Елена Зайцева
Критический обзорОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 18.04.2008
Ника Алифанова, сборник «Время оконных зайчиков». Тексты искренние и в то же время «нерасхристанные». Благородные, я бы даже сказала высокородные. Красивые рифмы: в традиции, но без инерции. Тут многое именно на них держится, на их окликах/откликах:
Во тьме живут иные существа,
Но проблемка между комильфо-осанкой и искренностью всё-таки возникает. Движения не то чтобы скованные, но с оглядкой, с учётом того, что тут веер, а там корсет, и вообще – не разбежишься… Стихотворение, практически каждое, – «и отзывается, в общем, нередко… / только всегда ему что-то мешает…». Тексты требуют какого-то повышенного, особенного внимания – как принарядившиеся дамы. Силёнок у этих дам (читай: внутренней силы текста) маловато. Они не только за собой не поведут, а ещё и на карете поедут… Немного жаль, что –
черным черствым грустным взглядом
– но как-то… совсем уж немного. Напряжение никакое, влезай, не убьёт. «Окликнешь горе – будет горе. / Но и оно тебя не съест».
Юлия Ставская, некоторые избранные тексты из книги «Жажда».
***
Нет, не кажется. Хорошо видно: слова не только не выигрывают, ничего не получают от соседства друг с другом, а просто-таки стремительно теряют, выветриваются, стираются. Здесь говорение уничтожает слова. Эти ноты-цейтноты ничего уже больше не значат, никак уже больше не звучат. Исчезают, говорятся следующие, опять исчезают... Ширящаяся пустота. Можно ли сказать, что это плохие стихи? Нет, наверно. У стихов просто другие задачи – они не «сметают», а (по)являют. То, чего не было, то, что было неявно… А это, конечно, обратный пример, и очень хороший.
Леда Бархатная, сборник «Оно и не». Может Леда говорить ерунду? Разумеется. Как и все мы. Время от времени ка-ак ляпнем… Я например (прямо сейчас): «Зато она даёт словам…». И задумалась. Ну ладно… Так что же они от неё получают? Свободу. Что, конечно, не надо бы путать с бардаком. Если слова просто вытрясти как из мешка, будет не свобода, а куча-мала. А Леда умеет слушать, умеет смотреть, она ритмует и рифмует и рисует – и рискует, да. Очень рискованные тексты, пограничные. Почти-непонятные, почти-непозволительно-странные, – но ещё позволительно! (а когда всё-таки нет – читаем сначала, где «может ли» и «разумеется»). Смысл буквально на глазах рождается, и он такой объёмный, «переливучий», что даже явно афористическое не оплощается до «это о…» («Я долго буду гнить в могиле – / Во мне неслабая органика…»; «Нет готики во мне, но есть печать…»). Это – не о. Это О, А, Е, И – и вообще все звуки, когда они никуда не загнаны, когда живут… И, кстати, сколько Т!
Удержаться и не тронуть,
Я даже «неофрейдистское» объяснение этому придумала. «Т» – это «ты». Тексты очень замкнутые, интравертные, они – инстинктивно – ищут эту отдушину, чтобы не замкнуться до полного аутизма. И находят. Звуко-организация смысло-образуется, «ты» появляется, отзывается на эту манТру…
Павел Феникс, сборник «Август. История болезни». И, видимо, заразной. Много народу этим болеет, уже доброй традицией стало это вяловещательное-постбродское. Усталость незнамо с чего… Так и буду называть – усталость на посту.
В слово «она» незаметно закрался ноль.
На том же посту устал и Дмитрий Шабанов, сборник «Один». Да нет, не один уже. Даже в этом обзоре…
В тамбуре курят, как было указано выше,
Я тут подумала… Хочу вам показать новорожденное стихотворение новоявленного автора Феникса Шабанова:
В слово «она» незаметно закрался ноль.
Микс, как вы прозорливо заметили, из вышеприведённых П. Феникса и Д. Шабанова. Формула до безобразия проста* и до боли в сердце неважна. Можно перемикшировать как угодно. Страшно подумать, что бы это могло значить, даже расписания автобусов так не перемешать…
Пять посвящений.
Нике Алифановой:
Во тьме, во сне, в себя-дозоре, Опять то сплин, то паралич... «Окликнешь горе – будет горе». А ты возьми да и не кличь!
Юлии Ставской:
Жизнь – соло. Вам не кажется, стена?
Леде Бархатной:
Сообщение только для вас, от Ле- ны: мы не погрязли в золе – и вы! Буквы цветут и звуки – те. От Ле- ды – свободно… зы – спасибо ЛЕДЕ!
Павлу Фениксу:
Каким вы «постмодерном» стали… И что, действительно устали?
Дмитрию Шабанову:
В тамбуре курят, как было указано выше, Но курение – вред, и зря им в это не верится. Давайте хоть где-то, хоть даже и здесь напишем: «No smoking, it’s bad, спросите Шабанова – или Феникса!»
-----------------------------------------------------
*1Ф1Ш – 3Ф3Ш – 2Ш2Ф – 4Ш4Ф, цифры и буквы – соответственно номера строк и инициалы авторов «исходных» текстов.
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Детские плечики купить: вешалка плечики. . приключения синдбада морехода аудиокниги |