HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Евгений Бриммерберг

Говорит художник – 2012

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 8.02.2013
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

Вопрос от DADASHART.

«Хаос миллионов мнений будет возрастать, пока не будет выработано простое определение термина ПРОФАНАЦИЯ в искусстве. Кто силён интеллектуально? Кто может сформулировать ясно данное понятие в искусстве? Сейчас даже профессиональные искусствоведы устранились от ответа. Вот только тогда и появится точка отсчёта и общая база для дискуссии. Сейчас все о своём наболевшем...»

Ответ.

Вопрос правильный. И ответ прост. Искусство божественно, а всё, что не божественно, не искусство. Даже Олег Кулик для того, чтобы выдать за искусство то, что он делает, назвал себя «клистирной трубкой бога». И это так, потому что он делает то, что говорит, то есть – испражняется. И тот, кто против этого протестует, – профан. И тот, кто говорит, что он художник, – тоже профан, потому что «клистирная трубка» не может быть художником. Так что формулировать нечего. Тот, кто занимается искусством, – художник, а тот, кто говорит о нём, – профан.

 

Есть три вида искусства: концептуальное, божественное и творческое. Концептуальное создаёт новые формы, божественное изображает существующий мир, творческое раскрывает идею бытия в сознании его совершенства.

 

Творческое искусство исходит из того, что творение и есть искусство, и без искусства ничего сотворено быть не может. Оно полагает мир, в котором заключена идея бытия. В этом его назначение, приоритет и совершенство. Ведь без него ничего не произошло бы, а всё оставалось бы на своих местах в ничтожном виде небытия и пустой материи.

Концептуализм стремится удержать в настоящем исчезающее в небытии пространство с его людьми, ценностями, событиями. Он как бы стремится возродить, придать современную форму архиву творения, обозначить актуальность его бытия в сознании отдельной личности. Концептуальное искусство – удел тех, кто полагает свою жизнь в прошлом, а сознание настоящего формирует на основе событий, имеющих статус непосредственной данности.

В божественном искусстве постигается истина, выявляется тайна, выражается сотворённое в противоположном сознанию его бытия виде.

 

У власти в России всегда будут или функционеры, или демагоги. Функционеры – всегда, демагоги – временно. Потому что порядочного политика в России нет. А если он появится, то тут же вступит в противоречие с общественной непорядочностью. Ему или придётся лишиться власти, или вступить в борьбу с общественной непорядочностью, то есть с обществом. Для борьбы с обществом нужна идеология. Только при её наличии можно уничтожать людей. Как, например, Сталин, который соединил в себе черты государственного функционера и идеологического лидера. Но у него была идеология, а сейчас её нет. Поэтому уничтожать непорядочное общество нельзя. Управлять им порядочному человеку тоже нельзя. Вот почему порядочные люди в России к политике относятся с брезгливостью. А идут в неё или негодяи, или трезвые, прагматичные, безликие функционеры. «Политика – последнее прибежище негодяя», – так сказал Марк Твен. Поэтому пусть лучше политикой занимаются серые, невыразительные люди, политические функционеры. По крайней мере, страну сохранят, воров накажут (правда, выборочно, всю Россию не накажешь) и бунтовщиков усмирят. А бунтовщики в России люди тёмные. Сами не знают, чего хотят. Этим и вводят в заблуждение. Таких же, которые не знают, чего хотят. А когда опомнятся, возвращаются к тому, против чего бунтовали. Только в другом виде. Народ ведь непорядочен. Поэтому как ни меняй политическую систему, а от него не избавишься. Вот и приходится политикам приспосабливаться: и себя не забывать, и его нужды учитывать.

 

О бесконцептуальности концептуализма.

Цитирую текст Влада Кулькова, художника-антропофага, концептуалиста с его выставки «Участь персонажа», прошедшей в галерее РИДЖИНАБЕРЛОГА (дикое название) на ВИНЗАВОДЕ (самое подходящее для этого место).

«В случае с органической абстракцией нужно отметить, что у персонажа как такового остаётся не так много шансов, и в принципе можно выделить несколько вариантов его присутствия. Изначально сама субстанция живописи определяет потенциальную пластику тех или иных объектов и сущностей в своём поле. Это тот процесс, где при постоянном плавлении и тяге к избыточности формы становление персонажа можно описать как некое «сгущение». В дальнейшем такой характер, обладая даже специфическими чертами, что притягательно для развития некого мифа, с ним связанного, способен к дальнейшим морфологическим изменениям. Это приводит к следующему, совершенно обратному варианту – «растворению» персонажа, что опять же можно понимать в ритуальном ключе.

При понимании живописи как первичной субстанции, некого субстрата, у персонажа есть шанс прорваться, вырасти в объёмные очертания. Это можно описать как «выскакивающие скульптуры». Каждая из них в своей, казалось бы, биоморфности балансирует между воспринимаемыми качествами природного, либо некого тотема, либо вполне антропоморфной головы – шлема или маски. Персонаж становится всё очевиднее связан со своей мифологией. Но тактильность и чрезмерная хрупкость пластилиновых скульптур заставляет задуматься опять же о морфировании и стирании этих смыслов вслед за плавящейся формой».

К несчастью для Кулькова, я слишком хорошо понимаю, что он написал. Я ведь не РИДЖИНАБЕРЛОГА на ВИНЗАВОДЕ.

Он говорит, что из того месива, которое он называет «органической абстракцией», «первичной субстанцией», «субстратом», выскакивает, «сгущается» (термин из гуссерлевской феноменологии) некий мифологизированный скульптурный объект. У него мало шансов приобрести объёмные очертания. Но всё-таки есть несколько вариантов его присутствия: выскакивающая скульптура, тотем и антропоморфная голова. После того, как он выскочил в одном из этих вариантов, он снова растворяется в первичном месиве. Чем самым заставляет автора задуматься о «морфировании и стирании смыслов вслед за плавящейся формой».

И в чём же тут концепция? Что сказал автор? Нечто совершенно примитивное и бессмысленное. Точнее – ничего. Ну выскакивают у него фигуры путём сгущения месива в объёмные очертания – так они у всех выскакивают. И не просто в объёмные очертания, а в прекрасные образы. Концепция – это смысловая конструкция. Здесь её нет. Поэтому нет и концепции. А если она и есть, то это концепция скудомыслия, концепция бесконцептуальности концептуализма.

 

 

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.07: Художественный смысл. По проторённой дорожке (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!