Елена Зайцева
Критический обзорКритический обзор №12 Можно решать, хорошо это или плохо, о стихотворении, скажем, Максима Кладова:
Я скажу, что текст симпатичный. Что когда-то мама с папой выписывали мне журналы «Пионер» и «Костёр», и там было много таких вот симпатичных текстиков, где звёзды слали свои лучи и ветры носили мечты над лесами. А вот в журнал «Юность» – его бы уже не взяли, ибо от юности там только «слова любви», а этого мало... Это бы я сказала для начала. Потом бы представила тех, кто не понял («А при чём «Пионер» с мамой?») и добавила бы что-нибудь о необеспеченности слов (смыслом), о кальках, о пользе композиции (вреде её отсутствия), о пустых перечислениях и – к вопросу о «сердцах» – кто же кому (что чему) открывается, если подумать... И тут я бы вспомнила о прапорщиках. И добавила бы, что неизвестно куда делся «гость» из начала и откуда эти «мечты» выскакивают под занавес, и почему же мы и к ним привыкаем, если до того ни о каких других привыканиях речи не шло, и что всё-таки не послать звёздам свои лучи сквозь туманы (если уж те «укроют землю к ночи»), и... и много чего ещё. А вы бы сказали, что не надо бы так уж цепляться, что всё равно неплохо, что есть в этом что-то, и это что-то вам – нравится... Так бы мы и решали, и может быть, до чего-нибудь дорешались. Или – текст Алексея Кордова:
Я скажу, что ясно, чего от текста хотели и так же ясно, что этого от него не получили. Задумывался он – картинным, грустным, уходящим. А взял да получился уползающим. И тем не менее. Он ползёт, а речь – о нём – идёт. Может идти. Но вот присылает свои творения Марат Аваз-Нурзеф...
Но вот присылает свои творения Марат Аваз-Нурзеф, и тут я говорю себе только: нельзя смеяться над стихами. С другой стороны: что такое нельзя? почему нельзя? Грешно? А как же Карамзин? Не грешно, – говорит, – если смешно. И Ильф с Петровым потешались (вспомните бессмертное лоханкинское «Волчица ты, тебя я презираю. К любовнику уходишь от меня»)... Да и кто виноват и что делать, если говорить об этом всерьёз не представляется возможным, а молчать было бы правильно, не опубликуй мы этого. Опубликовали... Лоханкин – тот хоть волчице-Варваре свои ямбы наговаривал, поэтическая реакция организма, о литературе и речи не шло... ОПУБЛИКОВАЛИ. Ну хорошо, Ильфа и Петрова мы не читали. Но... не избежали же мы грамотности как таковой! С семи лет (теперь с шести), все как один... И значит, вполне могли мы видеть (боковым зрением, конечно) на каком-нибудь зелёном заборе более художественный вариант Аваз-Нурзефовского «Калёный, твердый и свободный, / Иду, не веря ничему, / Всех меньше – женскому нутру, / Но, ох как женщинам я годный!»: «Я шёл по улице зимой, / В лицо мне ветер дул колючий, / В кармане было три рубля, / И хуй стоял на всякий случай!»* ... Могли – но не увидели. Судя по всему, не видели мы и чудесной вещицы Фаины Раневской, «В доме творчества» она называется. Судя по всему – по чему? По публикации опять же. По публикации Гегельского Людовика Олега П.:
А в «Доме творчества» происходило следующее:
...Понедельник. Приехали два писателя, у которых ремонтируют дачи, была страшная драка. Потом они помирились. Я с ними выпил. Сегодня чувствую прилив сил и сажусь за массовую песню.
Не знаю, что со мной, опять рождал без единой помарки. Чувствую, что «К птицам» – моё credo – как говорили древние...
(Фаина Раневская)
И ведь что интересно: ведь и Гегельский Людовик Олег П. – поэт-песенник. И credo у него имеется. А я-то думала: откуда это дежа-вю? Просто мистика... Читайте книжки! Но и вот какая мысль меня не покидает: а может, как раз Гегельский Людовик их и читает. И «В доме творчества» – читал, и вот, пошутить решил... А мы – «поэзия! поэзия!». Уж пошутить нельзя! – человек скажет. Ох! Давайте читать книжки... Ведь не узнаём Пруткова в премудростях Феано («Удача в том, с какой натурой ты родился: / Есть – что врожденное, а есть – чего добился»), не узнаём полковника Циллергута в эссеизмах того же Аваз-Нурзефа («Страсть – для мужчины это крайне неравнодушное отношение к женщине, своим детям, работе...», «Сочинения, претендующие на то, чтобы называться стихами, создаются не только поэтами, но и другими людьми...»), – да что там Циллергута! частушек не узнаём, и в полной серьёзности пишет Ольга Русакова: «Вот мой хлеб, моя рубаха, / Мой огонь, мое вино – / Забирай, а мне на плаху / Все равно...», – а мы, в той же серьёзности, – публикуем...
Особенно-то самоуничижаться не будем. Серьёз этот – не что-то ньюлитовское специфическое. Откройте любой другой журнал и прочтёте: «Дорога виляет, / Дорога идёт, / Она забегает / За небосвод», откройте «Литературку», а там «То ли болит в Баку, / То ли свербит в Тбилиси»... Когда такое высказывается в гостиной, вежливый человек делает вид, что не заметил, – говорит Брюсов. В начале прошлого века! Воистину: нет ничего нового. Нет ничего нового, и такое было, и такое – тоже, всё старо, как мир, как телёнок из золота, как старая – 88-летняя – Раневская. Но всё манит и манит к себе сосед (неизгладим той боли след), и мы – коллегиально – продолжаем решать, что это поэзия. Туда же определяем глухариную печаль на рассвете, то, что жаль уходящее лето... Потому и приходится быть человеком невежливым, замечать. Замечаю! А о том, что можно и чего нельзя, скажу так. Не забавно это бремя страстей человеческих – ушла, не пришла, печально и более, – но комичен этот крик души со списком движимого и недвижимого, с котлеопольдовским «растопчу». Не забавно, что лето уходит, но комичны, но нелепы все эти «журавли» с «глухарями», от которых уже, как верно кто-то заметил, самолётам летать негде... Не забавно выражаемое (хотя от меня до человека, которому «женитьба – глупость века» – семь вёрст и все лесом, и уж поверьте, ничего в том лесу не «раскрылатилось»), но забавно, комично выраженное. Об этом и говорю. Об этом – всё-таки – иногда надо говорить, ибо это – всё-таки – публикуется. И публикуется, как я уже сказала, не только на «Новой литературе»...
------------------------------------------------------------ * По приведённому четверостишию. Поскольку Марат Аваз-Нурзеф успел предупредить, что мата не приемлет, оговорюсь. Когда речь идёт о нежных розах в рассветных лучах, никому в голову не придёт «нехорошее трезвучие», а если придёт-таки – это и будет скверно-словие (и скверно-думие, соответственно). Но в данном случае речь вовсе не о розах, стояли – уж простите, но не они. Поэтому – привожу как есть; привожу к месту, а это единственное оправдание тому, что в тексте случается, будь то розы или что-нибудь другое, совсем даже не цветочное.
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
|||||||||||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Детские вешалки плечики с прищепками. . Фумигация складов технология фумигации. . https://www.mostmecanica.com механическии инструмент для опрессовки. |