HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Дмитрий Зуев

Vitium

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за июль 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2019 года

 

На чтение потребуется 35 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 23.07.2019
Оглавление


1. Предисловие
2. luxuria

Предисловие


 

 

 

После выхода сборника «Остаётся дом ваш пуст» я получил неожиданный упрёк в заигрывании с монстром-постмодернизмом. В наше время блогов, пабликов и виртуальных агиосов любое, даже чисто художественное произведение если не превращается в эссе, то, по крайней мере, в восприятии читателя всегда в какой-то степени приобретает публицистический характер. Автор близко, на расстоянии вытянутого клика, с ним можно связаться, задать вопрос, получить ответ.

Наверное, поэтому писатели, упорно старающиеся сохранить статус последних классиков современности, всеми силами защищают себя от контактов с внешним миром. Мысль превратиться в «публициста-плюс» невыносима. Но есть и признанные мастера, которые сделали «профессорскую» манеру диалога с аудиторией своей фирменной.

Форма романа-эссе придумана не сегодня. Д. Барнс или М. Кундера создали себе имя на рассуждении об истории культуры. Перемещаясь в свою духовную Йокнапатофу, где жизнь идёт не по законам логики, а по законам просвещённого сознания, по законам Платона, по законам риторики, – они сильно рисковали. Но риск окончательно лишить «художественную литературу» сакрального статуса во многом был оправдан.

Сегодня нельзя заставить главного героя курить трубку, чтобы не быть обвинённым в «постмодернизме». А принцип публицистичности избавляет литератора от надобности двигаться в русле этого вечно извиняющегося за вторичность постмодернизма. Малапарте, Мейлер или Капоте не вынуждены вооружаться самоиронией, играть в интеллектуальные игры, использовать готовые формы и цитирование. Они изначально соглашаются с Р. Бартом: автор мёртв. Есть только опыт и ремесло – автора нет.

 

Так уж повелось, что любая «долгоиграющая» вещь в итоге обзаводится у меня своеобразным доппельгангером. Если я пишу что-то крупное по форме, я не «пестую» идею, а работаю над проблемой. Ницшеанский исследователь «Аполлон» давно победил во мне неврастеничного пьяницу «Диониса». Мне интереснее изучать, чем выплёскивать.

Пока ты разрабатываешь тему, читаешь, собираешь информацию – появляется множество побочных сюжетных линий, мотивов, решений, которые спорят с основной линией произведения, неизбежно отделяют повествование от структурного скелета.

Обычно после работы над крупной вещью у меня остаётся куча этюдов, зарисовок и готовых портретов, которые жалко хоронить. Даже у литераторов-ремесленников образы иногда оживают и живут своей жизнью. Мы знаем, что доктор Франкенштейн любил своего монстра, созданного из кусков чужих тел, не меньше, чем селяне, пришедшие с вилами к стенам его замка, своих чумазых детишек. Некоторые «ремесленнические» открытия сопоставимы как источник дионисийского опьянения с вдохновением «поэта-творца».

Завершая последний свой сборник рассказов, я уловил, что в жанре (назовем его так условно) «повесть-эссе» есть что-то от диалектики Гегеля. Помимо сюжетных линий отдельных частей параллельно развивается и общая композиция сборника. Став частью чего-то целого, каждая из глав такой вещи начинает играть в общем «ансамбле» и раскрывается совсем в ином свете. Равноправны ли эти голоса?

По Гегелю они равноправны. Но ещё до завершения работы созвучие складывается не только из тех частей, которые ты условно считаешь «удачными», определённое многоголосие получается и из «ответных» голосов, которые в итоге не попадают в произведение. Даже если эти вещи сами по себе казались тебе «вторичными», собравшись в цельную композицию, они уже выступают в новой роли «целого». И цена этого «целого» определяется не только суммарной ценностью глав. Результат сложения непредсказуем. Целостная композиция в своей самобытности и угловатости становится художественным фактом.

 

Грех – одна из ключевых тем в искусстве с начала времён. Восприятия греха разнятся, если смотреть на него под разными углами, из разных временных точек. Никакое их этих восприятий нельзя признать «основным», так как сама по себе рефлексия на эту тему свидетельствует о том, что человек идёт к пониманию своей «неправильности». Кто может осудить того, кто двигается к осознанию, делая первый шаг с вершины своего личного опыта? Никто, так как личный опыт – первая жертва, которую гордец приносит к алтарю своего нового «храма». Общий подход – универсальный подход. В вопросах сокровенных он не работает.

