HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 г.

Виктор Герасин

Для всех быть всем

Обсудить

Повесть

 

Так довелось, что святому старцу Амвросию Оптинскому я ныне прихожусь земляком по месту его рождения. Как писателя, меня давно занимает личность и жизненный путь святого земли русской. Его афоризм – «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного» – ставлю девизом ко всему своему сочинительству.

6 декабря 2012 года в с. Большая Липовица Тамбовской области в честь 200-летия со дня рождения Амвросия Оптинского освятили новый храм Троицы Живоначальной. Храм построен на пожертвования земляков великого Святого.

Я посчитал обязанным себя откликнуться на юбилей земляка, Святого земли русской Амвросия Оптинского, в миру Александра Михайловича Гренкова, повестью, что и предлагаю вниманию читателей.

 

На чтение потребуется 3 часа 40 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 19.01.2013
Оглавление

33. Глава 11.1
34. Глава 11.2
35. Глава 11.3

Глава 11.2


 

 

 

Погода стояла сухая, ночи тёплые. Амвросий по возможности оставался ночевать на стройке. Плотники отправляли ловких мужиков на ловлю рыбы в Серене и в ближних к ней озерцах. Места богатые, рыба не пугана человеком. Рыбаки приносили по четыре, по пять мешков крупных лещей, линей, карасей. Варили ухи столько, чтобы хватало на всех. Перед закатом солнышка располагались на лугу. Жгли костры. Из котлов разливали уху по вёдрам, а уж из вёдер – по общим чашкам. Резали большими ломтями хлеб, выкладывали зелёный лук и ужинали. Шутили, переговаривались, рассказывали были и небылицы. И не спешили расходиться на ночлег, сидели вокруг костров. За долгий день уставали, а приходил вечер и усталь дневную снимал. Даже пели.

Заводил один молодой парень, Захар. Русоволосый, невысокого роста, голос не зычный, но внятный, мягкий, пел он так, что за ним и другим хотелось петь.

 

Ой да ты, калинушка,

Ты малинушка,

Ой да ты не стой, не стой

На горе крутой.

 

И за ним дружно подхватывали, не поднимая голосов, задумчиво и слаженно пели:

 

Ой да по синю морю

Корабель плывёт,

Ой да корабель плывёт –

Вся вода ревёт.

 

Оставляли Захара одного. Он вдохновенно выводил, поднимая лицо к небу:

 

Ой да как на том корабле

Два полка солдат,

Ой да два полка солдат

Молодых ребят.

 

И снова все вместе. Слаженно, уверенно:

 

Ой да как один солдат

Богу молится,

Богу молится,

Домой просится.

 

Амвросий сидел на пне. Хоть и противоуставно, по монастырским понятиям, поступал, а всё никак не мог оторваться, уйти от артели. Мысли шли очень уж добрые: «Какой же народ талантливый, как красиво поют. И работать умеют, и песню спеть. Господи, пошли на головы народа твоего православного мир да покой. Этот народ много тебе, Господи, умиления принесёт, много радости небесной ты от него поимеешь. Потому как простой он, бесхитростный относительно веры в тебя, Господи. Труженик он, смирением наделён от природы-матушки. Добротой несказанной наполнен. Береги его, Господи». Никому невидимые слезы легко стекали по щекам его, по бороде.

 

Софья проявляла неудовольствие. Ей не нравилось то, что насельницы задерживаются вечерами, мало проявляют молитвенного рвения. Она об этом говорила с Амвросием:

– Не попускаете ли, батюшка? Если так дальше пойдёт, то не монашеская обитель у нас образуется, а…

– Ты, дочь моя, не излишне ли строга? – останавливал Софью Амвросий. – Давай так подумаем: люди натрудились за день на тяжёлой работе, поужинали, у них благостно на душе сделалось, им жить дальше припадает охота, творить во имя Всевышнего. А не Бог ли дал человеку голос и слово? Значит, и ему это зачем-то надо. И он доволен тем, что радуется душа в человеке. Что прославляет его радостью своей человеческой. Это, Софья, сложные вопросы. На них нет однозначного ответа. Радоваться в песне и в молитве, благодаря и прославляя Создателя – это и есть божественная суть бытия. Вот учитель мой, батюшка Леонид, настаивал, чтобы монахи пели во время труда. Не каждого труда. А на сенокосе, бывало, дружно поют, слаженно поют духовные песни. А он радуется, слушая их пение. Хорошо. Луга привольные, просторные и песня среди этого простора. Она напрямую до Бога доходит.

– Духовные – согласна.

– А вот эта, про корабель да про солдатика, который Богу молится да домой просится – это ли не духовная песня? Самая она. Я в детстве очень даже любил, когда в церкви запоют «Разбойника».О Кудияре. Разбойничал, а Бог посетил его и призвал к себе на покаяние. Вот Оптина пустынь, Оптина пустынь. А что ты знаешь об Опте? А ведь он был подручным у Кудияра. Много греха они взяли на душу. Да к Богу пришли, прониклись помыслом божьим, потому и храмов настроили по земле немало.

Они замолчали, думая каждый о своём.

Амвросий смотрел в звёздное переливчатое небо, спрашивал сам себя: «Надо ли лишать человека радости? Не это ли состояние души его угодно Богу? Печаль – она душу отягощает. А зачем?»

 

Наблюдая за Софьей, Амвросий удивлялся её стойкости на монашеском поприще, её хозяйственности. Он, Амвросий, и она, Софья, как говорится, не одного поля ягодки. Он вырос среди крестьянства, она – среди дворянской знати. Род её вёл начало от древних дворян Болотовых из Тульской губернии. Получив воспитание в глубоко верующей семье, в которой из пятерых детей четверо приняли монашество, Софья с ранней молодости готовила себя к служению Богу. Желая угодить Господу и стремясь к духовному совершенству, она часто уединялась, иногда даже тайно покидая дом, предаваясь посту и молитве. В тридцатилетнем возрасте вышла замуж, но спустя год и два месяца – овдовела, оставшись с дочерью, появившейся на свет через три дня после смерти мужа. Когда ей поднесли новорожденную, она сказала: «Ты будешь девочка Божия».

Софья вступила под духовное руководство Амвросия и открыла ему своё заветное желание посвятить себя монашеской жизни. Смирение можно стяжать посредством послушания. Человек, подчиняющий свою волю духовному руководителю, побеждает гордость и приобретает смирение. Оттого-то людям, особенно молодым монахам, послушание необходимо. Амвросий говорил, что другой такой послушницы, как Софья, у него не было и не будет.

 

Оставив единственную девятилетнюю дочь на воспитание её крёстной матери, Софья полностью посвятила себя служению Господу.

Открытие общины, освящение в ней домовой деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии настоятельницей состоялось на праздник Покрова Божией Матери. Новоустроенная женская община стала называться Казанскою в честь особо чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери, а по расположению обители на высокой горе – Горскою, а по близости к обители деревни Шамордино – Шамординскою.

Старец Амвросий не раз говорил сёстрам, указывая на икону, что она – чудотворная.

 

 

 


Оглавление

33. Глава 11.1
34. Глава 11.2
35. Глава 11.3

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.04: Ыман Тву. Клюв (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!