HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Анастасия Бабичева

Сборники (№21, часть 2). Для прогрессивного родительства: о сборнике рассказов Д. Измайловой.

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Карина Романова, 20.04.2010
Иллюстрация. Автор: Lidiashirinyan. Название: «Прятки». Источник: http://www.photosight.ru/photos/3702571/

 

 

 

Несмотря на то, что эта рецензия располагается в художественном издании, говорить в ней я буду, прежде всего, не о художественном аспекте. Хотя и о нем, конечно, тоже. Потому что сборник рассказов «А из пуза карапузы…» Дины Измайловой – это не просто сказанное верно, это еще и сказанное красиво.

 

Первое впечатление от этих рассказов – повествование на грани. На грани прямоты и грубости, откровенности и пошлости – с самого названия: «А из пуза карапузы…». Они – дети – «бегучие, летучие, вонючие». «Они вопят так громко, так некстати пукают, пожирают песок из песочницы и изрыгают вовне такие скабрезности». Они – «лишь маленькая местечковая правда, воняющая какашками и молоком». «Дети – сосредоточие всех мыслимых и немыслимых недостатков, заключенных в единый симпатичный и пухленький организм. Они ленивы, неразумны, эгоистичны, жадны, хвастливы, трусливы, неряшливы, безответственны и совсем не парятся по этому поводу». «Они вообще очень любят вкусно пожрать, сладко поспать, им нравится базарить с приятелями и таращиться в телик». И далее по тексту.

 

И где, спрашивается, умилительные обороты и вербальные рюши сладкой детской темы? Где слезоточивые сцены? Ничего этого нет. Зато взамен есть, например, черный юмор о детском: фекально-оральная тема сродни пресловутым американским комедиям. Да, повествование на грани. Равно как и язык – на тонкой грани стиля и китча, вкуса и безвкусицы, сладости и приторности. Но грань ни разу не нарушена, и в результате привередливый читатель во мне испытывает экстаз эстетический – от ярчайшего языка, и экстаз эмоциональный – от всего остального.

 

Композиция сборника предельно проста и предельно удачна: благодаря ей, ритмизированы не только заглавия и вступления, но и весь текст – это ритм жизни ребенка.

 

А содержание – этакое развенчание популярных просветительских идей прогрессивного родительства: «Вы упустили свой шанс воспитать ребенка. Он вырастет невоспитанным. Ну и по фигу». «Угрозы, шантаж и взятки – главные методы воздействия в критической ситуации». И опять – далее по тексту.

 

И хотя сама я – приверженец именно просветительских идей и представитель именно прогрессивного родительства, и хотя мой светлый взгляд, «заточенный» Сирсами и Ибукой на производство юных гениев, то и дело застилала пелена то озадаченного удивления, то искреннего недоумения, а то и прямого возмущения, я охотно пошла на это развенчание. Да что уж там – на публичное сожжение! И если читатель во мне получил экстаз, то родитель во мне получил увесистый пинок. Нет, за сотнями почитанных страниц педагогических инструкций я не забыла о главном. Но Дина Измайлова еще раз – и до боли наглядно – сказала (прокричала!) об этом.

 

Вот почему некоторые отрывки хочется перечитывать снова и снова:

…Для того и уши,

чтобы прислушиваться; для того и глаза,

чтоб приглядывать; для того и ноги, чтоб

раздвигаться; для того и живот, чтоб

округляться; для того и руки, чтобы

подхватывать; для того и сердце, чтоб

беспокоиться; все для него одного, или

двух, или нескольких…

 

Дети живут так серьезно, не ведая, что можно жить как-то иначе. Они серьезно хохочут, серьезно притворяются, серьезно играют, полностью погружаясь в другую реальность, а, исчерпав все ее возможности, возвращаются обратно и на полном серьезе придумывают что-то новое.

 

Некоторые хочется заучить наизусть:

Они очень крепко стоят на своих ногах, на своих маленьких толстых ножках, только ноги всегда бегают, везде бегают, за ними никак не поспеть, а надо, просто необходимо не выпускать их из виду..., чтобы не потерять. Их нельзя терять. Ни в коем случае нельзя.

 

Чтобы вы не делали, где бы не находились, будьте ближе друг к другу. Ешьте из одной тарелки. Пейте одно и то же. Слушайте и не зажимайте уши. Смотрите в одну точку. Разговаривайте ни о чем. Короче – ешьте, пейте, слушайте, смотрите и разговаривайте. На то вы и люди.

 

Некоторые хочется написать большими буквами на стенах домов:

Они не цветы, не ангелы во плоти, они дети.

 

Ребенок (…) это не белый лист, это лист, испещренный самыми замысловатыми узорами, напоминающими иероглифы, бог знает кем и когда начертанными.

 

А над некоторыми строками хочется плакать – долго, горько и счастливо реветь. Потому что Бог дал мне счастье и боль понять и разделить то, о чем пишет Дина Измайлова:

Я строю соломенный домик и оклеиваю стены его бумажными обоями, имитирующими каменную кладку. Стены трещат под порывами ветра. Но мое маленькое утешение – знать, что лишь я одна ведаю о хрупкости моего домика, а все остальные жильцы его так безмятежно дрыхнут под соломенными сводами его, свято веруя в их неприступность.

 

Да, убереги же ты их, Господи, если ты есть где-нибудь на земле этой!

 

И со всеми силами своей души шевелю губами в такт:

Не трожь его, зайчик. Возьми лучше мячик.

Не пугай его, Мишка. Скушай коврижку.

Не ешь его волк. Какой в этом толк?

Тебе же лисичка петь будет птичка.

А мой золотой возвратится домой.

 

Наконец, я считаю включение этой работы в список рекомендованной литературы для самого прогрессивного родительства – обязательным.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

11.07: Дмитрий Линник. Все красивые девушки выходят на Чертановской (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!