HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 г.

Олег Герт

Мир поколения Z, или Удача крысолова

Обсудить

Эссе

 

Купить в журнале за март 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2018 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 17.03.2018
Иллюстрация. Название: «Гамельнский крысолов». Автор: не указан. Источник: https://ltraditionalist.livejournal.com/760673.html

 

 

 

«– За что мне это, Господи? Господи! Ну за что?!

Голос с неба: Ну не нравишься ты мне…»

(Бородатый анекдот)

 

 

Наиболее типичный, объединяющий признак «Поколения Z» и, одновременно, самая его большая проблема, – безусловно, мышление в категориях «Like-Dislike».

Некий популярный американский киногерой в ответ на обращённую к нему реплику злодея «Ты мне не нравишься!» бойко отвечает нечто вроде: «Если вы перестанете воспринимать мир в категориях «Нравится» – «Не нравится» и начнёте видеть вещи такими, какими они являются сами по себе – вы принесёте гораздо больше мира в свою жизнь».

Это абсолютно верно. Но речь не только о «мире в своей жизни», то есть о внутреннем спокойствии и душевной гармонии. Речь вообще о способности к адекватному восприятию реальности, о способности занять по жизни конструктивную проактивную позицию.

Только подумайте, что происходит в мышлении человека, в его мировоззрении, когда он день за днём, на протяжении нескольких лет, всё время, сколько он себя помнит, ставит десятки плюсиков и минусов, – то есть оценивает людей, факты, события, явления, информационные сообщения исключительно в самой тупой, примитивной и абсолютно бессмысленной по своей сути форме: «Мне нравится» или «Мне не нравится». И электронное средство для такой оценки мира и людей у него всегда под рукой.

Ладно бы беда ограничивалась только чёрно-белой картиной мира. В конце концов, чёрно-белое восприятие, отсутствие пятидесяти оттенков серого в мышлении и оценке, – это межпоколенческая проблема. Люди с категоричностью, непримиримостью и двуполярностью оценок существуют и в моём поколении «Пи», а уж среди наших старших товарищей их более чем достаточно (так и тянется рука поставить смайлик, а то ведь без них мы и иронию в текстах уже не воспринимаем). Но можно жить, когда ты оцениваешь мир пусть и по чёрно-белой шкале, но хотя бы большому количеству критериев: рациональных, этических, эстетических, нравственных, экономических etc.

 

Когда единственный доступный тебе, и постоянно тебе жёстко навязываемый, и транслируемый в качестве истинного и единственно приемлемого, критерий оценки людей и мира – это критерий «Нравится»\«Не нравится», жить нельзя.

От современного человека не требуется ни оценки истинности, научности или хотя бы элементарной рациональности аргументов. Если «Мне не нравится», если «дизлайк» – то, априори, сказанное вами ненаучно, неистинно, нерационально.

От него не требуется оценки по нравственным, этическим критериям: да, пусть сказанное вами рационально и научно, но это глубоко аморально, неэтично, «противоречит божественной природе Человека», «влечёт нас вниз, а не вверх». Нет, не рассуждаем: если «Мне нравится» – значит, это априори нравственно и является прологом добра и света.

От него не требуется, чёрт возьми, даже оценки по эстетическим критериям. «Да, это ужасающе безнравственно, да, это абсолютно ненаучно и вряд ли истинно, – но зато как же красиво это сделано!» Ему недоступен эстетический бодлеровский и уайльдовский восторг от заведомо гнусных вещей, равно как и недоступна брезгливость по отношению к вещам бездарным и некрасивым, хотя и рациональным и нравственным. Если «Мне не нравится» – значит, и некрасиво\неэстетично. И наоборот.

 

То есть не только система оценки мира сведена к двум полюсам (+,-). Но и количество критериев этой оценки сведено к ещё меньшему минимуму – до одного. Лайк\Дизлайк. Всё просто и понятно. Жизнь удалась.

Думается, это и есть мечта Князя мира сего: воспитание человека с абсолютно плоскостным и однополярным восприятием, человека предельно простого в оценке и суждении, – ибо такой подход к жизни и является главной ступенькой к абсолютной гордыне. В противоположность человеку сложному, глубокому, многополярному, сомневающемуся, для которого гордыня возможна и приемлема только в качестве поведенческого паттерна, для утверждения себя во внешнем конкурентном мире, – но никогда не приемлема внутренне, ибо именно сложностью и глубиной человека предопределяется его внутренняя кротость и смирение.

(+,-) – и мир прост и понятен, а я в его центре.

Я не рисую портрет поколения. Это замечательные, умные, сообразительные и душевные дети (в том числе и те, которым уже по 20-22, ибо инфантилизация, сэр). Но я изображаю ту модель, в которую их загоняют, или они сами себя загоняют, ежедневно упражняясь в выставлении миру плюсов и минусов по принципу «нравится мне или нет», – а это самое отупляющее занятие, ибо Лайк\Дизлайк не имеет никакого иного критерия, кроме «Я хочу, чтобы Так».

И такая прошивка мозгов, заточка их с самого раннего возраста на восприятие изо всего того, что ты видишь и с чем живёшь, только того, что тебе лично «нравится» – ещё один семимильный шаг в Дивный Новый Мир, гениально предсказанный Хаксли, Оруэллом, Замятиным и Стругацкими.

