HTM
Мы живём над безднами
Остроумный детектив Евгения Даниленко
«Секретарша»

Анастасия Бабичева

Поэзия vs. Поэзия (№2)

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 7.09.2008
Иллюстрация.  Автор: Ondyon & Mara. Название: "Закрыто". Источник: http://www.photosight.ru/photos/2827614/

 

 

 

Извечен спор старого и нового, спорят ли отцы и дети или классика и авангард. Современная поэзия тоже спорит. Вот они два фронта: так называемые традиционная и актуальная поэзии.

Первую ругают за ограниченность формы – заперла, мол, себя в стандарте рифмованного четверостишия; за традиционность тем – «еще раз про любовь» и подобное (дескать, «сколько можно?»); за консерватизм языка – никак не отражает он реального положения дел (ну какие могут быть «очи» и «негоже» в XXI веке?).  

Вторую обвиняют в варварстве – ни рифмы тут, ни ритма; то язык грубый, неграмотный, как будто с забора да на книжные страницы, то словоблудие какое-то, так, что смысла даже при желании не найти. Да ведь это и не искусство вовсе! – так, свидетельствование одно, причем надуманно циничное, утрированно отчужденное.

Хвалят их, собственно, за то же самое: первую за то, что ревностно бережет язык – богатый, красивый; хранит настоящую поэтическую традицию – лестную уху, приятную глазу, теплую сердцу; помнит о вечном, о прекрасном – о любви, о душе, о вере... Вторую – за то, что служит сегодняшнему дню зеркалом – честным, прямым; за то, что открыта новации и терпима.

Сами же они относятся друг к другу настороженно: первая частенько задирает нос и сторонится родственницы-«полукровки»; вторая открыто бунтует и прочит первой полный крах. Вот так и живут, поэзия традиционная и поэзия актуальная.

 

А теперь – от рассуждений к примерам.

 

По всей атрибутике, да и, пожалуй, по содержанию, первые два стихотворения из сборника «Ошибочные теоремы» Станислава Бельского идут под знаменами поэзии традиционной. Вот и четверостишия то с перекрестной, то с кольцевой рифмой:

Вдаль по аллеям летит пух трамваев,
Большими глотками пью сизый простор.
Сквозь масляный вечер с мольбертом шагаю,
Сшибаю крылом паутинный узор…
 
Подкралась куриная ночь, чтоб украсть нас с тобой.
Целуй меня, синим крылом укрывай от простуды.
Уносят в мешке нас – цветы безразличного чуда,
И избы стоят зачарованной белой стеной.

Вот и традиционные темы – лирика городская и лирика любовная. А вот и вовсе традиционные образы, своего рода поэтические клише: «Большими глотками пью сизый простор», «синим крылом укрывай от простуды»; и крылатый лирический герой с мольбертом, и поцелуи, опять-таки, крылатой музы…

Зато «традиционный» язык богат и красочен. Автор создает из него сложный орнамент – не менее богатые и красочные образы: здесь и «зачарованная стена», и «паутинный узор», и «плакучий ветер». Эпитеты неизбиты, метафоры неожиданны:

…Над улицей виснет бутыль сонной тучи,
Сквозь узкое горлышко падает дождь…
 
…Так в окна медузою снежной вплывает фонарь.

Вот только за их многообразием, грозящем перерасти скорее в нагромождение, то и дело теряется смысл. Так, излишняя декоративность первого стихотворения начинает звучать неестественно, словно автор намеренно изобретал эти все более и более нетривиальные образы – орнамент создавал ради самого орнамента. Зато совершенно естественным кажется то, что у этого стихотворения нет названия; ему мог бы подойти один из таких общих заголовков, как «Город», или «Вечер», или «Дождь» , или…

Но вот звучит гимн поэзии актуальной. Это не просто «Камешки» - это целый сад камней, популярный атрибут современной жизни. Актуальная форма афоризмов; актуальные же реалии, востребованная экзотика Востока (недаром это сад камней); вещный мир во всем его разнообразии – казалось бы, от «традиционного» автора не осталось и следа. Но нет, уважение к языку, не менее оригинальные метафоры и эпитеты, а главное – мысль, не ограничивающаяся документальной фиксацией, обещающая глубину, – всё это сохраняет в работе поэтичность в самом традиционном смысле слова.

В стихотворениях «Из цикла “Ошибочные теоремы”» эта поэтичность набирает силу. Ни свободная от рифмы и количества строк форма, ни легко узнаваемая, порой совсем не поэтичная реальность, ни менее щедрый и даже грубоватый язык не могут этому помешать. Наоборот, только вкупе с ними неповторимая поэтичность работ обретает законченную форму:

…Одна из моих любовниц,
очень практичная тётка,
ночью влезла на крышу,
спилила четыре звезды,
развесила их по стенам
и отказалась от лампочек.
При свете домашних звёзд
кажется, будто любишь
семнадцатилетнюю девочку.

Тихий восторг. Значит, поэзия может оставаться поэзией, не будучи при этом вымирающим видом. Значит, гармония актуального и традиционного существует. И, наверное, выглядит она именно так:


* * *

Чтобы сократить путь к театру
я свернул в сквер позади больницы
перебрался по шаткому мостику
через ручей
и вошёл с чёрного хода
я нашёл директора за кулисами
он сидел рядом с тряпишным клоуном
и плакал
я принёс вам свою пьесу
бросьте ответил он
театр закрывается
идёт последнее представление
и вы единственный зритель
не пытайтесь уйти
главный вход заколочен
а там где вы прошли
дежурят санитары с собаками
я знаю другой выход
сказал я и проснулся.


 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

17.03: Сколько стоит человек. Иудство в исторической науке, или Почему российские учёные так влюблены в Августа Шлёцера (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!