HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2024 г.

Степан Агафонов

Жизнь Аполлония

Обсудить

Повесть

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за сентябрь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2023 года

 

На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.09.2023
Оглавление

3. Глава II
4. Глава III
5. Глава IV

Глава III


 

 

 

Жрецы, встретившие Аполлония, были заняты приготовлениями к мистериям Исиды и Осириса, коим, по установленному издревле порядку, надлежало свершиться в тот день.

– О философ, – сказал один из жрецов Аполлонию, уже успевшему представить себя египтянам, – мы бы с радостью провели время с тобой, однако неотлучное дело призывает нас изменить своему горячего желанию. Если же ты хочешь помочь нам в приготовлении к священным мистериям, следуй за нами.

Слова жреца произвели неприятное действие на Аполлония, вынужденного на время укротить свой светлый порыв к познаниям и заняться совершением чуждых и неведомых ему мистерий. Однако пифагореец, наперекор своей воле, пошёл вслед за жрецами и вскоре, оказавшись на месте будущего представления, узрел других жрецов, державших в руках странные одеяния и нёсших на плечах своих каменную статую Исиды. Очам Аполлония предстал облик богини, облачённой в чёрный плащ, закрывавший почти всё её тело; на голове изваяния возвышался маленький пустой трон, символ власти, окружённый разноцветным венком из цветов. Густые власы богини ниспадали на плечи и грудь; на стопах её висели сандалии, сотканные их пальмовых листьев. Узрев изваяние и шествовавших с ним людей, Аполлоний спросил главного жреца:

– Кто сия женщина, статую коей несут на себе участники мистерий?

– О муж эллинский, разве не знаешь ты, что пред тобой – царственная Исида, подательница плодородия и владычица всех вод, земных и небесных, покровительница женщин? Каждый год мы совершаем священные мистерии в память о подвигах сей богини и всесильного Осириса, её супруга и брата. В давно минувшие времена, когда правили Египтом сами боги, погиб небесный Осирис, сражённый врагом своим Сетом. Не могла утешиться Исида от охватившего её горя и, ужаснувшись жестокости нечестивого Сета, бежала из царского дворца. Когда Исида нашла мёртвое тело Осириса, выброшенное на берег Нила, она призвала душу своего божественного супруга из загробного мира, прося его даровать ей сына, который отмстит за гибель своего великого отца. Осирис внял взыванию Исиды и послал ей свою живительную силу из царства мёртвых. Спустя время родился у Исиды Гор, и Сет, прослышав о чудесном появлении на свет сына богини, бросился разыскивать его, чтобы умертвить. Долгие годы скрывалась Исида со своим сыном в болотах Нила, пока не возмужал наконец Гор и не собрался совершить возложенное на него отмщенье. В тот день воззвала Исида вновь к вечно живой душе своего умершего супруга. «О Осирис, ужасная грань мира мёртвых и мира живых разделяет наши горящие пламенем любви и мести души. Словно тьма пролегла между нами, сокрыв от нас небесный свет Ра, словно богиня мрака пронзила наши души тяжкой горечью разлуки. Подобно тому, как небо и земля не воссоединятся вновь и не возвратится первозданный хаос, так и мы не встретимся уже никогда, если только Гор не одолеет Сета. Но Сет погибнет, ибо сын наш Гор, вооружившись мечом правды, уже спешит обрушить на главу Сета возмездие и, взяв его око, возвратить им тебя к жизни». Пока же Исида взывала с такими словами к Осирису, незримо внимавшему ей, могучий Гор, уже нагнав обратившегося в бегство Сета, вступил с ним в бой. Когда пал Сет, сражённый сыном Осириса, Гор вынул из его тела драгоценное око и с помощью него возвратил к жизни своего отца. Вернулась душа Осириса в его тело, покинув мрачный мир мёртвых, однако не захотела оставаться в мире живых: вместе с Исидой возлетел Осирис в обитель богов, отдав сыну своему Гору власть над Египтом. С тех пор Осирис стал судьёй душ в царстве мёртвых: нас, жрецов, фараонов и всех людей добродетельных, ожидает милость Осириса и вечное пребывание на блаженных полях Иару.

Пока жрец говорил, вокруг него и Аполлония начала собираться толпа желавших взглянуть на мистерии. Наконец, обратившись к собравшимся, жрец сказал:

– О благочестивые египтяне, воззрите на дивное изваяние Исиды и преклонитесь пред ним, ибо в нём живёт дух богини; пролейте также слёзы в знак скорби по великому Осирису.

