боже, отче, старче… Местный падеж вовсю гуляет в русском языке (на углу, на снегу, на берегу…), но о нём в школьных учебниках ни гу-гу. Грамматика – это теория, наложенная на массу фактов, своего рода тара, упаковка. А тара бывает разная. У арабов совершенно иная грамматическая теория и она ничуть не хуже нашей, общеевропейской. Зачем так много времени уделять таре? Не лучше ли больше внимания уделить содержимому? «Хочешь быть счастливым – будь им!». Хочешь говорить по-иностранному? Говори!

Ах, не с кем разговаривать на нём? Тогда зачем же такой навык нужен? Может, вначале научиться понимать то, что сказано другими, понимать написанное?

Механизм языка проще пареной репы. Его можно выразить одним словом: привычка. Привычка выражаться именно так, а не иначе. Язык, инструмент общения, находится в пользовании всех без исключения людей: умных и глупых, юных и престарелых. И каждый способен овладеть им в нужной для него самого степени. Не путём глубоких раздумий, а просто по привычке, путём многократного повторения одного и того же через типичные ситуации. Такая универсальность «привития» языка подобна воздействию рассола на огурец. От огурца требуется только самая малость: попасть в банку.

Один из выводов: не может быть неуспевающих по иностранному языку. Не успевать могут лишь те, кто готовит некачественный учебный «рассол».

Одному моему знакомому повезло. По студенческому обмену его отправили в Алжир для изучения алжирского разговорного языка. Здесь опытные педагоги, носители языка, «прогнали» его через всевозможные разговорные ситуации и темы и не забыли дать ему практику разговора с ребёнком, стариком и женщиной. Через несколько месяцев мой знакомый легко и свободно говорил по-алжирски и прекрасно понимал алжирцев. В принципе, овладение чужим языком должно начинаться именно с разговорной речи. Это основа, фундамент. Это и наиболее простое, а учебный процесс лучше всего строить от простого к более сложному. Нельзя предлагать сразу начинать усвоение всех навыков вместе и сразу. Задача это непосильная для любого. Нельзя начинать с говорения, а только со вслушивания в чужую речь. В жизни ребёнок начинает вслушиваться в родную речь ещё в утробе матери, а заговорит, в лучшем случае, в год.

Повторюсь. Школа обязана вооружить ученика навыками владения языком, то есть довести до автоматизма его способность общения с иностранцем: понимать на слух, выражать свою мысль, писать и читать. Не так уж важно, что ученик знает о языке. Важнее то, что он... [...]

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению мая 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Акция на подписку
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.




Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?..

Причин только две.
Поможем найти решение!

Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?.. Причин может быть только две. Мы поможем вам решить обе эти проблемы!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за июль 2022 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Научи себя сам:

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?


👍 Совершенствуйся!



Свежие отзывы:


05.08.2022. Недавно повесть, которую у вас рецензировали, была напечатана в Оренбурге, в журнале «Гостиный двор», 1-й номер 2022. Хочу обратиться к услугам вашей редакции вторично, так как без тех советов, которые я от вас получила, мой текст так бы и остался разрозненными кусками уровня самиздата. Стало намного лучше. Сейчас жду размещения номера в «Журнальном мире».

Елена Счастливцева


30.07.2022. Хочу выразить благодарность за публикацию и отдельную благодарность Игорю Якушко за то, что рекомендовал читателем рассказ к прочтению!

Анатолий Калинин


30.06.2022. Хочу ещё раз выразить вам благодарность за публикацию… каждый день мне пишут люди, что прочли рассказ. Сегодня было обсуждение с мастером, он благословил меня на роман:)

Ана Ефимкина


25.06.2022. Благодарен вам за публикацию моего произведения. Благодаря вам мои работы стали появляться в печати!

Александр Шишкин



Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!

Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!