HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Виктор Герасин

Мост

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 28.07.2012
Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Часть 5


 

 

 

Дядя Андрей брал Василька и Климку с собой, если ездил, куда неподалеку. Они ездили то вместе, то поврозь, кому как удавалось, но машину драили подчистую. Чего-чего, этого у них было не отнять. Ведро воды, тряпка, и пошёл смывать дорожную пыль, выковыривать грязь из самых труднодоступных мест.

Если вдвоём ехать было нельзя, надо было в обед напоить телка, дать корм поросёнку, то спорили, кто должен ехать, а кто останется хозяйствовать. Спорили долго, вспоминая всё дни чуть ли не за месяц, кто когда и сколько ездил.

– А вы подеритесь, – смеялся дядя Андрей, – ну, слабо?

– Не-е-е, – мотали головами Василёк и Климка, – нам отец не велел драться. Мы – братья, нам нельзя.

– Ну то-то же, коль братья, – опять смеялся дядя Андрей. – Да к тому же друганы вы!

– Почему это мы друганы? Это ты друган, – не соглашался Климка. – А мы – колесники, раз мы Колесниковы.

– А раз вы со мной водитесь, то вы друганы, – не соглашался с доводами Климки дядя Андрей. – Водитесь же?

– Водимся, водимся, – отвечали ребятишки, опасаясь того, что дядя Андрей вдруг обидится и больше не возьмёт с собой, не покатает.

– Значит, друганы! – как маленький, радовался дядя Андрей.

Так и пошло за ними – друганы. И не отстало. Спустя годы мало кто из посторонних помнил, что Василий и Клим братья, а вот что друганы они – это знал каждый в автохозяйстве.

 

Лет тринадцать или четырнадцать Васильку было, когда на прямой просёлочной дороге дядя Андрей вдруг потянулся и сказал:

– Садись-ка, малый, за руль. Устал я что-то, отдохну малость.

Василёк не поверил сразу-то, думал, что дядя Андрей, как всегда, шутит. Но он не шутил. Садился Василёк за руль, а в глазах туман горячий, а руки дрожат, а колени ходуном ходят.

– Эк тебя трясёт, – укорял дядя Андрей. – Будто к девке подступаешь. Спокойней, это же машина.

Не помнит Василёк, как с места тронулся, как поехал. Даже голос дяди Андрея почти не слышал. Только когда опамятовался немного, то понял, о чём говорит ему дядя Андрей.

– Не газуй, не газуй зря, – учил он, – чувствуй мотор, он тебе сам скажет, сколько надо ему газу. И рулём не верти, ладь с ним. Дорогу видь, она тоже сама скажет тебе, куда и сколько крутить.

 

Василёк не верил, что когда-нибудь ему удастся выучиться водить машину так же, как водит её дядя Андрей. Далёкая она была пока для Василька, непонятная, чужая.

Но проехал раз, проехал другой, третий и вдруг обнаружил, что машина-то своя ему, послушная. Он и мотор стал чувствовать, и руль согласовывать с дорогой.

– Будешь, будешь шофёром, – говорил дядя Андрей. – Да ещё каким. Не угонишься за тобой. Климок тоже навострился, ездит уже не хуже иного профессионала. Так-то вот. Своих ребят у меня нет, учить мне некого, выучу вас. Машин скоро много будет. Всяких. Шофёры нужны будут. Молодые нужны будут, грамотные. Вот увидишь...

 

Климок и Василёк похвалялись друг перед другом, сколько каждый проехал, по каким мостам, как. Отец поругивался на них:

– Вот привязались! Учились бы получше! Шофёрами всегда станете!

Отец работал бухгалтером и никаких железок не терпел. Время же было такое, что ребята стеснялись отцовой профессии, надо бы ему тоже быть или механиком, или шофёром, даже на худой конец трактористом. А он – бухгалтер. Бабью работу подыскал себе.

– Дурачки, – говорил отец, – что вы понимаете? Бухгалтер – это не шофёр. Это – бухгалтер, одним словом. А шофёр – ветер. И не иначе.

Этот ветер-то и тянул братьев Колесниковых к машине.