 

Когда же египтяне совершили привычный для них обряд, Аполлоний, весьма смущённый увиденным, произнёс, обратившись к главному жрецу:

– Доколе вы, о мужи благоразумные, будете чтить камень и поклоняться ему, зная, что нет в нём божества? Разве не могущественна Исида и не велик Осирис, что вы проливаете по ним слёзы? Если они правда боги, пусть не требуют ваших слёз, но если они люди – не поклоняйтесь им.

Слова Аполлония вселили смятение в душу жреца, но он не посмел прибегнуть к гневу, ибо счёл речь философа разумной и исполненной правды. Отойдя вместе с Аполлонием подальше от толпы, жрец спросил философа:

– Как же, о эллин, следует воздавать должное поклонение богам, если они не нуждаются в мистериях и своих изваяниях?

– Что может более приятным для богов, чем благодетельная и праведная жизнь, через которую смертные возносят небесам хвалу? Постоянные жертвы и обряды присущи лишь диким народам, не ведающим ничего о великой добродетели и сущности божества. Но мистерии, устраиваемые вами, о жрецы, кажутся мне не столько странным, сколько увлекательным зрелищем – посему я и пришёл взглянуть на ваше необыкновенное представление.

Так завершился разговор жреца и Аполлония, после чего философ стал зрителем начавшейся мистерии.

 

Посвящённые, облачённые в диковинные одеяния, представляли на сцене события из земной жизни богов: умерщвление Сетом Осириса, странствия Исиды в поисках своего несчастного супруга, чудесное рождение Гора в болотах Нила и, наконец, великую битву сына Исиды с коварным Сетом, завершающуюся поражением Сета и возвращением к жизни Осириса. Между частями представления слух зрителей услаждала игра на музыкальных инструментах, создававшая в их воображении картины небывалого прошлого. Когда же сцена опустела, перед заворожёнными созерцанием великой мистерии зрителями предстал главный жрец, державший в руке своей хвалебный гимн Исиде и Осирису, прочтением коего он собирался завершить представление.

«О могущественная Исида, дочь Нут-неба и Геба-земли, поистине достойна ты именоваться Госпожой небес. Было время, когда бог Ра, мучимый болезнью, призвал к себе тебя, о Исида, дабы ты излечила его от недуга; но ты, великая богиня, сказала Ра: «Открой мне своё настоящее имя, о первосущий бог». Тогда Ра, не смея противиться, раскрыл тебе своё великое, тайное и сокровенное имя – ты же, став единственной обладательницей сей тайны, обрела великую силу и власть над всеми богами, которых ты силой чудного имени божества покорила своей воле. Со времён, когда свершилось сие на небе, не нашлось уже ни одного бога, имевшего власть, превосходящую твою. Когда же все, кто на небе и на земле, преклонились пред сиянием твоего непревзойдённого величия, ты, увенчанная венком вселенской власти, превознесла свой престол превыше всего сущего. Воззри же, о царица богов, со своей вышины на нас, верных тебе египтян, и ниспошли нам свою милость.

Великий Ра, разъезжающий по небу, свидетель, что Исида – всему начало и конец; она – первая и последняя. Ты обучила нас, о светоносная богиня, ремёслам, явила душам нашим познание искусства, открыла тайные свойства всех трав и плодов земных. Моря и ветра подвластны деснице твоей, ибо ты – родительница природы и владычица стихий. Вода, огонь, земля и воздух повинуются всякому зову Исиды и трепещут при одном лишь явлении дочери Неба. Кто, как не благая Исида, хранит города от всеопустошающей войны и разрушения, спасает невинных из их темниц, посылает вызволение охваченным яростной бурей мореплавателям? Исида – виновница рождения и жизни, ибо она властна посылать и облегчать роды, а также наказывать бесплодием тех, кто пренебрёг волей богов. Некогда не ведали люди о добродетели и творили злодейства, но ты, о Исида, послала им законы, дабы смертные, приняв повиновение небесному установлению, жили на земле в мире и счастье. Никто из богов не явил в мир столько блага, сколько могущественная Исида. Все народы чтут тебя, великая богиня: сирийцы называют тебя Астартой, ликийцы – Лето, фракийцы – Кибелой, а эллины – Герой. Мы же, египтяне, чтим тебя, царственная Исида, наилучшим образом, призывая именем, подлинно тебе присущим».