Есть библейское понятие греха. Есть юридическая объективация понятия греха. Есть просвещенческий заменитель богобоязненности – совесть. И нельзя делать вид, что этот гвалт в голове современного человека умолкает, как только мы заходим в церковь.

Мы не можем жить, делая вид, что Фрейд никогда не существовал, даже если мы искренне верим в Бога. Мы не можем отмахнуться от примата закона, так как любое противопоставление закона и веры приводит к «золотым куполам», которые «на груди наколоты». Одного портрета каждого из семи грехов – недостаточно. Важно исследовать природу греха, а не создать его фотографию на память.

«Vitium» – одновременно повесть-исследование и рабочий материал, который стал для меня не менее ценным, чем сборник рассказов, над которым я работал достаточно долгое время. Почему я решил открыть двери этой «кухни»? Приведу лишь одно сравнение.

Иронический портрет «гнева» сразу отлично занял своё место в уже сложившейся системе «Остаётся дом ваш пуст». Композиционно мне нужен был гротескный образ греха, который идёт от хтонической ярости, но при этом вызывает улыбку. Я хотел разделить другие, «серьёзные» части сборника, на которые делал ставку. У меня получился «Гнев» – потомок неконтролируемого исступлённого сатанинского зла, жаждущего разрушения.

Меня вполне устроил такой «рисунок» в рамках одного сборника рассказов, но пытаясь создать локализованный яркий образ этого деструктивного хаоса, Сета, я всё больше осознавал, что природа зла – двойственна, как весь мир в ницшеанской системе, с которой я начал это предисловие.

В «Vitium» всё получилось иначе. Ярость в общей структуре произведения, не ограниченного так строго рамками художественной целостности, стала совсем другой. Она обрела «толстовскую» структурированную и обоснованную причинно-следственными связями природу «Крейцеровой сонаты». Здесь злоба – конструктивной природы: она – целесообразная аполлоническая мысль. Это созидательный гнев ревности. Оправданная ненависть – гораздо тоньше, она вызывает не смех, а боль. Её невозможно высмеять, так как она близка каждому. Это всё тот же «грязный» инстинкт, но сердцевина его – не стихийная агрессия, а защита. Ревность в нашем понимании – сооружение фортификационного характера. И мы благополучно забываем, что эта «понятность» нам и оправданность не делают её богоугодной.

Ницше рассматривает созидание как позитивный момент. Созидание Аполлона – это гармония античного мира. Но гармония – это, прежде всего, порядок. Абсолютная гармония – тираничная гармония, тирания порядка. Аполлон может, проявляя своё благоразумие, заниматься и разрушением. Или, точнее сказать, созидать в разрушении: «работать на кране с шаром», строить идеальные концентрационные лагеря, гармонизировать ужас. Исключительно сложной и неоднородной природой греха рождено моё желание изучить его с нескольких сторон.

Нужно сказать ещё несколько слов о композиции повести. Я несколько нарушил канонический порядок классификации грехов: переставил «блуд» на первое место и предварил им нормальную последовательность «Евангелие от Матфея». Таким образом «альковные» части (обжорство здесь тоже связано с Женщиной) равномерно распределились по произведению. Фрейдистский смысловой стержень, с одной стороны, уравновесил композицию, которая имела явный перекос из-за крупного центрального «уныния». С другой – мотив неосознанной, неконтролируемой, но узаконенной похоти привёл к закольцовыванию всей композиции. Кольцо – это бесконечность: грех будет, пока есть человек, то есть грех для человека бесконечен.

Отмечу ещё, что тема музыки поднимается в ключевом рассказе неслучайно: в противостоянии аполлонического (пластического) начала дионисийскому (музыкальному) здесь кроется главная коллизия.

«Музыка затихла, потом исчезла вовсе. На последних нотах «Страстей по Матфею...» – всё начинается и кончается музыкой. Почему? Если анализировать повесть «с позиций Ницше», главный герой искал союза с Дионисом, презирая людей, но, оказавшись вне общества, понял, что Дионис – покровитель всех людей, а не одного человека. Мы одиноки в созидании. Аполлон – спаситель, но только если ты готов оказаться один. Глушь, где нет людей, в этом случае – простая метафора.

Главная мысль «Vitium»: порок – не суть греха, а инструмент общения с людьми, стремление к людям. Суть греха – логика. Логика опасна в руках существа, в которое самой природой вшита программа «еда, секс, агрессия, дети». В «Vitium», если можно так сказать, победил Дионис. Точнее, его безумие: стремление к бездумному, локальному, сиюминутному пестованию неизбывного порока.

 

Дмитрий Зуев

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление


1. Предисловие
2. luxuria
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!