Отец искал этой тяги причину и останавливался на том, что дед его был мастером колёсных дел, гнул их сотнями, на заказ и на базар. Вот от него-то, видно, и перекинулась эта любовь к колёсам на ребят, не гнуть их, как когда-то прадед Василька и Климки, а летать на них.

 

В тот памятный вечер Василёк задержался дома. А задержался он потому, что Климка и Любашка пошли вместе на улицу. С некоторых пор Василёк желал только одного – чтобы Любашка была с ним. Если же рядом оказывался и Климка, то Василёк уходил, стараясь не показать своего дурного настроения. Климка же, на правах старшего, чуть ли не в открытую ухаживал за Любашкой, а взрослые, видя это ухаживание, только посмеивались: что ж, жених и невеста, времечко идёт, настаёт их пора. Слыша эти вроде бы шутливые разговоры, Василёк мрачнел, становился срывистым.

Василёк сидел на крыльце, засунув руки в карманы и поматывая ногой. Он придумывал великую месть и брату, и этой хохотушке Любашке. А лучше бы не мстить, а как-то показать себя. Ну, дом, что ли, загорелся бы где-нибудь, а он, Василёк Колесников, влетел бы в самое пламя и спас бы кого-нибудь, кто остался в доме, отрезанный огнём. Сам обгорел бы в головешку, но спас. А после лежал бы весь в бинтах, а Любашка ухаживала бы за ним.

И такую героически-трогательную картину надумал себе Василёк, что уже заранее становилось жалко самого себя, уже заранее в носу пощипывало, вот-вот должны были набежать слёзы.

 

Тут к дому подъехал дядя Андрей. Он не так давно получил новую машину «ГАЗ-51», лучше которой тогда ещё ничего не было и, казалось, уже никогда не будет. Василёк уже опробовал машину, она ему очень понравилась, даже во сне приснилась несколько раз.

– Слышь, малый! – позвал дядя Андрей. – Отвлекись-ка от своих дум молодецких да подойди ко мне.

Зови Василька хоть кто и хоть куда в тот вечер – не пошёл бы. А к дяде Андрею – безоговорочно.

– Ты вот что, малый, ты отгони-ка машину в гараж. Баба баньку протопила, пойду сниму первый пар. А? Годится?

– Годится! – ожил Василёк. Спрашивает ещё! Впервые в жизни один поедет, и не где-нибудь по глухой дороге, а по селу!

– Да ещё вот что – не заглуши мотор. Стартёр у меня отказал, завтра глядеть буду. Боюсь, заглушишь, ручкой начнешь крутить, в гнездо не попадёшь и разворотишь радиатор. Может, ручку-то взять мне у тебя да дома оставить? Наделаешь да наделаешь ты мне делов, а? Возьму, однако. Заглохнет – иди за мной.

– Не заглохнет, – пообещал Василёк, садясь за руль.

 

И поехал. А когда отъехал на порядочное расстояние от дяди Андрея, то тут только одумался: «Вот тебе и пожар! Да я сейчас на машине подкачу к ним туда, на улицу, это будет лучше всякого пожара!»

Улица собиралась на заречной стороне возле чьего-то сруба, на брёвнах. Туда-то и покатил Василёк. Миновал мост, вымахнул на второй скорости на бугор и подвернул к брёвнам, на которых рядками сидели девчата и ребята. А Климка с Любашкой – это Василёк заметил сразу же, он их-то и искал глазами – сидели плечом к плечу. Он увидел, какое впечатление произвёл своим появлением и на ребят, и на девчат. Ребята глядели с завистью: надо же, Василёк на машине разъезжает. Девчата глядели с восхищением: молодой шофёр. Только Климка побледнел лицом, глаза его сделались светлыми от злости. Он когда злился, то его глаза не темнели, как это бывает у людей, а, наоборот, светлели, будто облегчались, а всё зло садилось на сердце.

– Ну, чего примолкли! Садитесь, всех прокатну! – Василёк стоял левой ногой на подножке, подбоченясь, правую же не снимал с педали акселератора, опасался, как бы и вправду мотор не заглох, тогда придётся идти за дядей Андреем, а он уж задаст чертей за самовольство, он покажет эту заречную сторону, эту улицу.

