Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 107. Выделение 108. Табу 109. Мана Табу
«В какой мере подобные факты могут рассматриваться как иерофании? Они, во всяком случае, суть кратофании[5], манифестации силы и потому вызывают страх и почитание… "sacer" может означать как "прóклятый", так и "святой"». «Негативная оценка всякого "осквернения" (контакта с покойниками, с преступниками и т.д.) связана именно с этой амбивалентностью иерофаний и кратофании. "Оскверненное", и, следовательно, "освященное", существует в особом онтологическом режиме, отличающем его от всего, что принадлежит к сфере профанного». «То, что называют "табу" – от полинезийского слова, усвоенного этнографами, – это и есть состояние предметов, действий или лиц, "изолированных" и "запрещенных" в силу того, что контакт с ними опасен». «Это выделение оказывает подчас положительный эффект; оно не только изолирует, оно возвышает. Безобразие и уродство не только выделяют тех, кто отмечен этими качествами, но и освящают их». «Тот факт, что шаманы, колдуны и лекари рекрутируются преимущественно из числа невропатов и тех, кто проявляет признаки нервной неуравновешенности, объясняется тем же престижем необычного и экстраординарного… Подобные стигматы служат знаком избранности».
Всё это в полной мере относится и к писательству. Мы уже знаем аналогию между писателем и шаманом, а равно и то, что и тот и другой в процессе своего становления движется в направлении власти; как минимум – власти над мыслями соплеменников. Эта власть может быть нежелательной, а то и опасной – с точки зрения тех, кто у власти уже находится. Отсюда становится ясным, почему на многих писателей негласной цензурой устанавливается табу. Здесь стоит отметить, что писатель – в отличие от шамана – не рекрутируется, а самовольно, интуитивно в своей жизни приходит к писательскому труду вообще и к выбору, в частности, жанра, и главное – темы, и к тому, как тема будет раскрыта. Чем больше он отклоняется в сторону от приемлемого формата, тем в большей степени он фактически становится «sacer». Его перспектива амбивалентна: можно взмыть высоко, но можно и низко упасть. На такой риск отваживаются только безумцы. Надо признать, что настоящий художник – в сравнении человеком «среднего класса» – как правило, личность психически измененная. Но только такое психическое изменение способно на трансгрессию за предел естества – к высотам искусства, запретным и завораживающим.
Оглавление 107. Выделение 108. Табу 109. Мана |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|