HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

110. Высшее существо
111. Тотемы и Бог
112. Небо

Тотемы и Бог


 

 

 

В середине ХХ века Элиаде опровергает предшественников (к примеру, Фрезера) в том, что исторически магия предшествовала религии. По Элиаде, оба эти явления изначально сосуществовали. Мне остается добавить, что сосуществуют они и поныне. В наше время научная прагматика, конечно, более актуальна, нежели магические или религиозные парадигмы, но это не значит, что напрочь исчезли те схемы мышления, на которые тысячелетиями опиралось человеческое бытие. И опять мне здесь вспоминается о «третьей эпохе», которая сосуществует наряду с другими типами человеческой идентичности. Это эпоха трансгрессии в Духе. Ее можно назвать как угодно; лично мне ближе всего бердяевская «эпоха творчества». Если спроецировать эту эпоху на исследование Элиаде, получается, что она всегда точно также присутствовала, начиная с времен, для которых характерно архаическое сознание.

Перекрещиваем параллели сквозь призму литературы…

Иерофания отдельного автора, олицетворенная его книгой, занимающая свое отдельное место в литературном пространстве и имеющая для данного общества определенную культурную ценность, очень похожа на то, что для архаичной ментальности воплощалось в тотеме. Последний представлял собой визуальный объект, поначалу – природный (камни, деревья), затем – рукотворный, установленный в центре селения в качестве идола. Сколько было богов, соответственно, столько и ставилось идолов. За тысячелетия религиозной истории древние идолы были изжиты вследствие трансформаций, которые претерпели разные культы. Однако и сейчас визуализация божества в жизни верующих занимает важное место: изображения в храмах, иконы в домах – всё это идолопоклоннические рудименты.

Сегодня у каждого из нас есть своя книжная полка. Большинство книг на ней ждут ревизии и отправки в макулатуру. Но есть и такие, с которыми мы не расстанемся, которые мы иногда перечитываем и всякий раз ощущаем сопричастность к культурной святыне. В сущности, всякая книга есть творческая иерофания. Но не всякая книга становится для нас культовой. Тотемическое значение обретают только такие, о которых можно сказать: это книга на все времена.

В последнее время, в связи с вытеснением бумаги электронным носителем, физическая книга замещается виртуальной. Читатели как старого, так и юного поколений отмечают единодушно: восприятие книги в электронном формате – не то же, что в традиционном, бумажном. Возможно, это психологический эффект переходной эпохи, а возможно, тенденция к более радикальной культурной реформе. Во всяком случае, ощутимо, что теряя материальный носитель, книга теряет и свое тотемическое значение.

А может, такая метаморфоза – не более чем еще одна форма изживания того самого архаического сознания, для которого характерно поклонение идолам? Может, мы на пороге очередного обращения к Единому Богу? Как знать. Бумажная книга уходит, но зато в публикациях электронных расцветают и множатся авторские страницы. Сверх того, все больше страниц без упоминания имени автора, в масштабе интернета формирующие гипертекст.

Это ли не соборность? Это ли не сотворчество? Это ли не сопричастность к непостижимому, глобальному, Высшему существу? Ибо что такое литература, как не идеальное воплощение Бога, на заре времен явленного человечеству через Слово?

Для писателя это печально. Его личность всё более растворяется в безразличной к нему трансцендентности Абсолюта. Но кто знает, возможно, трансцендентность – только кажущаяся отстраненность, возможно и Абсолют взаимным движением растворяется в человеке, постепенно себя раскрывая в каждой творческой личности, нисходя с некогда недоступного неба.

 

 

 


Оглавление

110. Высшее существо
111. Тотемы и Бог
112. Небо
467 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 24.04.2024, 12:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!