HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2021 г.

Гости «Новой Литературы»

Денис Матросов: «Герои есть и у нашего времени»

Обсудить

Интервью

 

Купить в журнале за ноябрь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2020 года

 

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.11.2020
Денис Матросов

 

 

 

Официально Денис Матросов пока не считается народным артистом, но признанием зрителей коронован уже давно. Поклонники его творчества всякий раз открывают Матросова заново: он увлекает своим мастерством даже в знакомых спектаклях, а киноленты с его участием всегда становятся событием. Энергии при этом хватает и на работу продюсера в собственном театре, и на режиссёрские постановки: недавно Денис Матросов принял предложение Московского областного театра драмы и комедии в Ногинске, где мы и увиделись.

 

– Денис Владимирович, что вас привело сюда? Чем хотите порадовать подмосковную публику?

 

– В Ногинск меня пригласил директор театра, Александр Морозов: предложил поработать режиссёром. Буду ставить новогоднюю сказку. Сашу я знаю уже много лет, он – продюсер и капитан нашей хоккейной команды артистов «КомАр».

 

 В роли хоккеиста
В роли хоккеиста

 

– А как же ваша работа в Театре Дениса Матросова?

 

– Только в выигрыше. В Московский областной театр я приезжаю со спектаклями: 27 ноября мы сыграем премьеру – комедию «Ты будешь мой», в которой участвуют Екатерина Волкова и Екатерина Казанцева. Создавала этот спектакль та же команда, что и постановку «Двое в лифте, не считая текилы», с которым мы тоже были в Ногинске – автор Ольга Степнова, режиссёр Игорь Касилов. Поэтому моей работе в ТДМ ничего не мешает, даже наоборот – это новые возможности.

 

– Вы всегда были легки на подъём и не боялись перемен: в юности перешли из школы-студии МХАТ в Щепкинское театральное училище. Почему пришлось так поступить?

 

– Всё очень просто: не сложилось с художественным руководителем. Как актёр, я открылся именно в «Щепке» – исчез дамоклов меч, который угрожал во МХАТе: угроза быть отчисленным. Педагог Николай Алексеевич Верещенко, который меня взял, сразу заверил, что отчислять никого не будет: «Я несу за вас ответственность, но главное зависит не от меня: вы должны захотеть получить профессию, которая обеспечит ваши семьи. А если не получите, то у вас всё посыплется».

 

– Вы явно захотели, и в вашей актёрской судьбе был невероятный сценический проект мирового уровня – участие в постановке «Евгений Онегин» дирижёра Герда Альбрехта на музыку Сергея Прокофьева.

 

– Это была действительно уникальная постановка, потому что музыку Сергея Прокофьева к «Евгению Онегину» никто до этого не слышал. Премьера состоялась в 2003 году в Золотом зале Musikeverein в Вене. Ради неё в столицу Австрии прилетели принц Чарльз, король Монако с семьёй, музыканты первой величины со всего мира – это было что-то невероятное. Когда мы узнали, кто в зале, у нас, артистов, поджилки тряслись. А началось всё с того, что Герд Альбрехт нашёл в букинистическом магазине бесценные ноты, которые оказались переправленными в Европу Прокофьевым в 1937 году – начались репрессии, и Камерный театр Таирова, где должны были поставить «Онегина», пострадал в этом плане очень сильно.

 

– Какую роль вы сыграли в постановке Альбрехта?

 

– Владимира Ленского. Это была чтецкая программа с огромным симфоническим оркестром. У нас на сцене только хор был в сто человек – это, конечно, феноменально. Потом мы выступали в Дании с датским национальным оркестром, в России – с оркестром симфоническим. К сожалению, состоялось только три концерта, хотя было запланировано больше ста – по всему миру. Всё сорвалось из-за того, что в Дании перед другим (не нашим) концертом Герд высказал свою политическую позицию по поводу событий в Ираке. Шла прямая трансляция по радио и телевидению, и он выступил с протестом против иракских событий. Альбрехт был дирижёром национального датского оркестра, национального оркестра Японии, и это выступление стоило ему карьеры: с Гердом были разорваны контракты, его лишили всех его регалий. По условиям контракта он не имел права высказывать свою политическую позицию, и это был мужественный поступок. Знаменитый музыкант совершил его, зная, что карьере придёт конец. Так и случилось, что в России мы выступили, и на этом наш «Евгений Онегин» закончился.

 

– В постановке по Пушкину вы вышли на сцену всего трижды, но у вас есть спектакли, которые вы сыграли сотни раз – становясь старше, видя что-то уже иначе. Меняется ли от этого облик ваших героев, ваша артистическая трактовка образа персонажа?

 

Немного меняется, конечно, но не слишком – в спектакле существуют определённые рамки. Но на тот же «Лифт» публика часто покупает билеты ради того фрагмента, где мы позволяем себе импровизировать. На эту комедию ходят по многу раз. Когда приезжаем в Питер, например, я в первых рядах вижу знакомые лица: там есть сцена, которая совершенно непредсказуема, и неизвестно, как поведём себя мы и как отреагируют на это зрители. В нашей импровизации игра зависит от сиюминутного настроения. Здесь я могу измениться, выразить какие-то свои взгляды. К тому же авторы этой пьесы написали продолжение, которое мы сейчас тоже начнём репетировать – зрители ждут не дождутся, чем всё-таки эта история закончится. Как же так: лифт поехал, а что дальше? (смеётся).

 

 Сцена из спектакля «Двое в лифте, не считая текилы»
Сцена из спектакля «Двое в лифте, не считая текилы»

 

– А дальше будет ещё одна комедия-праздник. Денис Владимирович, вы с 2004 года играете в антрепризах, и я читала в других ваших интервью, что здесь не обошлось без меркантильности. Так ли это?

 

Да. Я сейчас говорю не о своей продюсерской деятельности, а о деятельности актёрской. Один спектакль сыграл – получил месячную зарплату академического театра, и даже больше. В академическом театре в этом плане всё гораздо сложнее. Это же бюджетная организация, государственная. Актёры получают зарплату по разрядам. Неважно, в Москве ты работаешь или ещё где-то: существуют определённые рамки, которые установило государство. И здесь нет никаких вариантов, к сожалению. Если театр существует на какой-то коммерческой основе, имеет доход с аренды помещений или ещё чего-то, может доплачивать артистам, то это, конечно, прекрасно. Но вообще в театре актёрам работать сложно. Это правда. Поэтому я восхищаюсь артистами, которые продолжают служить искусству в нынешнее непростое время.

 

– Это сподвижничество, духовный подвиг. А в плане свободы творчества антреприза тоже даёт больше?

 

– Для меня как продюсера – конечно. Я сам выбираю, какую пьесу ставить, с каким режиссёром работать, каких актёров пригласить. Это – творчество, ничуть не меньшее, чем в академическом театре, и я жалею, что поздновато пришёл к созданию своих спектаклей. Надо было раньше.

 

Фрагмент спектакля «Ты будешь мой» 
Фрагмент спектакля «Ты будешь мой»

 

– Какие темы вас, как продюсера, привлекают больше всего?

 

Шекспировские, вечные – людям интересны эмоции. Если весь спектакль основан на каких-то современных абстракциях и не вызывает отклик в сердце зрителя, то это, на мой взгляд, ошибка. Сюжет должен затрагивать чувства, это – самое главное. Всё остальное просто не имеет значения. А искусство сейчас новомодное, модерновое, что чётко прослеживается в том же кино. Уходишь из зала абсолютно пустым, потому что какие-то спецэффекты есть, но нет ничего берущего за душу. А должно быть наоборот. Поэтому мне интересны темы добра и зла, тьмы и света, на которых и строится вся достойная внимания драматургия. Мне так кажется.

 

– Для драматургии в Театре Дениса Матросова вы сами выбираете актёров или вам помогает режиссёр?

 

– Я выбираю, потом обсуждаем вместе с режиссёром. И ещё мне очень помогает моя жена Ольга – без неё Театр Дениса Матросова не состоялся бы. Работаем с людьми, с которыми мне комфортно, потому что антреприза подразумевает многие и частые переезды, тысячи километров в поездах, самолётах, в автобусах. Нужно быть с теми, кто не подведёт. Это главное. Со мной – те люди, с которыми я действительно прошёл огонь, воду и медные трубы (улыбается). С Катериной Волковой, Петром Красиловым, Дмитрием Орловым я проехал многие города и знаю, что за них могу поручиться так же, как они за меня.

 

 Денис Матросов с женой Ольгой
Денис Матросов с женой Ольгой

 

– Скажите, в кино вам удаётся сейчас сниматься – при такой плотной театральной деятельности?

 

– В плане кино у меня свобода. Если раньше ждал звонков и переживал, что телефон молчит, то сейчас всё просто: поступило достойное предложение – отработал, нет предложений – не переживаю, мне есть чем заняться. Съёмки двух мелодрам с моим участием из-за пандемии перенесли на лучшие времена – так же, как и спектакли. С марта ничего не играли – только сейчас собираемся выйти на сцену! Запланированные спектакли не отменяем, а переносим. Грустно от этого. Но мы не сдаёмся, просто истосковались по сцене, по зрителям. Надеюсь, скоро всё наладится. И конечно, огромнейшая благодарность зрителям, что не сдают уже купленные билеты, ждут, и мы обязательно приедем.

 

– Вас невозможно не ждать! Но давайте вернёмся к кино. Вы снимаетесь в разных фильмах и сериалах с 1990-го года, и образов вами создано немало: от карточного шулера до полковника уголовного розыска. Какую свою роль вы считаете самой любимой?

 

– Такой, единственной, нет. Мне повезло: за все годы моей карьеры ко мне не приклеилось какое-то одно амплуа. Получился широкий диапазон. Взять, к примеру, сериал «Подари мне жизнь» – драма, где мой герой спасает ребёнка, и тут же «Домохозяин» – комедия, где у меня очень смешной и в то же время добрый и позитивный образ, Родион Камышев в «Доме с лилиями», а ещё – «Профиль убийцы»: там я – полковник Удальцов, сдержанный наглухо, у которого эмоции на втором плане, и он никому никогда их не показывает. Разные, разные, разные роли – выделить какую-то не могу. Я отвечаю за каждую свою работу, и мне не стыдно ни за одну.

 

 На съёмках сериала «Дом с лилиями»
На съёмках сериала «Дом с лилиями»

 

– Раньше, в советские годы, снимали фильмы, герои которых становились примером для подражания. Как вы думаете, сегодня кино формирует нравственные ориентиры аудитории?

 

– На мой взгляд, да. Министерство культуры на конкурсах выделяет деньги тем картинам, которые пропагандируют не насилие, а добро и патриотизм, и это правильно. Такая пропаганда должна быть национальной идеей. Без этого – никуда. Ещё Ленин говорил, что важнейшим из искусств является кино, и спустя годы ничего не поменялось. Люди желают видеть тех героев, на которых хочется быть похожими – это правда! В этом году на «Киношоке» все с огромным удовольствием посмотрели картину Эдуарда Парри «От печали до радости», которая открывала фестиваль. Просто восторг! Тот случай, когда хочется смотреть на простых рабочих людей – с их повседневной жизнью и широкой душой – и быть на них похожими.

 

– Судя по вашим словам, «широкую душу» сумел передать Фёдор Добронравов, участник и продюсер киноленты. Скажите, до какой степени сейчас от воли продюсера зависят артисты? Любопытно сравнить с мнением их самих.

 

– Зависят на все сто – я это знаю как никто. Ещё в театральном институте актёров учат подстраиваться, быть пластилином в руках режиссёра, и чем ты пластичнее, чем профессиональнее – тем, соответственно, интереснее. А для того чтобы открыть возможности актёра, его резервы, нужны эмоции нараспашку. Тебе расшатывают психику – именно с этой целью. Уже в театральных классах детям, решившим стать актёрами, не дают проявить сдержанность, целостность человека и личности, а наоборот. Родители, желающие видеть в детях будущих звёзд, подумайте об этом! Нужно ли вашему ребёнку такое испытание? Если чувствуете, что у него эмоции бьют через край, и он без игры не может, тогда – да, дерзайте. Но помните, что актёрская профессия – самая подчиняемая, и зависят артисты не только от продюсера и режиссёра, но и практически от всех «цехов».

 

 

 

– В вас сейчас говорит актёр, а не организатор, но я всё же спрошу вас как руководителя идейно-художественного процесса: что сейчас преобладает в искусстве – реалистичность или романтика?

 

– В искусстве, кинематографе и театре сейчас преобладают социальные сети. Они поработили умы, заполнили наше время, подчинили себе наших детей. Романтизм перешёл у нас в Instagram, профессионализм ушёл в Facebook. К сожалению, такое время – очень необычное: мы заменили живое общение перепиской в Интернете. В свою пору я сам пропагандировал всё, что связано с прогрессом: вёл программу «Теле-Граф», фестиваль компьютерной графики, одним из первых делал для себя сайты – как для актёра – и узнавал совершенно уникальные вещи, но сейчас насытился этой виртуальной историей. Мне кажется, всё это перешло уже здравую черту. Хотя сейчас творчество в том же «ТикТоке» – замечательное, забавное, прекрасная интернет-платформа для самородков. Для тех людей, которые, даже не имея профессионального актёрского образования, творят такие чудеса. Для меня открытие – Елена Самчук: уверен, она скоро покорит и удивит всю страну, а может, и весь мир, и не только в «ТикТоке». В их возрасте у нас не было такого, мы не могли себя так проявить – тогда компьютер только-только стали узнавать. Но сейчас Интернет подчинил себе все сферы искусства, поэтому романтизм у нас – социально-сетчатый (смеётся).

 

 Денис Матросов с сыновьями
Денис Матросов с сыновьями

 

– У вас есть свои страницы в Facebook и Instagram, но счастливую возможность запечатлеть себя, остаться в памяти зрителей актёру по-прежнему дают киносъёмки. Каким вам хотелось бы запомниться?

 

– Таким, чтобы меня... [...]

 

 

Беседовала Вера Круглова.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

03.04: Лачин. Чудотворица (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего ЮМани-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2021 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!