HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Алексей Ходорковский

Моя любимая бабушка

Обсудить

Рассказ

 

Купить в журнале за февраль 2016 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года

 

На чтение краткой версии потребуется 8 минут, полной – 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 3.02.2016
Дом-комод  Ивана Дмитриевича Трубецкого. Улица Покровка, дом 22

 

 

 

Слабый – мстит.
Сильный – борется.
А мудрый – идёт дальше.

 

 

Моя любимая бабушка Евгения Моисеевна Вольфсон поступила в Московскую консерваторию в 1915 году и успела поиграть господам, а потом всю жизнь играла товарищам и учила их детей. Моя любимая бабушка, которая говорила:

«Если очень хорошо, Лёшенька, это уже плохо».

Моя любимая бабушка, когда общалась с дедом на скользкие темы, переходила на идиш, и разговаривала на этом языке плавно, нежно и красиво. Мамочка идиш уже не учила, и язык в семье был утерян.

 

Моя любимая бабушка, дожившая до 89 лет, пережила две революции, две кровавые войны и сталинские чистки. Мужья её трёх сестёр были репрессированы и расстреляны при Сталине. Сёстры были сосланы в колонии-поселения. А многочисленные племянники, осиротевшие в одночасье, жили у бабушки. Выросли, выучились и всю жизнь считали её мамой. Бабушка всегда работала на двух работах, но отдельного жилья так и не дождалась. До конца дней они с дедом жили в коммуналке с пятнадцатью соседями.

– Бабушка, у тебя столько соседей! Как же ты ни с кем никогда не ругаешься?

– Лёшенька, я никогда ни с кем из соседей не дружила, поэтому и не ругалась…

 

Моя любимая бабушка всю жизнь преподавала фортепьяно ученикам. Я наблюдал эти сцены, когда молодые красивые женщины музицировали на пианино «Беккер». После уроков по два, три часа бабушка сидела с ними за обеденным столом и разбиралась в проблемах их личной жизни, давала мудрые советы. Люди приходили к ней с цветами и плакали. Благодарили за сохранённую семейную жизнь. Кого-то соединила с мужем, кого-то мирила с детьми. Ученики-мужчины ловили каждое её слово, чтобы как-то выкрутиться из запутанных ситуаций с любимыми женщинами. Сейчас бабушку назвали бы семейным психологом.

 

Бабушка частенько спрашивала деда:

– Скажи, милый Сашенька, который сейчас час?

– Женюрка, в маленькой комнате часы показывают два.

– Сашенька, а сколько на каминных часах?

– А каминные часы, Женюрка, показывают два десять.

– Сашенька, солнышко, голубчик, не поленись, выгляни в окошко, посмотри, пожалуйста, часы на Покровке.

Так всегда в три попытки выяснялось время в доме бабушки.

 

Дом у бабушки был непростой (Покровка, 27). Этот дом до революции 1917 года занимал Дмитрий Петрович Боткин – крупный собиратель западноевропейской живописи и фарфора. Из знаменитой семьи чаеторговцев, дипломатов и врачей Боткиных.

– Лёшенька, когда нас с дедушкой после свадьбы заселили в эту коммунальную квартиру в тысяча девятьсот двадцатом году, здесь ещё жил Дмитрий Петрович. Обидела его власть – комнату в его же доме не выделила. Жил он с супругой под лестницей без окон и дверей. Голодал очень. Карточек им продовольственных не выдали. И обрекли на голодную смерть. Несправедливо это было – он все свои картины пожертвовал в Музей изящных искусств в тысяча девятьсот восемнадцатом году (сейчас – имени Пушкина). Мы с соседями подкармливали Боткиных тайком, по ночам, хотя управдом запрещал, запугивал нас. В тысяча девятьсот двадцать втором году собирался Дмитрий Петрович во Францию уехать к брату Петру, но остался в Москве. По какой причине – я не знаю. В тысяча девятьсот двадцать пятом году в Париже умер Пётр Боткин и оставил брату бесценные картины французских художников. Дмитрия Петровича пригласили в высокие инстанции и предложили передать картины в дар государству. Взамен дали квартиру в Кисельном переулке и работу в музее. Он к нам часто в гости приходил, прекрасный человек. Настоящий русский интеллигент.

 

– Бабуленька, почему ты такая худенькая?

– Лёшечка, до кухни и до туалета мне идти тридцать пять шагов, возвратиться в комнату – ещё тридцать пять. Представляешь, сколько раз в день я хожу туда-назад? Поэтому я в хорошей форме.

 

– Бабуленька, а почему ты опекаешь соседку – бабу Глашу? Она тебе очень нравится?

– Мне безумно жалко её, Лёшенька. Она уже очень старый и одинокий человек. В тысяча девятьсот девятнадцатом году её мужа, молодого парня-машиниста паровоза, белые заживо сожгли в топке. С тех пор она совершенно одна.

– Бабуль, а он что, был за красных?

– Да, он был за красных, но это же не повод живьём человека сжигать.

 

– Бабуленька, кто лучший пианист в мире? Ты ведь ещё при царе консерваторию закончила по классу фортепиано, и про всех пианистов всё знаешь.

– Лёшенька, не заканчивала, а поступала при царе в тысяча девятьсот пятнадцатом году, в семнадцать лет, после гимназии. Заканчивала при советской власти. Ректором московской консерватории был назначен краснофлотец в звании мичмана. Очень хороший человек был, добрый. Музыку он не понимал, но о нас заботился как о своих детях. Холод был зимой тысяча девятьсот девятнадцатого года, жуть. Играть не могли. Он дал команду топить реквизированными в Москве инструментами. Роялями топили, пианино. Варварство, конечно, но многие жизни спас, а уж сколько рук отмороженных отогрел – не счесть. А среди педагогов героем был профессор-органист Александр Фёдорович Гедике. Несмотря на невыносимые условия, он ни на день не прекращал занятия в классах. Голод и холод не сломили его.

