HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 г.

Евгений Бриммерберг

Говорит художник – 2012

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 8.02.2013
Оглавление

11. Часть 11
12. Часть 12
13. Часть 13

Часть 12


 

 

 

С точки зрения науки есть Вселенная, а Бога нет, потому что Бог-Творец не может быть предметом научного анализа. Поэтому и искусство, если оно божественно, неприступно для науки. С точки же зрения жизни и смерти есть Бог, а Вселенной – нет, потому что в идее Бога возрождается жизнь, а в идее Вселенной в смерти человека теряется и его жизнь, и она сама.

 

Причина существования Вселенной заключается в сознании её человеком. Это позволяет избежать мысли о том, что умираю я, в то время как на самом деле исчезает Вселенная, утрачивая сознание своего бытия.

 

О художнике Канторе можно говорить как о честном, искреннем, подлинном представителе сломленной человеческой культуры. Жаль, что он с этой точки зрения пытается рассуждать о культуре и искусстве, а не с точки зрения культуры и искусства – о себе. Если площадь как «синтез европейской культуры» существует для того, чтобы на ней выступал цирковой жонглёр (по его мнению), то Кантор на этой площади на месте. Но на этой площади может исполняться и «Кольцо нибелунгов» Вагнера. И тогда Кантор с неё будет изгнан. На самом деле его картины – это картины искалеченной человеческой души, которая находится во тьме как тлеющий, неугасимый упрёк человеческой жестокости, уродству, безумию. То, что он говорит о синтезе прекрасного, с точки зрения его живописи выглядит нелепо. Тоска по прекрасному там, может быть, и есть, но – безнадёжная. Ведь он слишком тронут горечью существования. Картины его призрачны, а тьма – реальна. Она обступает его работы и видится прежде них, вместо них и со всех сторон вокруг них. Они вызывают сочувствие – эти работы. В них – горечь поражения, а не восторг творения. Таковы же и его тексты: слишком заметна разница между тем, о чем он пишет, и тем, с какой точки зрения он пишет.

 

Искусство должно иметь идею о том, что оно есть, исходя из всего предшествующего хода своего развития и факта существования человека. После того, как человек утратил идею Бога и человечество консолидировалось в пределах своей замкнутости, искусство оказалось в сфере человеческих отношений, а не Божественного откровения. Человечество уподобилось чёрной дыре, находясь в которой ничто гениальное не в состоянии преодолеть барьер человеческого тяготения. Поэтому искусство стало непризнанным тотальным явлением, в котором каждый даже в своём превосходстве над другими уподобляется каждому. Почему искусство перестало быть нужным? Потому что человек, ограничив себя размерами Вселенной и своим самосознанием, оказался не в состоянии расстаться с этим заблуждением. Совершая что-либо в пределах известного и называя это произведением искусства, он вынужден искажать действительность, чтобы привлечь внимание. Поэтому людей стали интересовать не творческие шедевры, появление которых связано с выходом за пределы человеческой организации, а отклонения от нормы, которые вписываются в существующий порядок вещей и человеческих отношений.

 

И что из этого следует? Только сверхчеловеческое усилие способно преодолеть сложившийся стереотип восприятия и обнаружить новый, небывалый смысл. Первый признак произведения искусства – это свечение небывалого в сфере человеческих отношений бытия, открытие в нём того, чего среди всего нет и что поэтому в своём несуществующем виде есть и называется – бытие. Этот сверх, над и более чем человеческий феномен – единственная замена тому, что некогда было доступным для каждого светлым божественным откровением, а сейчас стало происходящим из опыта человеческого существования концептом, обрисовывающим всю совокупность предданных человеческих состояний, реальность их существований, единство судеб и сам факт наличия живого состояния творения. Феномен бытия, который распространяется за пределы жизни, вовлекает сверхчеловеческое усилие в создание произведения искусства.

 

До какой мерзости дошло общество, если оно вместе со своими судами, правительством и патриархом вместо того, чтобы бороться со своей распущенностью, судит безобидных людей, которые ткнули его носом в эту распущенность и которых надо высечь и отпустить.

 

Как сделать так, чтобы закон в России употреблялся, прежде всего, против власти? Употребляется он против людей бессильных. А власть для него недосягаема.

 

В настоящее время жизнью называется вселенское явление в сущности восприятия.

 

Почему депутаты неприкосновенны? Вначале предполагалось, что это оградит их от преследования за политические убеждения, гарантирует им свободу слова. Предполагалось, что депутаты – люди безупречные и всё, что они делают, делают на благо и во благо общества. В этом они похожи на психиатров, которые лечат человеческую душу по своему усмотрению, не неся никакой ответственности перед законом. То есть – и психиатр лицо неприкосновенное. Я не говорю о членах правительства: они не то что бы неприкосновенны, они – недосягаемы. Ни для общества, ни для закона. Но на самом деле депутат теперь, как и психиатр, просто неприкосновенен. Даже если он убьёт человека или украдёт – это будет преподнесено как исполнение депутатского долга перед избирателями, а попытка покарать за это – как покушение на права человека и свободу совести.

 

Серость настолько привыкла смотреть на себя невыразительными глазами, что всякое отклонение склонна считать подозрительным злодеянием против себя.

 

 

 


Оглавление

11. Часть 11
12. Часть 12
13. Часть 13

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.05: Художественный смысл. Неужели таки всё – наоборот... (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!