HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Анастасия Бабичева

Сборники (№21, часть 1). «Бессмыслица, абсурд!»: о сборнике рассказов Т. Ткаченко

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Карина Романова, 27.02.2010
Иллюстрация. Автор: Egor4eg. Название: «Бесконечность или змея, кусающая себя за хвост». Источник: http://www.photosight.ru/photos/3612754/

 

 

 

«Бессмыслица, абсурд!» – раздосадованный читатель нервно дергает головой. Но, подождите, уважаемый читатель. Давайте все же разберемся: бессмыслица или абсурд?

Несмотря на то, что большинство самых разнонаправленных словарей объединяет «бессмыслицу» и «абсурд» в одну синонимическую цепочку, эти два понятия все же имеют принципиальное отличие. Бессмыслица, как видно из названия, лишена смысла: то есть ее нельзя оценить как ложную или истинную, смысл просто отсутствует. Абсурд же, наоборот, имеет смысл, хотя и противоречивый. И зачастую совокупный смысл абсурдного высказывания или текста оказывается значительно глубже смысла составляющих его элементов, слов, знаков. Однако понимание в этом случае всегда требует приложения дополнительных усилий: даже чтоб распознать абсурд, читателю придется быть, по крайней мере, чуть более внимательным. Наверное, поэтому культурная практика часто прибегает к абсурду как к своеобразному художественному коду. В широкий литературный обиход такая кодировка абсурдом вошла в ХХ веке: осознание отчужденности мира, его собственной противоречивости и неистинности сделали принцип reductio ad absurdum («приведения к абсурду»), некогда принадлежавший исключительно логике, наиболее адекватным средством художественного выражения. Время прошло и немного изменилось, однако мир не стал ни более истинным, ни менее противоречивым. Абсурд же из некоего откровения превратился в проверенный способ сказать о том, о чем простых слов почему-то не хватает…

В своих рассказах, объединенных в сборник «Ёрмунгард и пр.», Тарас Ткаченко применяет художественный метод буквального приведения к абсурду: каждый текст начинается вполне понятно и однозначно. Вот читателю обещают описать интересный опыт, вот перед ним знаменитый герой-путешественник, а вот как будто начало известного анекдота… Однако вполне «нормальный» текст довольно скоро теряет свою нормальность: сначала абсурд закрадывается в него на уровне деталей, вызывая у беззаботного читателя смутные сомнения, а затем проникает во все художественное целое, значительно добавляя читателю забот.

Например, рассказ первый, «Опыт «Неужели». (Передача)». Первые строки, и читатель уже потирает руки в предвкушении: он тоже хочет немного впечатления «неужели»! Но автор то ли не в ладах с описанием (опыт все усложняется без видимых причин), то ли развязку приберег на самый-самый финал (ну когда же, когда?...), то ли я чего-то не понимаю… Читатель перечитывает снова: все вроде бы верно. Но где же, позвольте, смысл? Настороже, он принимается за второй рассказ. «Ёрмунгард. (Eine Gymnastik)» с первых же строк снова обещает: тут, видно, что-то из области эротики… Но снова какие-то неуместные сложности, и сцена снова скатывается в фарс, в бесформенное нагромождение слов, в… абсурд! Тем более, читатель пока не знает, что такое или кто такой этот «Ёрмунгард». Может, город какой-то… Приступая к чтению «После Алисы. (Сценарий)», читатель уже не ждет ничего хорошего: ну еще бы, гриб-мегалит, что уж тут может быть хорошего!… И далее в том же духе.

А между тем абсурд Ткаченко заслуживает внимания не только тем, что автор последовательно реализует выбранный прием: постепенно, но неумолимо развеивает представления о «нормальности» текста, за руку ведет читателя к абсурду, хотя тот и упирается… Рассказы из сборника «Ёрмунгард и пр.», каждый в отдельности и все вместе, отличаются, например, качественно прописанной иронией, тонкой работой с художественными коннотациями (и работа эта не ограничивается уже упоминавшимся Синдбадом), своеобразной образностью и философичностью. Да что уж там, все это официальные слова! А между тем, некоторые фрагменты в особенности написаны так удачно, что чем больше о них думаешь, тем больше хочется восхищаться… Это я, например, о содержании книги в «Читающей нации», обо всем рассказе «Сказка про ничего» или о готовых афоризмах «Высокого лба, низкого лба».

Но негоже раскрывать все авторские секреты. Скажу только об одном. Точнее о том, как этот один (но главный!) секрет поняла я сама. Что же в итоге закодировал Тарас Ткаченко в форме абсурдистских рассказов, какое такое знание, для которого обычных, «нормальных» слов мало? А вот тут и пора вспомнить, что такое или кто такой этот самый вынесенный в заголовок сборника «Ёрмунгард». Написания встречаются иные, но смысл остается тем же: это морской змей из скандинавской мифологии, порождение скандинавского бога Локки и великанши, величайший из морских змеев. Его имя означает «змей Мидгарда», то есть мира смертных. Опоясавший весь мир и кусающий себя за хвост, Ёрмунгард символизирует бесконечность, но одновременно олицетворяет и грядущий конец мира. Вот здесь все и становится предельно ясным. А если все же остаются сомнения – читай, спеши, читатель! Потому что абсурд, но никак не бессмыслица.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

16.10: Александр Дорофеев. Мореход (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!