А лучший пианист – Вэн Клайберн из Америки. Он первый конкурс Чайковского выиграл в Москве. Я была на его концерте тогда – фантастика! Первый концерт Чайковского играл, а за пультом Кирилл Кондрашин стоял. Зрители совершенно с ума сходили от восторга. «Ванечку» обожали, боготворили. Он несколько слов по-русски выучил, так все плакали, когда он говорил при награждении Гран-при: «Я вас лублу!». Вся дорога от консерватории до гостиницы «Метрополь» была в цветах. У него интересная история была в Америке. Он был бедный и никому не известный ресторанный пианист. И от него ушла любимая девушка. Перенести предательство восемнадцатилетний Клайберн не мог и дал обет безбрачия. После конкурса «Ванечку» встречала вся Америка, он стал знаменит и богат. Несостоявшаяся невеста с досады руки на себя наложить пыталась.

 

– Бабуль, а были еврейские погромы в Москве до революции?

– Да, Лёшенька, к сожалению, были, власти их провоцировали и евреев не защищали. Вешали бедных евреев на фонарях, вспарывали животы и пухом набивали. Пух долго по Москве летал. Самые страшные погромы после революции 1905 года начались. Досталось нам, Лёшенька: две революции и две войны пережили.

– А что богатые евреи?

– Богатые евреи имели охрану серьёзную, и этим спасались.

– А как народ до революции жил? Всё говорят, что хорошо жили.

– Не знаю, плохо жили люди. Малограмотные были в большинстве, много безработных было, детей бездомных, не все досыта ели. Плохо жили в общей массе, пили много, хотя, конечно, исключения были…

 

 

Оборудование под брендом Apple отличается хорошими рабочими характеристиками и высокой ценой. Несмотря на это, оно тоже иногда ломается. Выбирая, кому доверить ремонт, нужно обратить внимание на репутацию мастерской. Сервисный центр Apple ремонтирует MacBook, iPod и iPad в Санкт-Петербурге. Если хотите узнать подробности, вам сюда.

 

– Бабуль, а в комнатах над аркой живут Дубовские. Кто они такие? На табличке звонка написано – профессор.

– Да, это необычная семья. Дедушка – профессор-филолог Московского университета. Его жена, Луиза Семёновна – полиглот. Она знает четырнадцать языков. Практически – диалекты всего мира. Луиза Семёновна мне как-то рассказывала, что необходимо знать девять наречий, чтобы ориентироваться в языках всех народов.

– А что за мужики к ним часто приходят в серых плащах и чёрных шляпах?

– Понимаешь Лёшенька, когда человек может переводить с любого языка на русский, он очень востребован. К ней часто обращаются за помощью разные государственные организации, думаю, и военные тоже. Человек она уникальный, потому люди и идут к ней за помощью.

– А почему же она нигде не работает?

– Луиза Семёновна работать не хочет, а от помощи на дому не отказывается. Я думаю, что у неё и дома работы очень много.

– Она что, шпион?

– Нет, конечно, она гений, добрый гений. А гении нужны всем. И людям в погонах тоже.

 

– Бабуль, а что за резная дверь в кухне рядом с раковиной? Она всегда закрыта. Что за ней?

– За этой дверью находится чёрная лестница, которая ведёт на большой застеклённый балкон. Сейчас на нём ничего нет, кроме грязи и разбитых стекол. Но у этого балкона есть история. В начале двадцатого века молодой Дмитрий Боткин женился на красавице Софье, внучке московского генерал-губернатора. После свадьбы молодые переехали в этот прекрасный дом, который подарил им Пётр Кононович Боткин, отец Дмитрия. Дмитрий в скором времени переоборудовал огромные комнаты в выставочные залы и стал экспонировать картины. Молодая жена заскучала, к живописи она была равнодушна. Тогда Дмитрий в подарок на день рождения подарил любимой зимний сад, который соорудил на втором этаже с внутренней стороны дома. Галерея, её остекление и убранство были выполнены лучшими мастерами того времени. Зеркальные стёкла завезены из Парижа, арматура и крепежи – из Англии, а внутреннее убранство и горшки с цветами – из Голландии. Софья была в восторге и целые дни проводила в зимнем саду.

– Вы бы с соседями разгребли мусор, цветочки развели.

– Не нужно это никому, Лёшенька. Да и восстанавливать такую красоту очень накладно. Кто этим заниматься будет? А вот чёрную лестницу, когда-то ведущую к галерее, я тебе покажу. Она построена из серого с голубыми прожилками, необыкновенной красоты мрамора.

 

– Бабушка, а что за дом голубой напротив наших окон стоит? Красивый очень, как царский дворец.

– Это очень известный дом князей Трубецких, Лёшенька. Необычайной красоты дом построили в восемнадцатом веке в стиле барокко. В Москве домов в этом стиле единицы: барокко – Питерский стиль. Жил в этом доме богатый московский барин Иван Дмитриевич Трубецкой с многочисленным семейством. Дом внешне напоминает чем-то гостиный комод. Москва всегда славилась умением давать прозвища и клички. Да какие остроумные. Среди московских кличек прозвище Трубецких – Комод – было одним из самых известных. В этом доме в девятнадцатом веке произошла грустная история... [...]

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2016 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение февраля 2016 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.05: Андрей Усков. Грусть, тоска, печаль и радость (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

05.06: Евгений Даниленко. Кипяток (сборник прозы)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!