HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 г.

Вадим Филатов

Сны воинов пустоты

Обсудить

Эссе

Опубликовано редактором: Карина Романова, 9.02.2010
Оглавление

1. Вступление. Заворожённые пустотой.
2. Сон первый. Три поворота колеса дхармы.
3. Сон второй. Так говорил Нагарджуна.

Сон первый. Три поворота колеса дхармы.


 

 

 

Царевич проснулся и огляделся: в громадном и пышном покое было полу­темно, всюду лежали, разметавшись, спящие женщины. И вдруг увидел ца­ревич, что он на кладбище и что вокруг него одни трупы. Сердце его преис­полнилось горести и отвращения, и почувствовал он, что наступило время для полного отказа от иллюзии «существования». И вышел из дворца в пу­стоту.

Пустота – не есть простое отсутствие. Пустота – это всё. Пустота явлений – это их пустота от самосущего «существования». Быть самосущим – значит обладать в самом себе причиной своего «существования». Но причина всего на­ходится в пустоте. Следовательно, «существование» пустотно и представ­ляет собой несуществование. А если ничего нет, то всё что угодно может приве­сти к чему угодно, но единственной реальностью была и остаётся одна лишь пустота. Так же как любое пламя завершается тьмой.

Чувства не могут воспринимать несуществование, выступающее в ка­честве объекта познания. Настоящее постоянно ускользает из пустоты в пу­стоту, прошлое прекращается, а будущее не возникает. Поэтому все объекты во вре­мени и само время несуществуют. Знание о несущество­вании достигается по­средством невосприятия, сам человек – несуществую­щее существо. Люди обычно не понимают, что такое пустота, потому что ошибочно воспринима­ют внутренние и внешние явления как самосущие. Бо­лее того, абсолютизиру­ют отдельные аспекты собственного несущество­вания: жизнь, имущество, известность и власть. Обладать всем этим может лишь нечто «существую­щее», но всё, что связано с несуществующим, является таким же несуществую­щим. В действительности ничего нет, хотя эта очевидность на­ходится в противоре­чии со всей совокупностью человеческого опыта. Пу­стота всего «существую­щего» от «существования» – это и есть абсолют­ная истина, потому что она не ну­ждается ни в каких других истинах.

Однако, сколько не рассуждай о том, что ничего нет, окружающие нас объек­ты остаются на своих местах. Поэтому мы говорим, что чувственно воспри­нимаемое «существует» условно – как временное нарушение гармо­нии пусто­ты. Всё видимое нами следует рассматривать как сновидение, не­самодостаточную галлюцинацию, порождённую всё той же пустотой. Все объек­ты едины в пустоте как в единственной реальности. Всё есть ничто и ничто есть всё. Основой всего выступает пустота и, следовательно, все вещи в абсо­лютном смысле несуществуют. Пустота пуста и от самой себя. Вре­менное от­сутствие пустоты порождает иллюзию наполненности, что, в це­лом, соот­ветствует библейской идее о сотворении мира из ничего.

Буддизм дал миру классическое учение о пустоте, в котором совершенно не­реальное являет себя как мир: «Форма подобна пене, ощущения подобны пу­зырькам на воде, различение подобно миражу, формирующие факторы подобны пустоте­лому дереву, сознание подобно магической иллюзии» («Сутра изложенного шравакам»). Однако сам Будда занимался не столько теорией философии, сколько практикой уничтожения страданий. Вначале он учил, что мир – это страдание, причина страданий – желания, прекращение страданий связано с отказом от желаний, который осуществляется в соответ­ствии с восьмерич­ным путём спасения. Это был первый поворот колеса дхар­мы (учения). При втором повороте колеса дхармы Будда учил противополож­ному: нет страда­ний, нет освобождения, не нужен и путь. Этот по­ворот колеса учения вы­звал непонимание и замешательство у существ: не­привычно и отчасти обидно узнать о том, что ничего нет. Поэтому Будда предпринял третий по­ворот колеса учения, который получил название «поворот колеса тщательно­го объяснения». Этот поворот был предназначен для тех, кто испу­гался абсо­лютной истины, заключённой во втором повороте. Сни­зойдя к их мыслетру­сию, Учитель пояснил, что на абсолютному уровне ниче­го нет, но на относи­тельном (условном) уровне явления есть. Так, бумажные деньги являются только бумагой и лишь условно – они деньги. До тех пор, пока не отброшено цепляние за «реальность», обыкновенному человеку необходимо знать, что делать с этой «реальностью». Однако, мышление, стремящееся избавиться от страха, исходит из того, что ничего нет.

