История тоже может быть облачена в литературную, художественную оболочку. Нужно быть фанатом своего дела, искренне любить то, о чём пишешь, для того, чтобы эта работа действительно имела художественную ценность. Подобные работы всегда удостаиваются должного внимания, вот и в 1902 году Нобелевскую премию в области литературы вручили немецкому историку, филологу и юристу Теодору Моммзену. Непосвящённый читатель сразу задастся вопросом: а как историческое исследование смогло позволить его автору получить настолько творческую награду, как «Нобелевку» по литературе?
Введение в работу Теодора Моммзена, за которую он и получил премию, «История Рима» в пяти томах, начинается со следующих слов (пер. А. Егорова): «На извилистых берегах Средиземного моря, которое и разделяет, и соединяет три части Старого Света, издревле жили народы разного происхождения, в историческом смысле представлявшие одно целое, так как они были в постоянных и близких отношениях между собою». Эти строки, как и вся работа, пронизаны глубокой лиричностью, художественностью и любовью. Говоря об авторской позиции в «Истории Рима» (а внимание на это обратить необходимо, ведь мы рассматриваем текст с художественной, а не исторической точки зрения), важно отметить желание Моммзена наиболее позитивно высказаться о Риме, не потеряв при этом историческую достоверность, к примеру:
«Италия, так же как Греция, – благодатная страна, с мягким, умеренным климатом, которая требует от человека постоянного труда для удобного существования, но щедро вознаграждает за труд. Береговая линия Италии развита значительно менее, чем в Греции, и рядом с материком нет усеянного островами моря, поэтому мореплавание не развилось здесь так, как в Греции. Зато Италия удобнее для земледелия и скотоводства и обширнее»...