Жрец, завершив свои хвалебные слова, склонил главу, охваченный привычным трепетом; народ же, вняв сделанному им движению, вновь пал на колени пред стоявшей на возвышении каменной статуей Исиды. Затем рядом с изваянием богини был водружён столб Осириса, означавший возрождение его от пут смерти. Когда же наконец разошлись все поклонники Исиды и Осириса, Аполлоний явился к главному жрецу, намереваясь продолжить с ним философский разговор, прерванный из-за мистерии.

 

– Какой же вы представляете душу человеческую и какая участь уготована ей богами после освобождения от телесных пут? – спросил жреца Аполлоний.

– О мудрец, – отвечал жрец, – предки наши учили, что у всякого человека, кем бы ни был он – рабом или самим фараоном, – есть несколько душ, составляющих его существо. Они обитают в теле при земной жизни, но после, когда бренная темница уже не может в себе их удерживать, сии души выходят из тела и направляются каждая к своему месту. Мы слышали также, что всего душ в человеке девять. Первая – Ка, жизненная сила, двойник самого человека, которая после телесной смерти бродит по земле либо переходит в статую, избрав её своим новым обиталищем. Потому и возводят египтяне статуи фараонов, чтобы часть их души переселилась в сии изваяния и оказывала нам покровительство. Вторая душа, называемая Ба, есть совокупность всех чувств, накопленных за жизнь человеком; она не сходит в царство мёртвых, но остаётся вместе с телом в гробнице. Третья душа Ах, расставшись с телом, устремляется к уготованному ей месту в царстве мёртвых, где проходит суд Осириса и Анубиса. Но если Ах не достигнет врат смерти, она остаётся бродить по земле и может даже являться взору смертных в обличье бесплотного призрака. Четвёртая составляющая человеческой души есть Иб, духовное сердце, представляющая собой некий сосуд, в коем собраны все деяния человека за земную жизнь. Вместе с Ах Иб сходит на суд Осириса, чтобы облегчить посмертную участь Ах либо усугубить её вину. Неведома сущность ещё двух душ – Сехем и Шуит, воплощающих в себе часть жизненной силы человека. Восьмая душа Сах есть двойник человека, его невидимое тело, отделяющееся от бренного при бальзамировании. Последняя же составляющая человеческого существа есть бренная оболочка Хат: она лишена разума и является лишь земным вместилищем Ка и Ах. Она рассыпается и уничтожается, лишь только все души выходят из тела.

Сказав так, жрец заметил признаки удивления на лице Аполлония и спросил его:

– Какой же представляют душу греки?

Тогда Аполлоний, приняв задумчивый вид, ответил:

– Подобно египтянам, греки убеждены, что душа вечна и получает воздаяние после смерти тела, в коем заключена. Однако же есть философы, которые не собираются признавать человека существом вечным и даже сомневаются в существовании самих богов. Сии неблагоразумные мужи намеренно высказывают взгляды, противоречащие непреложным истинам, которых придерживались все народы ещё с глубокой древности. Но я оставлю в стороне странные воззрения некоторых из эллинских философов и, будучи убеждён в существовании своей нетленной души, расскажу вам, насколько могу, о её сущности. Пифагор, к коему я возвожу своё сокровенное знание, учил, что душа в человеке едина и не состоит из нескольких самостоятельных частей, как утверждаете вы, о жрецы, вслед за своими предками. Напротив, она обладает способностью полноценно чувствовать и мыслить и не может быть разделена на свои составляющие части. Во время земной жизни душа, пребывая неотлучно от тела в тесной связи со всеми его частями, руководит мыслями и деяниями человека. Когда же наступает час смерти, душа теряет своё единство с телом и расстаётся с ним, устремляясь в царство Аида, где она предстаёт перед духами судей, которые выносят ей посмертный приговор. Если душа приходит на суд осквернённой нечестием, судьи назначают ей исправительные наказания и отправляют на многолетнее мучительное пребывание в чертоги Аида, где несут бремя наказания другие подобные ей души. Но прекрасная участь ожидает тех, кто вёл жизнь достойную и добродетельную, не совершал порочных деяний и не осквернял себя нечистыми помыслами: сия душа отправляется на Елисейские поля, где проводит вечность в неиссякаемом свете и светлой радости и единении с другими блаженными душами, созерцая божественное. Пребывание же наше на земле должно служить приготовлением к чудесному путешествию в обитель света, которая совсем скоро примет нас за нашу жизнь, угодную небесам.