Чтобы заменить ошибочные идеи на правильные, необходимо постоянно ду­мать о правильных идеях и об их применении в нашей жизни. Неуклонное и непрерывное размышление о пустоте ведёт к тому, что созерцающее созна­ние растворяется в ней и перестаёт ошибочно сознавать себя как «существую­щее». Всё, что проходит через различные степени пустотности рано или поздно обре­тает искомый максимум. Пустоту необходимо увеличи­вать во имя самой пу­стоты. По­скольку зависимость порождена иллюзией, освобождение является всего лишь устранением иллюзии. Освобождение – это очищение от грязи ошибоч­ного воззрения о том, что что-либо есть, воз­врат к подлинности несу­ществования. Для тех немногих людей, которые не видят в мире ничего, кро­ме пустоты, пусто­та перестаёт быть силой, произво­дящей призраки. Такой человек продолжает несуществование в мире призра­ков, но вне зависимости от него. Он может ничего не делать, а может и дей­ствовать, но без всякой надежды на получе­ние вы­годы, поэтому не зависит от успеха или неудачи. Воин пустоты не имеет необходимости осуществлять активность – его пря­мые смыслообразую­щие дей­ствия производятся спонтанно, выступая как сила, восстанавливающая изна­чальную гармонию пустоты. Всякое действие, кото­рое прямо или косвенно ведёт к осознанию единства с пустотой, увели­чивает пустоту, рассмат­ривается как относитель­ное добро, а всё, что прямо или косвенно препятствует этому – как относи­тельное зло. А, поскольку нет ис­тинного «существования», действию ничего не мешает созреть как ре­зультат. При этом никакие другие результаты, за ис­ключением результата не­существования не имеют истинно­го «существова­ния»: ведь «существует» в качестве абсолютной причины всего несуществую­щего лишь одна пустота.

Становится совершенно очевидным, что любые формы борьбы за «суще­ствование» изначально обречены на поражение, чего нельзя сказать о борьбе за несуществование. Воины пустоты пребывают в высшей радости и способны уничтожить тысячи миров. Отрицание ими лю­бых концептуаль­ных построений путём выявления их пустотности, представ­ляет собой абсо­лютную истину или дхарму прекращения. Так учение, выходя­щее за преде­лы концепций «существования», раскрывает глубинный смысл абсолютной пу­стоты.

Наш ум никогда не осво­бодится от тонких омрачений пока пустота не реа­лизована. Каким образом возможно практиковать пустоту? Интересное ду­ховное упражнение распростра­нено среди последова­телей буддизма хиная­ны. Вначале необходимо представить, что кожа, жилы, мясо и кровь всех лю­дей растворяют­ся и остаются лишь кости. После этого образы получившихся скелетов нужно растворить в своём собственном. Лю­дям с сильной привязан­ностью к миру Будда рекомендовал постоянно меди­тировать на то, что их окружают одни только скелеты. Однако во время такой ме­дитации часто воз­никает опасность поте­рять видимость пустоты. В этой связи прежде всего следует очистить свой ум от яда ошибочных измышле­ний, цепляющихся за проявленное, перестать доить бумажных коров, уни­чтожить оковы надежд, а также интеллектуаль­ные позиции «существования». Требуется совершенно ясно видеть, как пылаю­щий огонь пустоты сжигает дрова всех явлений. Например, несмотря на то, что жизнь и смерть (вхождение в абсолютное пре­кращение иллюзии) равно не существуют, несуществующие, подобные тру­пам философы упорно при­думывают и то, и это. Но все их уче­ния, как и по­лагается, пусты и бессущ­ностны. В данной связи, не только цеп­ляние за жизнь, но также и цепляние за смерть – всё преодолевается пусто­той. А пу­стота самой пустоты – это есть пустота запредельного, в которой больше мудрости, чем в учениях миллио­нов Будд. Ведь даже Будды, их уче­ния и по­ступки, как и всё остальное, не имеют истинного «существования».

Это очень буддийское свойство – стремление в пустоту. Неправда, что теле­га, в которую запряжены лебедь, рак и щука стоит на месте. Как любые маги­ческие иллюзии, включая и нас самих, она тоже двигается – со скоро­стью жизни – из пустоты относительной в пустоту абсолютную.

 

 

 


Оглавление

1. Вступление. Заворожённые пустотой.
2. Сон первый. Три поворота колеса дхармы.
3. Сон второй. Так говорил Нагарджуна.

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

02.08: Юрий Сигарев. Грязь (пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!