 

 

Современные дети плохо знакомы с художественной литературой, мало читают. Поэтому написать сочинение для них настоящая проблема. Но от ЕГЭ никуда не деться, придётся научиться излагать свои мысли связно, научиться пользоваться русским языком. Сочинения на свободную тему в изобилии представлены на образовательном портале RuMozg.

 

Ну хорошо, скажете вы, теоретически проблему мы обозначили – но почему же сие плохо? Ну, ставим мы друг другу лайки, – милое плюшевое занятие, так скрашивающее наш неоформленный досуг и вносящее ощущение общественной гармонии в наш полный шероховатостей мир. В чём опасность, и каким образом это ведёт нас на обитаемый остров с вечно поднятыми занавесками и пневматичными девушками?

Однако не надо быть семи пядей по лбу, чтобы понять: лайк\дизлайк форматирует человека-муравья, человека-пчелу.

Регулярное нажимание одной из двух постоянно находящихся перед носом кнопок – вам эта процедура ничего не напоминает?

Да, верно вспомнили. Как видите, я показал вам ментальный фокус, достойный Ходжи Насреддина: но тот заставил думать об обезьяне, описав её аудитории, а я вызвал её в вашем сознании, просто намекнув на предоставленный ей умными и дальновидными лаборантами инструментарий.

Сидит мартышка: нажала одну кнопку – поймала банан, нажала другую – словила лёгкий укол электрического тока. Уровень раздражителя в нашем с вами случае, правда, несколько тоньше – да оно и объяснимо, ибо эксперимент идёт над наиболее развитым видом приматов. Вместо банана – общественное одобрение и признание, эндорфиновая реакция от получения кусочка любви, столь дефицитного товара, от недостатка которого пациент задыхается с самого детства. Вместо электрошока – укол осуждения, упрёк в инаковости, косой взгляд полной ощущения собственной правоты чёрной вороны в сторону выпендривающейся белой. Тончайшая психологическая игра, медленно, по капле формирующая на месте думающего и критикующего ума рядовую частичку огромной нейронной сети. Неважно оказаться рационально правым или близким к истине. Неважно оказаться этически и нравственно точным. Неважно сделать хотя бы эстетично и красиво. Важно оказаться принятым, оказаться со всеми, важно сделать телодвижение, максимально гармонирующее с дыханием огромного человейника.

 

Мышление и психология лайк\дизлайк формирует пространство предельного конформизма, строит мир конформизма, доведённого до своего абсолюта. Похоже, что общественно-информационная среда двадцать второго века – это среда, в которой информационный повод, высказывание, формулировка, мнение являются не претензией на истину, этическим посылом или эстетическим пируэтом, а паролем, тестом на соответствие, лакмусовой бумажкой принимаемости и общественной одобряемости. Человек, чьё высказывание будет оценено по шкале среднестатистического ожидания толпы, неизбежно начинает выбирать выражения – и выбирает лишь те, которые имеют шансы этой толпой быть принятыми.

Сколько маленьких трагедий уже подарила эпоха тотального лайка! «Почему мне не плюсуют? Почему «Он»\«Она» мне не плюсанули? А за что минусуете, люди?!!» Как жаждет человек поколения Z высказаться таким образом, чтобы хайпануть, чтоб собрать максимальное количество плюсов! Как боится он, не дай бог, ляпнуть что-то не то и оказаться заминусованным! Критерий введён и установлен. Мене, текел, фарес. Плюс-минус. Тик-так, тик-так…

Такой информационный тренд не даст уже ни Коперника, ни Ньютона, ни Декарта, ни Дали, ни Христа, ни Прометея (как, впрочем, и Люцифера) – ибо любые нравственные, интеллектуальные и эстетические прорывы всегда обеспечивает меньшинство, и они всегда обеспечиваются движением вопреки общепринятым стандартам. Они обречены быть заминусованными, – а как же всем хочется этого избежать! Зато этот тренд гарантированно обеспечит структурирование общественного поля в идеологию огромного улья, тотального муравейника, где каждый говорит, пишет и комментирует только то и только так, чтобы совпасть с ожиданиями большинства.

И беда-то в том, что на уровне массового сознания, на уровне статистических величин этот тренд уже не преодолеть, его не сломать никак. Это не выбор поколения: это образ их жизни, они родились с гаджетами в руках, и никак по-другому они думать и реагировать уже почти не могут, – а скоро разучатся вообще.

Да, вы, ребята! Вы, братцы (и сестрицы)… Это про вас!

 

Единственный способ выбраться из этого порочного круга – индивидуальный.

Перестать оценивать мир, людей, события, факты, фотки, песни, книги в категориях Лайк\Дизлайк. Воспитывать в себе способность к развёрнутой, многоплановой, максимально многофакторной оценке реальности. Бить себя по руке каждый раз, когда она тянется к кнопке, генерирующей чёрно-белый мир.

И тогда нас никогда нельзя будет поманить ни одной гамельнской дудочкой, просто сказавши «Пойдём туда – тебе понравится!».

 

 

(2018)

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.12: Художественный смысл. Много-много почему (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!