Девчата и ребята не стали ждать повторного приглашения, сыпанули к машине, полезли в кузов. Василёк распахнул перед Любашкой правую дверцу и позвал:

– Иди сюда, садись в кабину.

Любашка села.

К Васильку подошёл Климка и, сверля его глазами, тихо сказал:

– Дай я поеду.

– Не дам, – так же тихо, но решительно отказал Василёк.

– Убью, гад! – сквозь зубы выдавил Климка.

– Посмотрим, кто кого, – не отступал от своего Василёк.

И они поняли друг друга. Поняли, что не место за рулем делят, а делят Любашку. Василёк чувствовал, что на сегодня верх одерживает он, и от этого чувства делался всё смелее, всё решительнее.

Климка повернулся и пошёл от машины. Василёк включил скорость, развернулся на поляне и поехал к гаражу. Нет, он не был спокоен. Он волновался так, как не волновался в тот день, когда дядя Андрей впервые доверил ему руль. Теперь машина ему была привычна. Но рядом сидела Любашка – это раз, а второе – это то, что он открылся брату, не словом, а поведением своим показал, что из-за Любашки он готов на всё.

 

На мосту, на толчках в волнении он позабыл переключить скорость, мотор заглох, машина остановилась.

– Станция Бирюзай – а ну, братцы, вылезай! – кто-то скоморошничал в кузове.

«Что же делать? А? – растерялся Василек. – Докатался. Ну, будет теперь от дяди Андрея! Ну, будет! Теперь никогда в жизни не подпустит к машине!»

Но в последний момент сообразил. Выскочил на подножку, приказал:

– Слезай все до единого и толкай! С толчка заведем!

Ребята и девчата попрыгали с кузова, упёрлись руками в борта машины, покатили. Почувствовав достаточную скорость, Василёк включил зажигание, воткнул первую скорость, придавил газ. Машина дёрнулась, мотор фыркнул и взревел.

«Вот так вот! – радовался Василёк. – Мы тоже кое-что умеем!» Подождав, пока ребята и девчата вновь заберутся в кузов, тронулся.

– Отцу не говори, – попросил Любашку.

– Отец что, а вот Климка налупит тебе, – усмехнулась Любашка.

– Посмотрим, – пообещал Василёк.

До гаража доехали благополучно. Василёк на повороте остановил машину, подождал, пока ребята и девчата слезут, сказал Любаше:

– Пусть идут, а ты подожди меня.

– Это ещё зачем? – вспыхнула Любаша.

– Так надо.

– Обойдёшься.

Она открыла дверцу и выпрыгнула из кабины.

 

Василёк поставил машину в ряд с другими и пошёл домой не прямой дорогой, а косой тропкой, огородами. Шёл медленно, обдумывая случившееся. Любаша отказалась подождать его и отказом своим разрушила всю его решительность. Начнись всё сначала, он не осмелился бы, наверное, перечить брату, не осмелился бы предложить Любашке сесть рядом с ним и подождать его. Но даже после её жесткого отказа Любашка продолжала нравиться ему. В последние месяцы он стал чутко прислушиваться к голосу её, где бы она ни была, старался оказаться у неё на виду, часто видел её во снах. Но о том, как мечтает он о ней, он не признался бы никому даже под пыткой. А ныне вдруг не стал скрывать, всем видом своим показал и ей, и брату всё, что так усердно таил от них. Что теперь будет? Что подумают о нём она, Любашка, Климка?

– Ну и пусть! – в сердцах вслух выговорил Василёк. – Пусть думают, что хотят.

Он понимал, что теперь, с этого вечера он ни в чём не уступит брату, а особенно не уступит в присутствии Любаши. И вообще наберётся смелости и будет ходить за ней, пока она не согласится погулять с ним. А согласится – и он уведет её далеко-далеко в луга, даже в лес, уведёт и не отпустит оттуда. Пусть поищут, пусть все узнают, как любит Василёк Любашу.

 

 

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6
518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!