HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

108. Табу
109. Мана
110. Высшее существо

Мана


 

 

 

«Необычное и экстраординарное тревожит: оно указывает на присутствие чего-то иного, нежели естественное... Замечательно ловкое животное, непривычный предмет или поразительный факт столь же отчетливо выделены, как и человек, который исключительно безобразен, крайне нервен или отделен от остального сообщества какой-нибудь метой… Такого рода примеры помогают нам уяснить смысл меланезийского понятия "мана", к которому некоторые авторы считали возможным возводить происхождение всех религиозных явлений. Для меланезийцев мана – это таинственная и активная сила, которой наделены некоторые индивиды, а также обычно души умерших и все духи».

«Но вещи и люди обладают мана постольку, поскольку они получили ее от некоторых высших существ, потому… что они мистическим образом причастны сакральному и в той мере, в какой они причастны ему. Если… в камне заключена сверхъестественная сила, это потому, что с ним связан некий дух; кость умершего обладает мана, ибо в ней присутствует дух этого умершего; человек может быть столь тесно связан с природным духом или духом умершего, что сам становится носителем мана и может ее направлять… Тем, что человек является хорошим воином, он обязан не только собственным силам… но и силе, которую ему сообщает мана умершего воина… Тем, что у некоего человека плодятся свиньи или плодоносит сад, он обязан имеющимся у него камням, содержащим особую мана свиней и деревьев. Лодка быстроходна, только если содержит мана, и то же относится к сети для ловли рыбы и к стреле, наносящей смертельную рану. Все, обладающее бытием в превосходной степени, все, иначе сказать, представляющееся человеку действенным, динамичным, плодотворным, совершенным, заключает в себе мана».

 

С точки зрения современного человека, вера в «мана» вызывает улыбку. Однако если преодолеть это предел «научного» взгляда, из глубин подсознания всплывают ассоциации с проявлениями, в отношении которых смех неуместен. Прежде всего, в архаическом «мана» обращает наше внимание привязанность к тому, что обобщенно можно назвать «духом предков». Мистическая связь с предыдущими поколениями, как в пределах семьи, так и в масштабе народа, современному человеку знакома не меньше, чем варварским племенам. Конечно, культовость этой связи во многом утрачена, деградирована до формальной традиции, в ней уже не видят проводника скрытой силы, которая имеет реальное действие, хотя неосознанно эту силу успешно используют. Впрочем, есть одна сфера, где «дух предков» вполне ощутим, и по-прежнему обладает статусом культа – литература.

Несомненно, всякая книга содержит дух ее автора. Однако не всякая книга становится культовой. Почему? Потому, что для возведения в такой статус книга должна быть, во-первых, увидена, и во-вторых, признана большим числом индивидуальных сознаний. Чем дольше книга существует в поле массового восприятия, тем большее влияние она оказывает на людей. Первенство здесь, конечно, за теми, кого по праву считают классиками: духи предков могущественней любого живущего, пусть даже и гениального.

Вот почему для писателя так важно быть в мистической связи с теми великими, кто предшествовал ему в пространстве литературы. Каждый пишущий может сказать, кто из классиков не него повлиял. И это не просто дань уважения, но сакральность причастия. Точно также и обычный читатель может назвать имена тех писателей, чьи произведения запали ему в душу.

Не будет натяжкой сказать, что отдельные книги, впечатляющие людей – не что иное, как авторская иерофания.

 

 

 


Оглавление

108. Табу
109. Мана
110. Высшее существо
440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!