HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Анастасия Бабичева

Джон Фаулз. Высокогорные вершины знания (перевод с английского)

Обсудить

Статья

 

«Бабочки Набокова. Под редакцией Брайана Бойда и Роберта Майкла Пая».

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 13.09.2008
Иллюстрация. Автор: Наталья Пластинина. Название: "Бабочка на гипюре". Источник: Журнал "Новая Литература"

 

 

 

Некоторое время назад меня попросили написать статью для книги о Владимире Набокове, которую готовился опубликовать один хорошо известный нью-йоркский издатель. Это произошло отчасти из-за того, что я, как известно, тоже когда-то коллекционировал бабочек и до сих пор обожаю это занятие, а также потому, что я испытываю глубочайшее восхищение, чтобы не сказать зависть, по отношению к Набокову как к романисту. Я получил наслаждение, читая о его деяниях в этой по-настоящему насыщенной книге. Читать ее, действительно, удовольствие. Более того, работы самого Набокова-романиста всегда обладали глубокой притягательностью, так что вновь прикоснуться к ним с помощью этой книги было, словно оказаться в другом мире или совершить путешествие мечты.

Набокова можно сравнить только с одним великим англичанином прошлого столетия, с Чарльзом Дарвиным. Недавно я читал удивительные записи Дарвина о земляных червях, которые, полагаю, должны войти в списки обязательной литературы любого будущего натуралиста или серьезного ученого. Это выдающаяся иллюстрация того, чем занимается хорошая естественная наука. Но, возможно, мне следует начать с предупреждения. Сначала меня просили прокомментировать многочисленные зарисовки, принадлежащие Владимиру и его жене Вере, – от действительно околонаучных до немного (в соответствии с обычными энтомологическими стандартами) чудаковатых. Сам Набоков говорил о «высокогорном хребте, где склон научного знания смыкается с противоположным склоном художественного воображения». Эта метафора (кстати, именно на высокогорных хребтах Набоков любил собирать образцы для коллекции) служит основным ключом к пониманию его сложной и разносторонней личности.    

К счастью, и мне случилось блуждать по этой нечеткой границе между наукой и поэзией (или посягать на вторжение в чужие владения). Нельзя войти в мир Набокова, или в его миры, предварительно не осознав того, что, как и любому великому художественному писателю, ему было присуще живое остроумие. И эта ученая книга (великий триумф англо-американского издательского дела) постоянно намекает и указывает на это. Ее мастерски редактировали и аннотировали Брайан Бойд и Роберт Майкл Пай. Не следует приступать к чтению этой объемной работы, будучи исключительно или якобы серьезным. Я понял это, когда сам начал изучать книгу и очень скоро был готов оставить это занятие из-за великой путаницы видовых и подвидовых названий и, в моем личном случае, из-за бурного потока полузабытых воспоминаний о Франции и здесь, в Англии, и в Соединенных Штатах, где много работал сам Набоков.   

Кроме того, это прекрасно иллюстрированная история умного и разностороннего человека и его хобби длиною в жизнь; история, которая может сбить с толку любого, кто воспринимает Набокова слишком серьезно. Мне даже кажется, что эту книгу нельзя давать в руки человеку, лишенному остроумия. Это шедевр блестящей, открытой эрудиции. И даже когда она исчезает, книга трепещет жизнью, словно только что пойманная бабочка, поразительным образом ожившая всеми формами красоты, и не только из-за южноамериканских голубянок, на которых Набоков сделал себе имя. Трудно поверить, что один человек может быть и великим ученым, и великим писателем.      

В книге собраны многочисленные переводы с русского языка, принадлежащие сыну Владимира и Веры, Дмитрию, и рисующие невероятно богатый портрет гения. Когда я приступил к собственной статье, мне посчастливилось встретиться со знакомым англичанином Владимира в Голливуде. Пытаясь лучше узнать этого великого человека, я провел несколько часов с блестящим рассказчиком и русским коллегой Владимира Петром Устиновым. Он знал, что, пытаясь судить о Набокове, он не был столь же глубок; знал, что блестящая мимикрия и разлитое на бумаге остроумие Набокова в некоторой степени обманчивы, как и, по сути, многочисленные рисунки Набоковых, базирующиеся скорее на воображении, нежели на реальности. Я чувствовал, что Устинов знает – он никогда не достигнет его «высокогорных вершин». Не прочитав эту книгу, никто не может называться натуралистом.

 

 

 

апрель 2000 года

 

 

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Ликбез по созданию живой изгороди . https://alfayusticiya.ru топ адвокатов по экономическим преступлениям. . 3д печать: услуги печать.
Поддержите «Новую Литературу»!