HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 г.

Цитаты и классики

Афоризмы Моруа. Искусство беседы.

Обсудить

Цитаты из произведений

На чтение русскоязычной части потребуется полчаса | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 22.05.2015
Оглавление


1. Предисловие переводчика
2. De la conversation sentimentale/О задушевной беседе

Предисловие переводчика


 

 

 

Перевод с французского и комментарии Владимира Соколова

 

Французский текст взят из книги André Maurois. Une carrière et autres nouvelles М. 1975. С. 223-251

 

«Искусство беседы» относится к жанру мемуара или памятки (mémoire не путать с мемуарами mémoires – воспоминаниями). Жанр этот практически неизвестен русской литературе, хотя во французской он распространён настолько, что может считаться жанром не только художественной, но и бытовой и деловой литературы. Англичане называют этот жанр эссе, что не совсем верно, хотя и он также заимствован из французской литературы: эссе всё же предполагает discours, т. е. более или менее логически связанное или хотя бы последовательное изложение. Мемуар же – это записки для памяти, который делает или должен делать для себя каждый культурный человек, отобранные и связанные друг с другом общей темой, настроением или обстоятельствами возникновения (местом и временем, например). Это несколько напоминает записную книжку писателя, но записная книжка представляет собой подготовительные записи, а мемуар – это вполне законченное и самостоятельное произведение.

 

Мемуар включает различные типы записей. В частности, в предлагаемой работе Моруа собрал:

 

а) афоризмы, как свои, так и других авторов; а иногда и своё отношение к этим афоризмам. Ovide a tort. C'est dans le malheur que tu compteras de nombreux amis. Etre le confidant du bonheur exige des vertus plus rares очевидно полемически зострено к овидиеву amicus certus in re incerta cernitur – «верный друг познаётся в беде»

 

б) заметки на случай (как раз на манер записной книжки писателя): Il craint tant de ntre pas seul à parle...

 

в) небольшие сценки из жизни и даже короткие рассказы (см. главку «Conseils a un jeune homme/Советы молодому человеку, как вести беседу»).

 

Особенно немного нужно остановиться на афоризмах. Под последним обычно понимают «обобщённую, законченную и глубокую мысль определённого автора, выраженную в лаконичной, отточенной форме, отличающуюся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения». Может, так оно и есть. И всё же первоначально под афоризмом понимался текст, имеющий двучленную структуру: «мысль в форме одного предложения – её объяснение или обстоятельства, делающую эту мысль понятной». Или наоборот: «обрисовка ситуации – мысль как вывод из неё». Вот, например, один из афоризмов Грасиана, как полагают, одного из основоположников этого жанра в европейской литературе:

 

«Быть осторожным в беседе:

с соперниками – из опаски, с прочими – из приличия. Выпустить слово легко, да поймать трудно. В разговоре, как в завещании, – меньше слов, меньше тяжб. Беседуя о пустяках, прощупывай почву для дел поважней. В скрытности есть нечто божественное. Кто в беседе легко открывается, того легко убедить – и победить».

 

Моруа в своём мемуаре часто возвращает афоризму его первоначальную форму, что видно хотя бы на приведённом примере с Овидием. Нужно заметить, что такая форма афоризма более правильная. Когда суждение приводится в виде одного предложения, без разъяснения, обычно предполагается, что оно самодостаточно, то есть опирается на жизненный опыт, общий нам всем и не требующий пояснений: «Человек человеку – волк, товарищ и брат», «Страшнее тёщи зверя нет», «Политика – дело грязное».

 

Однако многие законченные афоризмы, оторвавшись от лона своего первоначального текста, совершенно изменили смысл: «Любви все возрасты покорны». Да, конечно, но

 

юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,

Как бури вешние полям

...

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мёртвой след

 

Или как прикажете понимать ставшее чуть ли не немецкой поговоркой «Wer Tränen ernten will, muß Liebe säen»? «Хочешь наплакаться, делай людям добро» что ли? На самом деле речь шла о том, что если кто хочет, чтобы о нём плакали после смерти, тот должен при жизни делать добро.

 

А порой вырванные из своего окружения афоризмы вообще представляются какой-то несообразностью, вроде кантовского «рассудок предписывает законы природе». Такое мог сказать только недоумок. Если рассудок предписывает законы природе, то почему бы не предписать, чтобы они были и помягче и пополезнее, хотя бы для человека? Ясно, что мысль Канта без разъяснения не катит ни в какие ворота.

 

Кроме того, для афоризма вовсе не обязательны отточенность или парадоксальность в смысле оказать воздействие на читателя формой выражения. Главное в афоризме – это точность. Поэтому хорошо продуманная, чётко выраженная и снабжённая правильным контекстом мысль здесь гораздо важнее, чем эффектный загибон (французы обозначают подобные другим словом – bon mot). И в этом плане афоризмы Моруа – это афоризмы в первоначальном и, я бы сказал, правильном смысле: «La conversation d'un bon ménage est familière, banale et savoureuse comme ces plats, faits d'ingérdéients simples, que l'on préfère aux plus rares».

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение мая 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Автор участвует в Программе получения гонораров
и получит половину от всех перечислений с этой страницы.

 


Оглавление


1. Предисловие переводчика
2. De la conversation sentimentale/О задушевной беседе

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.05: Художественный смысл. Неужели таки всё – наоборот... (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!