 

По прошествии некоторого времени предмет разговора жреца и Аполлония перешёл с объяснения сущности души на поиск первоначал всего сущего.

– По представлению нашему, – сказал жрец, – не было вначале ничего, кроме первозданной водной стихии, называемой Нуном. Никакое живое существо не заселяло ещё землю, не было богов в небесах, и лишь божественный Нун наполнял собой всё сущее. Но настал великий час, и из священных вод таинственно родился Атум, лучезарный бог солнца. Задумав создать мир, Атум решил заселить небо и землю живыми существами: он сотворил всё, что движется, летает и плавает. Тогда Геб, узрев сие свершение, произвёл на свет растения, предназначив их в пищу животным, а также породил воды, дабы существа могли утолять свою жажду. Но Атум, не удовлетворившись плодом своего творения, вознамерился создать нечто среднее между богами и животными. Взяв гончарный круг, солнечный бог вылепил на нём человека, придав всем частям его тела гармоничность и совершенство; затем же он создал для человека душу, которая, войдя в образованное из глины тело, оживила его. Так создал Атум людей, животных и всё сущее, наделив их соразмерностью и совершенством. Устав же от своих трудов, Атум прекратил творить и навсегда взошёл на небо. Разными именами величают египтяне Атума, виновника жизни и подателя всего: мы называем сие божество и Птахом, и Амоном, и Ра, и Хнумом. Но величайшее из имён солнечного бога – Атон: сему имени мы и возносим хвалу и поклоняемся всякое утро, когда Атон восходит на небо в огненном сиянии. Велик Атон и подобен в царственном величии своём самой Исиде, владычице мира и богов.

Сказав так, жрец спросил Аполлония, что полагают эллины причиной сущего и каким видят начало всего.

 

– Среди греков есть несколько мнений об образовании мира, – отвечал Аполлоний. – Вначале я расскажу тебе миф, который передал нам поэт Гесиод, а затем посвящу тебя в подлинно верное знание, открытое мне от Пифагора. Итак, прежде чем появились земля, огонь, вода и воздух, согласно Гесиоду, существовал лишь бездонный и беспредельный Хаос, не обладавший ни разумом, ни телом. И сей Хаос породил «широкогрудую Гею» и сумрачный Тартар, в недрах глубоких залегающий, а также прекрасный Эрот, властвующий над сердцами людей и богов. Ночь и мрачный Эреб произошли вслед за ними из Хаоса; сочетавшись узами Эрота, они дали новоявленному миру Гемеру – яркий свет. Великая Гея также породила из самой себя Урана-небо; от Тартара же имела она страшное чудовище Тифона. Затем Гея сочеталась любовными узами с сыном своим небесным Ураном и родила великое потомство – шесть титанов и шесть титанид, сторуких великанов, одноглазых киклопов, богинь времён года ор и все моря. Так и образовались небо и земля, свет и тьма, чудовища и боги: но все они, несмотря на свои могущество и власть, повиновались Эроту, всесильному богу любви, могущему поражать своими стрелами любящие сердца.

Но вознамерились титаны, порождённые Ураном, восстать против своего отца и завладеть мировой властью. Тогда Крон, самый смелый и хитроумный из титанов, свергнул Урана и вместе с братьями воцарился на Олимпе. Но Гея-Земля изрекла Крону предсказание, что суждено ему лишиться своей власти от руки собственного сына. Вняв страшному зову Геи, Крон заключил в своё чрево рождённых им от сестры Реи сыновей, чтобы не причинили они зла его всемогуществу. И лишь один из рождённых Кроном богов, наречённый Зевсом, спасся от жестокой воли отца. Перенесённый любящей матерью на остров Крит, он был воспитан там божественными нимфами. Достигнув же лет зрелости, юный бог решил восстать против Крона и освободить из его чрева своих братьев – Аида и Посейдона – и сестёр – Гестию, Деметру и Геру. Богиня разума Метида, дочь титана Океана, подарила Зевсу сонное зелье, которым он повергнул в забытьё Крона. Пока же усыплённый титан лежал, охваченный бесчувствием, Зевс связал его и сбросил в мрачный Тартар. Царственный бог, воцарившись на Олимпе, разделил с братьями власть над миром: небо досталось ему, верховному владыке, подземный мир – Аиду, а моря – Посейдону, и лишь земля осталась в их общем владении. О происхождении людей Гесиод и другие древние авторы говорили весьма неопределённо; многие из эллинов, однако же, напрасно полагают своим создателем Прометея, сына титана Иапета, который будто бы вылепил первых людей, а затем, будучи величайшим покровителем смертных, даровал им небесный огонь.

