HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

43. Спасение
44. Трансгрессия, недоступная обывателю
45. В поисках смерти

Трансгрессия, недоступная обывателю


 

 

 

«Наиболее впечатляющий образ такого продвижения являет нам история землемера. С самого начала этот персонаж, с его неколебимым упорством, предстаёт перед нами навсегда отказавшимся от своего мира, от родной страны, от жизни, где возможны жена и дети. Таким образом, он с самого начала не на пути спасения, а в изгнании».

«Трагическая сложность его предприятия такова, что стоит лишь остановиться в этом мире абсолютного изгнания и разлученности, как все оказывается ложным и поддельным…в этом продвижении за пределы истинного существуют определенные правила… необходимо заблуждаться, а не быть невеждой, подобно Йозефу К. из "Процесса", думающему, что все будет продолжаться вечно, и что он все еще внутри мира, тогда как с самой первой фразы он был из него выброшен. Грех Йозефа, как, несомненно, и тот, в котором Кафка упрекал самого себя во время написания этой книги, состоит в том, чтобы хотеть выиграть процесс в самом мире, которому он считает себя принадлежащим, но где его остывшее и пустое сердце, его существование холостяка и бюрократа, его безразличие к семье – все эти черты, найденные Кафкой в самом себе – не позволяют ему обосноваться. Конечно, его беззаботность мало-помалу улетучивается, но это уже результат самого процесса, так же, как красота, озаряющая осужденных и делающая их привлекательными для женщин, – это отражение их собственного распада, смерти, направленной на них, как самый подлинный свет».

«"Процесс" имеет, по крайней мере, то преимущество, что позволяет К. узнать, как в действительности обстоят дела… Но Процесс – все же не истина, наоборот, это процесс заблуждения… Землемер практически лишен недостатков Йозефа К. Он и не стремится вернуться на родину, жизнь в Ханаане потеряна для него».

«Осознавал ли Кафка схожесть всего этого предприятия с тем движением, через которое произведение тянется к своему истоку, к той сердцевине, в которой оно только и может осуществиться, разворачиваясь по мере продвижения к ней, но, достигнув ее, становится невозможным? Часто ли он вспоминал слова Гёте "Лишь поставив себе условием невозможность, художник обретает все возможности"»?

 

Мысль Гёте – гениальна! Взявшись за произведение, которое невозможно – по разным соображения: политическим, экономическим, этическим, и даже эстетическим, – художник обретает свой шанс создать истинное произведение искусства, выводящее его за предел обычного, то есть, профанного, восходящее к своему истоку и возводящее самого художника в сакральную высь, недосягаемую для простых смертных.

Мне остается добавить, что Кафка сегодня – одна из центральных фигур литературы ХХ века. Тех, кто литературу действительно знает и любит, образ Кафки волнует, тревожит, заставляет задумываться над собственной жизнью. Даже человек с ментальностью обывателя, читая «Процесс» или «Замок», смутно осознаёт: в этих кошмарах речь – о чем-то таком, что гнетет всякого человека. Ну а для писателя несомненно: все истории Кафки – о писательской мýке, о бредовой расщепленности писательского сознания, о его невозможности быть обывателем, и его невозможности утвердиться в литературе, о «срединной точке», где существовать невозможно предельно; но, в конце концов, Кафка смог сделать это – вырваться за предел, и теперь его имя ясно сияет лучами сакрального.

Что до профанной проекции судьбы Франца Кафки, то с точки зрения обывателя, она сложилась весьма незавидно. Ни один из своих романов он так и не смог издать – даром что Макс Брод, его близкий друг, в литераторской Праге был человеком влиятельным. Понимая, что его творчество не имеет выхода на читателя, не находя никакого оправдания своему положению, давно болея туберкулезом и все чаще харкая кровью, Кафка наказал Броду все рукописи «в случае чего» сжечь, – и продолжал писать и писать свой главный, последний роман, всё выше и выше восходя к вожделенному «Замку», бесконечно приближаясь к финалу, когда на сорок первом году жизни его муки оборвала смерть.

 

 

 


Оглавление

43. Спасение
44. Трансгрессия, недоступная обывателю
45. В поисках смерти
273 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 16.04.2024, 21:26 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!