Г. И. Гуркин. Краткая хронология жизни и творчества
Увы! мы очень мало знаем картины Гуркина, его творческую биографию. Он настоящий певец сибирских просторов, и его наследство ждёт своего внимательного исследователя.
1870
Родился в с. Улала (г. Горно-Алтайск). Происходил из старинного и влиятельного на Алтае рода Чоросов, принявших православие ещё в 1850-е гг. Поэтому художника, несмотря на узкие глаза, лишь весьма условно можно назвать алтайцем. И по языку, и по воспитанию и по образованию он был русским и православным. Алтайским овладел уже в зрелом возрасте.
1878
Учёба в школе Алтайской духовной миссии. Занятия в классе иконописания.
1883–1894
Учится в иконописной мастерской, затем работает в школах с. Паспаул, с. Улалы. Там пристрастился к самостоятельному творчеству: копирует репродукции из журнала «Нива», рисует и пишет маслом с натуры.
1890-е
Работа в г. Бийске у подрядчика по постройке иконостасов Борзенкова.
1896
Знакомится с А. В. Анохиным, учеником Петербургской певческой капеллы.
1897–1898
Учёба у И. И. Шишкина в Петербурге. В возрасте 27 лет Гуркин решает учиться и подался сразу в Петербург в Академию художеств. Принять его никто не принял, однако видя несомненную одарённость молодого человека, вице-президент Академии И. И. Толстой решил показать его работы И. И. Шишкину. От Шишкина Гуркин услышал следующее: «Зачем вам Академия?.. Вот Вам мастерская, мольберт, краски, полотно – приходите сюда и пишите со мной». С этого дня Гуркин стал учеником знаменитого пейзажиста.
1899
Принят вольнослушателем Академии художеств по классу профессора А. А. Киселева.
Подробных сведений об обучении у Киселева не обнаружено, но по личному делу Г. И. Гуркина, хранящемуся в архиве, можно судить о том, что в Академии он находился редко и почти всё время самостоятельно работал на родине, хотя и числился учеником Академии. В первые годы учёбы он много работает в графике, и в каталоге выставки Академии художеств 1900 года появляются названия его работ. Основной темой в его творчестве становится природа родного края: горные реки, долины с пышной альпийской растительностью, снежные хребты.
1903
Участие в 31-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Публикация рисунков в журнале «Нива». Начинает строительство усадьбы в с. Анос.
1902–1906
Поездки по Горному Алтаю.
декабрь 1907– январь 1908
Персональная выставка в Томске, принесшая известность, любовь зрителей.
Выставка имела большой успех, её посетило более 5000 человек, а неделя, пока томичи знакомились с работами художника, была названа «неделей Гуркина». С двумя статьями о впечатлениях с выставки выступила известная томская художница Л. П. Базанова. Этнографической части выставки посвятил большую статью Г. Н. Потанин. Появились заметки и в других газетах Томска, а в столичном журнале «Нива» критик М. Далькевич впервые познакомил читателей с биографией и творчеством алтайского художника.
лето 1908
Поездка к Белухе. Написано более 50 этюдов.
весна 1910
Персональные выставки в Томске, Иркутске.
Томский художник Н. Котов писал: «Г. И. Гуркин принёс сибирякам Алтай таким, какой он был в его время, каким его никто и никогда не увидит: то, что сделал Гуркин, неповторимо ушло навсегда. И неповторима та особая атмосфера в жизни народа, в среде которой жил и творил Гуркин свои художественные образы, овеянные особой романтикой древних обычаев, легенд, сказок. После его работ Алтай стал... своеобразной Меккой для молодых путешественников, и особенно художников, увлечённых на Алтай образами своего счастливого предшественника, указавшего им путь в свою чудную страну».
1911
Персональные выставки в Барнауле (Народный дом), в Красноярске.
1915
Выставка в Томске. Распорядителем был друг Гуркина, известный томский, а позднее и общерусский писатель В. Шишков.
Около Гуркина группируется местная интеллигенция. В селе Анос, где находились дом и мастерская художника, часто бывали учёные Томска, Петербурга, сибирские писатели В. Я. Зазубрин, И. А. Мухачев, Г. Д. Гребенщиков, И. И. Тачалов, в то время живший в Томске В. Я. Шишков.
июль 1917
Избран председателем Алтайской горной думы.
Гуркин, всегда далёкий от политики, дал себя уговорить и стал главой «независимого» Алтайского государства, как единственный из алтайцев, имевший широкую известность за пределами Г. Алтая .
февраль 1918
Избран председателем Каракорум-Алтайской окружной управы.
декабрь 1918 – апрель 1919
Дважды арестован колчаковцами. Содержался в тюрьме г. Бийска по обвинению в сепаратизме и измене Родине. Освобождён под залог и из-за отсутствия «практических» действий.
осень 1919
Отъезд в Монголию.
осень 1920
Уезжает с партизанским отрядом С. Кочетова в Туву.
1921–1925
После провозглашения Танна-Тувинской народной республики работает по заказам правительства – пишет портреты, пейзажи, рисует сцены народной жизни. В тувинский период Гуркин принимал участие в работе геологической партии Академии наук СССР. По заданию начальника партии И. П. Рачковского он выполнил зарисовки почв, виды местностей и другие необходимые для работы экспедиции рисунки.
осень 1925
Возвращение на Родину. Выставка работ художника в Новосибирске, в редакции газеты «Советская Сибирь».
Сам Гуркин в выставке не участвовал. «В своём письме, – свидетельствует стенограмма съезда, – алтайский художник выразил сожаление, что не сможет принять участие на выставке, так как старые работы не хочет выставлять, а новых создать не удалось из-за отсутствия квартиры. Художник вынужден ютиться в маленькой избе (с. Анос), так как мастерская и его дом национализированы и до сих пор не возвращены. Кончает своё письмо Гуркин приветствием сибирским художникам и пожеланием успеха их съезду и выставке», – записано в стенограмме съезда».
1926
Путешествие к Белухе. Две выставки в Москве.
На выставке АХРР (Ассоциации художников революционной России) присутствует нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. В предисловии к каталогу 8-й выставки он писал: «Отмечу ещё замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чороса-Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утончённая техника, я уж не знаю». А в газете «Известия» сообщалось: «Наиболее полно задачи выставки выполняет известный изобразитель Сибири Г. И. Гуркин... Гуркин Г. И. представляет собой редкий образец художника-общественника, посвятившего всю свою деятельность родному краю. Изъездив все сибирские окраины, вплоть до Монголии, в обстановке почти первобытных условий существования и передвижения, Г. И. Гуркин создал почти исчерпывающую галерею многообразнейшего сибирского ландшафта и быта...»
1931
Становится преподавателем художественной школы города Ойрот-Туры. Иллюстрирует школьные учебники. По его букварю до сих пор обучаются пацанята алтайскому языку.
1934
Находился под следствием по обвинению в националистической деятельности. Оправдан.
июнь 1937
Арестован, обвинён по ст. 58 п. 4-11 УК РСФСР.
11.10.1937
Расстрелян.
март 1956
Постановление Алтайского краевого суда о снятии обвинений и реабилитации.
Источники:
1. Материалы научной конференции, посвящённой 125-летнию со дня рождения Г. И. Гуркина. Барнаул, 1996.
2. Изобразительное искусство Алтая. Под ред. Снитко Л. И. Барнаул, 1977.
20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт
24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов
16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко