HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 г.

Юрий Гундарев

Андреевский спуск вверх

Обсудить

Сборник стихотворений

На чтение потребуется 8 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 25.07.2014
Иллюстрация. Название: «Киев, Андреевский спуск». Автор: Валентин Веневцев. Источник: http://www.photosight.ru/photos/3505371/

Оглавление

  1. Андреевский спуск вверх
  2. Февраль
  3. «Господи…»
  4. Приглашение в оперу
  5. «Образы, рифмы твои и терции…»
  6. «Воздушного замка вздымал стропила…»
  7. Сын
  8. В плену страстей
  9. «Птицы над парком носились…»
  10. «Деревья набок дёрнуло…»
  11. «Во отрицание…»
  12. Одри Хепбёрн
  13. Сальвадор Дали
  14. «Швейк» на сцене франковцев *
  15. Марсель Марсо
  16. Картина
  17. Пушкин


Андреевский спуск вверх

Вечер –
              тёмно-лилов,
настоящий
                    дип пёрпл.
Как по рельсам
                           несло
прочь
           от затхлых депо.

Звёзды молча,
                         без слов
расцветили шатер.
Чёрный кот
                      за углом
нарисован
                   и стёрт.

На скамье –
                        в медь залит –
Михаил Афанасьич
метит взгляд
                        поверх лиц
в небо,
             павшее навзничь.

Закричи
               и проснись,
обнажи
               нерв нагой!
Звёзды
               падают
                             вниз,
не ступить бы
                          ногой.

Вот и
           Сковорода,
замер на Контрактовой…
Ты свернёшь
                       в никуда,
чтоб вернуться
                           снова.

Февраль

                                   Февраль.
                                   Достать чернил и плакать!
                                   Писать о феврале навзрыд…
                                          Б. Пастернак



Костёл Николаевский остриём шпиля
проткнул насквозь небесную ткань.
Посыпал снег серебристой пылью
на плечи зябнущих прихожан.

В проёме распахнутых врат –
                                                     распятие
сияет, притягивая прямо с порога.
Так хочется в углу незаметно стать
и попросить прощенья у Бога.

…По взмаху палочки дирижёра Макмеррина
разверзла уста душа Амадея.
Блаженства такого сколько отмерено? –
скажи, Пресвятая Дева.

И сколько отпущено взахлёб эмоций?
Любви сколько? – скажи!
Февральский вечер.
                                  «Реквием» Моцарта.
Распятие.
                 Орган.
                              Витражи.

* * *

Господи,
              дай глоток!
Я задыхаюсь от засухи.
Чутко,
          как Владимир Набоков,
чувствуя звуки и запахи,
верую:
            грянет дождь.
Принц ты
               иль нищий на паперти –
всё позабудь,
                      не итожь,
прими
           первые
                       капельки!
Губы без влаги сухи,
словно пергамент потресканный:
им не прочесть стихи,
не замереть над фресками,
не ощутить вкус
в обмороке
                   феллиниевом
сока твоих уст,
таинств твоих линий.
Небо рыдает навзрыд,
града сея кристаллики,
молния ало горит
готикой слова
                      «Металлика».
Я подставляю ладонь
под коромысло радуги…
Господи,
              дай глоток,
я задыхаюсь от засухи.

Приглашение в оперу

Закутался в первого снега искрящиеся меха
оперный‚ словно какой-нибудь берегущий
                                                       горло Каварадосси.
Окно с балериной замерло картиной Дега
напротив Лысенко‚ застывшего
                                          в дирижёрской позе‚
прислушивающегося к мерному ритму
                                                     с неба
падающих на фонтан –
                             заиндевевший в хрустальный –
снежинок‚ эфирных отдельно‚
                                         но – вместе! – снега
целые толщи образующих моментально.
Кстати‚ нота – это‚ по сути‚ снежинка
                                                     та же‚
на одной ноте абсолютно недостижим
                                                     размах
Шостаковича или Стравинского.
                                                     Здесь даже
бессилен сам Иоганн Себастьян Бах…
Облачки пара клубятся над красными
                                                  лицами
театралов. Первый звонок.
                                           Движемся парами.
Зубами стягиваем примёрзшие к рукам
                                                рукавицы
и достаём билеты: ложа-бенуар
правая.

* * *

Образы, рифмы твои и терции
в сумке если с собою носят,
значит, не в сумке,
                              а возле сердца,
и значит – ещё никакая
                                    не осень.

Значит, бери карандаш и пиши,
шелест дней отражая эхом,
вслушиваясь, замирая,
                                     в кабинетной тиши
в голос, спускающийся к тебе
                                               сверху.

* * *

Воздушного замка вздымал стропила
так благоговейно, почти не дыша…
Но ты так и не позвонила,
но ты так и не пришла.

Вживался в роль со страстью Де Ниро,
захлёбываясь от воображаемых ласк…
Но ты так и не позвонила,
но ты так и не пришла.

С трудом различая, что явно, что мнимо,
сжигал ежечасно себя дотла…
Но ты так и не позвонила,
но ты так и не пришла.

Сын

                                         Артемию


Ты, как девочка на шаре у Пикассо, хрупок,
мой черноглазый жеребёнок на тоненьких
                                                                ножках.
Стряхиваешь, как снег, белого кимоно руку
и бежишь, высекая серебряные искры,
                                                            по лунной дорожке.

Протягиваешь ладонь – морю,
                                               другую – мне,
твой звонкий смех катится по лиловой
                                                           глади,
ты доверяешь узкие плечики беззвучной
                                                              волне.
И волна тебя нежно, чуть касаясь,
                                                     гладит.
Ты растворяешься в тёплой солёной
                                                        неге,
а я вот озяб на берегу, полотенцем
                                                      обвит…
И звёзды, мерцающие в разверзнувшем
                                                               небе,
учат меня благодарности
                                      и любви.

В плену страстей

Мы снова встретились. И местом встречи
был избран русской драмы театр. Поэтому
казалось, должен получиться вечер:
на сцене – страсти, в ложах – силуэты

испанских грандов и грандесс надменных.
У нас же страсть ушла, как оказалось,
открылось это нам двоим мгновенно,
и мы тайком смешались с массой зала.

Сменило жгущий руки шёлк колгот
простое трикотажное изделие,
а губ начертанность – обычный рот…
И порознь были две души, два тела.

Вовсю на сцене бушевали страсти:
пощёчины, молитвы, клятвы, драки…
И ускользало от героев счастье,
как бабочка цветистая от сака.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
«В плену страстей» (по драме Леси Украинки «Каменный властелин») – спектакль Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки.

* * *

Птицы над парком носились
в такт кисти Коро.
Зонтик раскрылся синий.
Алый раскрылся рот.

Здравствуйте, мэтр Феллини!
Это же – «Амаркорд»,
лейся ливня ливень,
грома греми аккорд!

И безо всяких усилий
взмыл, как Шагалов герой:
зонтик в руке синий,
сердце твоё – в другой.

* * *

Деревья набок дёрнуло
под натиском ветров:
пейзаж смиренный Тёрнера
сменила кисть Коро.

Семью цветами радуги
зажглись шеренги трав.
И молнии, подрагивая,
сверкали до утра.

Стояли завороженные
с тобою у гардин…
И корчил дерзко рожи нам
небесный арлекин.

* * *

Во отрицание
                     реальных
                                    и мнимых объемов
                                                                  ты са-
ма отвергаешь
                       погружение в море
                                                    с двойным дном.
Ты –
        воплощение поверхности,
                                                как у Матисса,
и в данном случае
                             объёмнее плоскость,
                                                             чем объём,
ибо не требует
                       таких составных,
                                                 как былое
или грядущее
                      и прочее, прочее –
                                                    аж
до утешительных иллюзий,
                                          полезных,
                                                          как натощак алоэ
или как утренняя молитва
                                         «Отче наш».

Одри Хепбёрн

Мы не совпали
                        ни во времени,
                                                ни в странах,
мы и в любви
                      не совпадем
                                          уже.
Но почему,
                  когда Вас вижу
                                          на экране,
так солнечно
                     на пасмурной душе?
Но почему
                 я повторяю
                                   на английском
опять
         за Вами нараспев
                                     слова?
И губы Ваши
                    непослушные
                                          так близко,
что хочется
                  их влёт
                              поцеловать.

Сальвадор Дали

В мёртвой ноябрьской воде
лодка плывёт из августа.
Мальчик в матроску одет.
Лодка без вёсел,
                           без паруса…

«Швейк» на сцене франковцев *

Немой реквизит
                        трансформируется в перрон,
оскалился решёткой
                                на нём острог,
острог канул в баню,
                                баня – в вагон,
над крышей которого –
                                    только звёзды да Бог.

Желание загадывай,
                                коль упала звезда,
вот сбыться оно
                         успеет ли разве?
А, может,
               кто-то ушел навсегда,
прервав молитву
                           на последней фразе?

Шампанское, танго –
                                все в жизни другой.
Провизию и скарб
                            заколачивают в ящики.
Уходит на фронт
                          бутафорский вагон,
а слёзы-то – настоящие…


––––––––––––––––
* В киевском театре украинской драмы имени Ивана Франко вот уже много лет с огромным успехом идёт пьеса «Швейк».

Марсель Марсо

Зал долго бурлил.
                            Зал стих.
                                          Зал нем.
И вот он, миг, который неповторим, –
на сцене – не знаю,
                              наяву ли, во сне? –
Его Величество Мим.

Софиты выхватывают ладоней мел,
хрестоматийный, до комка в горле, лик…
И мир сотворяется –
                                и чeрен, и бел,
и мелок, и смешон,
                               и – велик.

Уши болят.
                 Тишины звон
дробит перепонок хрусталь…
И вот выходит уже на поклон,
чуть сгорбился, иссяк, устал.

Взахлёб рукоплещет сторукий зал,
с далёкой галёрки –
                                стеной цветопад.
А он одиноко, как свечка, стоял,
в раёк устремляя взгляд.

Картина

По переулку, затопленному чёрным мазком
                                                                  тени,
бредут двое – он и она – в направлении
                                                             света.
Это – картина, подаренная на день
                                                     моего рождения
тобой в Литве в самом конце лета.
Явила мне воистину пророческий знак
кисть неизвестного
                             литовца:
ведь это – мы с тобой движемся,
                                                   разрезая мрак,
в поисках солнца.

Пушкин

Что завидовать Пушкину,
                                       ведь «Мороз и солнце…»
Не напишешь,
                       не смотря ни на какие потуги,
И не встанешь
                       под дула стальное оконце,
Заступаясь за честь
                                свою и супруги,
И домашних жизнь
                              не превратишь в иго,
Перед смертью
                        капризничая и грузя,
И не скажешь,
                      обращаясь к книгам:
«Прощайте,
                  мои друзья!»
Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

23.04: Сколько стоит человек. Иудство в исторической науке, или Почему российские учёные так влюблены в Августа Шлёцера (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

08.05: Сергей Жуковский. Дембельский аккорд (рассказ)

05.05: Дмитрий Зуев. Хорей (рассказ)

01.05: Виктор Сбитнев. Звезда и смерть Саньки Смыкова (повесть)

30.04: Роман Рязанов. Бочонок сакэ (рассказ)

29.04: Йордан Йовков. Другой мир (рассказ, перевод с болгарского Николая Божикова)

27.04: Владимир Соколов. Записки провинциального редактора. 2008 год с переходом на 2009 (документальная повесть)

25.04: Бранислав Янкович. Соловей-пташка (рассказ, перевод с сербского Анны Смутной)

22.04: Александр Левковский. Девушка моей мечты (рассказ)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!