Теперь же я изложу пред тобой, о жрец, наиболее верную историю о началах всего, которую поведали эллинам Пифагор, а затем и Платон. Прежде создания вещей, справедливо утверждал Пифагор, существовали лишь вечная Монада, некое единое начало, и беспорядочная материя, наполнявшая собой мироздание. По воле Монады-Демиурга и образовался космос: будучи сама воплощением гармонии, числа и совершенства, Монада создала все вещи в присущей ей самой числовой соразмерности. Потому единица есть творящая Причина, ибо всё из числа возникло и в числе измеряется. Помысли, о жрец: ведь различные в количестве и расположении точки образуют собой фигуры, а из сих фигур и сложен космос.

Теперь же, доказав, что первоначалом всего является единая Монада, я приступлю к рассказу о ходе творения Демиургом космоса. Итак, перед тем, как упорядочить материю, он создал Мировую душу, бестелесную и духовную сущность, и лишь затем, приведя материю в надлежащий вид, сотворил из неё космос – тело для Мировой души. Когда же мыслящая незримая сущность вошла в материю, космос стал живым существом. Именно по этой причине мир движется и сохраняет свой первозданный порядок, не смея возвращаться в изначальное состояние хаоса, ибо владеет разумом и жизнью.

Приведя космос в движение, Демиург взял огонь, один из первоэлементов, и из него создал богов и демонов. Когда же часть Мировой души вошла в их вечные тела, они стали живыми существами. Слова Демиурга, обращённые к созданным богам, как передаёт Платон, были следующими: «Боги, я – ваш Демиург и Прародитель всех вещей, и возникшее от меня пребудет неуничтожимым, ибо такова моя воля. Ведь было бы злом разрушить то, что получилось прекрасным и совершенным».

Затем Демиург и боги образовали планеты и звёзды. В центр космоса поместили они неподвижный шар Земли, утвердив его без всякой поддержки. Вокруг Земли разместили боги девять подвижных сфер, расположив на первой Землю, на второй – Луну, на третьей – Солнце, на следующих пяти – планеты, а на последней – неподвижные звёзды, которые завершают мироздание. Все сии сферы находятся в непрестанном гармоничном вращении и при движении своём издают музыку.

Узрев прекрасно слаженный мир, Демиург, войдя в божественный порыв, вознамерился создать животных и людей. Боги, коим он поручил сие дело, образовали человека и животных путём смешения четырёх первооснов – воды, земли, огня и воздуха. Но ожил человек лишь тогда, когда часть Мировой души вошла в его тело. Таким образом, если, конечно, доверять дошедшей до наших дней истории, произошёл род человеческий.

– Выходит, о философ, – спросил жрец, – что души всех людей и животных родственны: ведь они получили своё начало из единой Мировой души?

– Верно произнесённое тобой, – подтвердил слова жреца Аполлоний. – Посему нельзя лишать жизни себе подобных и убивать животных, в коих также заключена душа, в некотором схожая с нашей.

– Что же отличает человека от животного? – спросил жрец, весьма увлечённый речью Аполлония.

– Способность мыслить есть основополагающее различие между нами и всеми другими живыми существами, – ответил Аполлоний. – И человеку надлежит пользоваться своим высшим даром, направляя свою мысль лишь на благо и искореняя из души своей всякое пагубное влечение, угрожающее ему и всему живому разрушением.

Когда Аполлоний произнёс такие слова, он увидел жрецов, направлявшихся к нему.

– Настало нам время, о философ, – обратился главный жрец к Аполлонию, – завершить наш занимательный разговор. Благодарю же тебя за то, что ты явился в нашу землю и озарил меня светом своей мудрости.

Вняв сим словам, Аполлоний поклонился жрецу и простился с ним. В сей же день Аполлоний оставил позади Гелиополь и вскоре вместе с Дамидом возвратился в родную Грецию, вознамерившись уже не совершать больших путешествий.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

3. Глава II
4. Глава III
5. Глава IV
123 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.04 на 08.05.2024, 22:07 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

07.05.2024
Блестящий номер. Вы большие молодцы!
Валерий Соловьев

05.05.2024
На мой взгляд, сегодня "НЛ" наиболее передовое издание, где интересному и качественному контенту вторят системность, организованность труда и просто высокая эстетика.
Андрей Ямшанов

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!