HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

124. Трансформация жертвоприношений
125. Смысл жизни писателя
126. Русский контрапункт. Провиденциальный

Смысл жизни писателя


 

 

 

Что мы увидели из религиоведческого ракурса? Во-первых, то, что идея Бога существовала во все времена. Выделение отдельных эпох магического или же научного толка наслаивается на базовую человеческую потребность быть в причастии к Высшему Существу. Во-вторых, мы увидели, как в ходе истории человечества Высшее Существо постепенно отодвигалось на дальний план, уступая место «вторичным» богам, более близким к земным человеческим нуждам, и сакральность этих богов напрямую служила их профанному применению. Наконец, в третьих, стало заметным, что по мере приближения к нашему времени, по мере потери церковными культами социальных позиций, функция посредничества между человеком и идеей Высшего Существа (Абсолютного Разума, Логоса, Истины) постепенно смещается от религии – к литературе.

Как ни парадоксально, речь идет не о церковной литературе, не о научной, и даже не о философской. Мыслить, искать истину, интеллектуально и духовно обогащаться человек предпочитает через литературу художественную. Почему так? Может быть, потому, что она легче для восприятия, ее увлекательней и проще читать? Доля правды в этом, конечно, есть. Но есть и другая, сокровенная доля: художественная литература – это литература образная, символическая; доступным, предметным, изобразительным языком она рассказывает о жизни не отдаленной, а приближенной к человеку, и через эту приближенность она проникает в самое сердце, в самую интимную глубь всегда одинокой души, и раскрывает в ней космос, и пробуждает самосознание, и помогает понять жизненно важные истины так остро и ярко, как не способны их донести никакие специальные тексты с их абстрагированными многомудрыми построениями.

При этом нельзя забывать, что все религии создавались писателями, ибо в основе всякой религии, несомненно, лежит текст. И разнообразные виды магии создавалась ими же, сочинителями. Да и науки двигались ими же – мечтателями, фантазерами. Все умозрительные системы в истории человечества рождались не иначе как через литературу, и в своем высшем, всеобъемлющем, божественном модусе литература стремится к художественности.

Художественная литература адресуется тому типу сознания, который принято считать архаическим. Основу такого сознания составляет духовность, то есть, единство человека и всей вселенной посредством души. Но если люди и сегодня художественную литературу читают, значит, душа существует, и ей потребна эта причастность, это сочувствие и соучастие в мифическом пространстве и времени, хотя бы изредка выводящие за предел обездушенного бытия.

Именно этой сакральной цели и служит писатель. Он стоит у истока художественного произведения. Мы уже знаем теперь, Кто поставил его в эту точку, Кто возложил эту миссию, Кто ниспослал сверхзадачу, Кто одарил даром творчества. Выкрутиться не удастся. Остается следовать трудным путем, понимая, что всё это – только Миф, и, тем не менее, всю свою жизнь подчиняя этому Мифу, в Нем пребывая, в Нем, исчезая, в Нем предельно самоосуществляясь.

 

«Миф может выродиться в эпическую легенду, в балладу или роман, либо выжить лишь в ослабленной форме "предрассудков", обычаев, ностальгии и т.д.; при всем том он не теряет ни своей сущности, ни своего значения».

«С типологической точки зрения странствия Одиссея или поиск св. Грааля находят отражение в великих романах XIX века, не говоря уже о развлекательном чтиве, архаическое происхождение сюжетов которого проследить совершенно нетрудно. Если сегодня детективы рассказывают о поединке преступника и сыщика (доброго гения и злого гения, дракона и прекрасного принца старых историй), тогда как несколько поколений тому назад предпочитали изображать принца-сироту или невинную деву в лапах "злодея", а лет сто пятьдесят тому назад была мода на "черные" и "безумные" романы с "черными монахами", "итальянцами", "злодеями", "похищенными девушками", "заступниками в масках" и т.п., то эти вариации в деталях отражают лишь колорит времени и смены общественных вкусов; тема же остается неизменной... Разумеется, каждый следующий шаг приносит с собой некоторое огрубление конфликта и образов… Но модели, пришедшие из далекого прошлого, никогда не исчезают».

«Взять лишь один из тысячи примеров: Ахилл и Серен Кьеркегор. Ахилл, как и многие другие герои, не женился, хотя ему и предсказывали счастливую и плодотворную жизнь, если бы он сделал это; но в этом случае он бы отказался от возможности стать героем, не реализовал бы свой "уникальный шанс", не обрел бы бессмертия. Кьеркегор прошел в точности через такую же экзистенциальную драму в отношении Регины Ольсен; он отказался от женитьбы, чтобы остаться самим собой, "уникальным", чтобы иметь надежду на вечность в обмен на отказ от модальности счастливой жизни в "общем". Он совершенно недвусмысленно говорит это в следующем отрывке из личного дневника: "Я был бы счастливее, в конечном смысле, сумей я избавиться от той занозы, которую я ощущаю в моей плоти; но в бесконечном смысле я был бы кончен"».

«Другими словами, человек, от чего бы он ни был свободен, всегда остается пленником своих архетипических интуиций, образовавшихся в тот момент, когда он впервые осознал свое место в Космосе. Тоску по раю можно различить даже в самых обыденных действиях современного человека. Идея Абсолюта не может быть выкорчевана; она может лишь подвергаться деградации. И архаическая духовность остается на свой лад живой, не в качестве акта, не в качестве того, что человек может реально осуществить, но в качестве творческой ностальгии – ностальгии, творящей автономные ценности: искусство, науки, социальную мистику и т.д.».

 

 

 


Оглавление

124. Трансформация жертвоприношений
125. Смысл жизни писателя
126. Русский контрапункт. Провиденциальный
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!