HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 г.

Елена Зайцева

Октябрь. Проза (2) (№41)

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 20.11.2008
Иллюстрация. Автор: Простакова Наталья. Название: "Музыка ". Источник: http://artnow.ru/ru/gallery/8/5386/picture/0/93491.html

 

 

 

17 октября, Эдуард Тубакин, рассказ «Сорок дней». Поминки известного художника превращаются в «разгул», зачем собрались-напились – никто уже не помнит. Или нет, помнит – молодой художник Эрнест Жнецов. Он понимает ушедшего мастера и даже берётся завершить его картину: «Я стану как он, нет, лучше его!» Мать умершего, глядя на это рвение, «умиротворяется» («лик её просветлился и очистился»). Ну что сказать… Топором всё вырублено, конечно. А голосовала я за публикацию вот почему: всё-таки автору удалось, несмотря на всю топорность, отграничить пространство, место действия. Весь маразм этих поминок – как на ладони.

 

19 октября, Олеся Иванчикова, «У Тома Соейра тоже не было мамы». Очень визуальный текстик, «зеркальный» – не только отражает, но и даёт какие-то блики, отсветы. Какие:

«…Я отвечала Тоне:

Люди загадочны.

А разве загадочное не прекрасно? – вдохновлялась моя девочка.

Да, наверно, – с сомнением подтверждала я и снова принималась чистить вялую морковь тупым ножом с рукояткой, подплавленной по краям. А моя Тоня снова обращала своё бледное личико к унылому пейзажу окна…»

Прямое отражение: они, люди, действительно загадочны. Интонационное «искажение»: героиня (Саша) просто не хочет отвечать на вопрос, пытается сказать как-нибудь обще. Блик: получается не только обще, но и грустно. Блик: иронически. Блик: «фонетически», «Я отвечала Тоне: – Люди загадочны…» – это уже стихи… Минус или нет, что рассказ такой… немного размытый? что не хватает ему чёткости, «кости», куда наращивать происходящее, хронологии-географии? Не знаю. По-моему, с этой нехваткой легко миришься – здесь. Хочется сказать: проза поэта (а так оно и есть, у нас в журнале два стихотворных сборника Олеси).

 

21 октября, Евгения Игнатьева, «Окрошка».  «Для 1 кг окрошки: квас – 650 г, картофель вареный очищенный – 100 г, морковь вареная очищенная – 40 г, огурцы свежие – 130 г, лук зеленый – 60 г, редис – 40 г…» Позволю себе недоцитировать (хотя и мысль хорошая, и фразка одна из лучших, дальше-то всё идёт в духе малооплачиваемого перевода: «Вообще-то, мне казалось, что если будущий светило журналистики, который собирался вытянуть тебя из долгов, пустил коня поэтичности по полю красноречия, то редактор должен был бы навострить уши…»). Скажу о главном. Заканчивается рассказ действительно страшно: «Я все еще подумываю, не сделать ли мне из этого роман? А почему нет?» Как представлю…

 

23 октября, Игорь Васильев, «Беседа над разрушенным городом».  Текст-картинка, но краски мне не нравятся. От этих «рыжеволосых гетер», «лукавых с прозеленью морей» как-то… попсовато.

О чём философ (который «однажды гулял среди развалин приморского города») спрашивает священника церквушки, построенной из «останков» этого города: «Неужели великий город жил только для того, что бы появилась эта церковь?». Священник отвечает: (если вы хотите, чтобы священник ответил «да», читайте «Беседу…»; если думаете, что он мог ответить что-то другое, значит, это не священник). Но философ не унимается: «А как же сама жизнь? Разве она мусор и труд раба?» Нет конечно. Жизнь прекрасна. Слива сначала красиво цветёт, а потом вкусно кушается. И вообще – «Божья воля ведёт ко благу». (Священник всё-таки. Чего бы мы там ни подумали.)

 

26 октября, Николай Прохоров, миниатюра «Остановка». Небольшое, блоговское такое, размышление о том, как: раз – и инфаркт (предынфарктное состояние). Но хоть «Вторая операция не понадобилась. Все оказалось гораздо лучше, чем предполагали…». Вот и слава богу, вот и хорошо (я не про «миниатюру», разумеется).

 

29 октября, Владимир Юрлов, «Жизнь Вуду». «Этот рассказ запоминается хотя бы потому, что весь винегрет возглавляет слово «Вуду», которое там тоже никаким местом», – как правильно заметил один из редакторов. Добавить нечего.

 

31 октября, Иван Азаров, «Двигаясь наощупь. Игры в ассоциации». Жаль, но эти игры просто не рассчитаны на других участников. Автором не рассчитаны. Есть идея, идея интересная, но записана она кое-как, начерно, вот именно – наощупь. Следовать за чужими ассоциациями, изъяснёнными околично?..

«…Согласно сложившемуся стилю я буду изъясняться околичностями, по-другому я не умею. Я не могу без придыхания говорить о людях, бывших для меня смыслом жизни. Запахом хлорки была овеяна первая наша встреча. Судьба дала мне шанс. Судьба была ко мне чересчур щедрой, я же предпочёл сделать вид, будто меня не устраивают некоторые пункты нашего соглашения. Конец моим сладким мечтам и бессмысленным попыткам построить вымышленное счастье на бумаге пришёл через два с половиной года после первой встречи. Предсмертная вспышка облегчения в виде совместной поездки до метро и: «Продано!» – узнал я из третьих уст…»

 

31 октября, Анастасия Бабичева, рассказ «Космос в окне». Об инвалидах говорить надо, конечно. Но вот рассказа из этого может и не получиться… Здесь эта «инвалидная идея» как бы придавливает текст. Звёздочки, кисточки и ягодки – нет, не то, они просто сминаются, и получается плоско, «открыточно»… Но хоть так, ладно. Антуражик плоский, но есть, просматривается. Ни художника, ни девочку – вообще не видно. А корреспондентка эта «из-английская» – уж вовсе немыслимая смесь (плоско-открыточного с никаким, несуществующим, недосочинённым). Восторгчик человека-невидимки… И вообще этого восторгчика многовато. Он, кстати сказать, тут и «детскость» изображает. Надо ли говорить, что неубедительно. Дети видят серьёзнее, глубже.

«…Костя был для меня волшебником. Это потом я стала называть его Костей. Тогда он был – дядя Костя. Дядя Костя Волшебник. И я впервые подходила к его дому, трепеща и задыхаясь.

Мама, мамочка! Там такое…»

С этого же «– Мама, мамочка! Там такое…» рассказ и начинается. Честно говоря, успеваешь испугаться. А оказывается – тюбики, баночки…

 

В следующий раз – о рассказах Александра Славнова (сборник «Основания для лучшей жизни», 12.10.2008), которые «обошла» именно потому, что хотелось сказать о них отдельно.

 

 

 

Акция на подписку до 1 июня

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.




Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за март 2022 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?
Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Цепи торговые. Велосипедные цепи.
Поддержите «Новую Литературу»!