HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Художественный смысл

На засыпку

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за октябрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 25.10.2017
Иллюстрация. Название: «Стильные калоши». Автор: Сабина Цапаева. Источник: http://www.photosight.ru/photos/1724199/

 

 

 

Я смотрел дрянной сериал, а в нём всё звучало и звучало явно хорошее стихотворение. В конце оказалось, что оно Мандельштама.

 

Калоша

 

Для резиновой калоши

Настоящая беда,

Если день – сухой, хороший,

Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять:

То ли дело шлёпать в луже,

Через улицу шагать!

 

1926

 

Два вопроса: почему стихотворение производит впечатление хорошего, и каким идеалом автора движимо было его сочинение?

Может, магнетизируют повторы согласных внутри классов? Причём классы взаимопересекающиеся: класс С (з-зь-с-сь), класс 3 (з-ж), класс Ж (ж-ш), класс Ш (с-ш), класс Ч (ш-щ-ч) и отдельный класс К (х-г-к), а может, и класс Р (л-ль-р-рь). Все согласные, что есть в слове «калоша».

 

Калоша

 

Для резиновой калоши

Настоящая беда,

Если день – сухой, хороший,

Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять:

То ли дело шлёпать в луже,

Через улицу шагать!

 

Красные есть в каждой строке, и не по разу. Синих нет в двух строках из восьми. Зелёных – в трёх.

Это чарует подсознание. А сознание пленяет какая-то понятность и естественность, что ли. Нелитературность. Когда литературная яркость и какая-то непонятность запросто встречается у Мандельштама.

 

Как черный ангел на снегу…

 

Вооружённый зреньем узких ос,

Сосущих ось земную, ось земную…

 

Отравлен хлеб, и воздух выпит…

 

«Калоша» похожа на его ранние стихи.

 

Только детские книги читать,

Только детские думы лелеять,

Всё большое далёко развеять,

Из глубокой печали восстать.

 

Но тут 1926-й год. Не ранее оно.

Память у меня плохая, я помню только, что Мандельштама несколько раз качало на смене идеалов. Какая смена когда – не помню. Так можно ли попасть «Калошей» в «место», уже как бы заготовленное для такой простоты?

Я попал точно – в статью о «Египетской марке» (1927). Когда у него возродился идеал соединения несоединимого, когда его тихо всё устраивает. Не абы какая жизнь, не низкая (что было бы импрессионизмом), а средняя. Оттого и тема – терзания (высокое)… ничтожества такого, как калоши. Воспета гармония предмета и его функции. Калоши спасают от грязи. Гармония – в столкновении: «беда» / «хороший», «чистой» / «луже». А простота – образ именно такой гармонии среднего, беззалётного, беспровального.

А как же со стихомолчанием: «После 1925 года Мандельштам на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» (http://mandelshtam.velchel.ru/?cnt=2)?

Какая-то не вполне понятность написана о «Калоше»:

«Шары (с. 327). – Мандельштам О. Шары. Л., ГИЗ, 1926 (тир. 3000 экз., худ. Н. Лапшин). Ст-ния «Чистильщик», «Полотёр» и «Кооператив», под общим заголовком «В городе», впервые опубликованы в ж. «Новый Робинзон», 1925, №4, 31 марта, с. 13» (http://rvb.ru/mandelstam/dvuhtomnik/02comm/0435.htm).

Эта детская книжка «Шары» есть в Интернете – http://www.raruss.ru/best-soviet-childrens-books/2611-mandelshtam-spheres.html.

Наверно, и «Калоша» – 1925 года сочинения (просто через год только опубликовали). И хронолог про «После 1925 года» не ошибся.

А Мандельштама в 25-м (с 16-го по 25-й он был акмеист) душевно разорвало: «Что ж это я? Возвращаюсь в молодость [до 16-го]? Подлизываюсь к власти?» – И он замолчал на 5 лет.

Не засыпался я… Чего это признак? Моей изворотливости, везения или выработавшегося умения инстинктивно попадать в истину?*

 

 

29 сентября 2017 г.

 

 

 

*– Какая, к чёрту, истина?! Вот что истина:

«Антропоцентричность внешне выражается здесь только в том, что неодушевлённому предмету приписываются человеческие чувства. Эпитетом «резиновой» поэт словно подчёркивает: «калоша» – не метафора, надо «вести мысль» именно от обычной калоши, предназначенной для того, чтобы в ней ходить по лужам, и не имеющей возможности «выполнять своё предназначение» в сухую погоду. Не сама сухая погода, а значимость этого обстоятельства для калоши переносится на человека, лирического героя, заставляя читателя вообразить самые разные, любые обстоятельства, лишающие человека возможности реализовать своё назначение, свой талант, всё то, что он считает целью своей жизни» (Лисовицкая. https://lisovitskaya.wordpress.com/2016/11/15/antropotcentrichnost-khudozhestvennogo-teksta/).

Советская действительность (тенденция её эволюции к тоталитаризму) угнетает Мандельштама-акмеиста. Это ж вид ницшеанства, которое конкурирует с марксизмом в радикализме. Марксизм что? – «До сих пор философы лишь различным образом объясняли этот мир, но дело заключается в другом – в том, чтобы Изменить мир!» А ницшеанство считает, что Зло неизбывно, и радикализм в другом: в стремлении к недостижимому иномирию («над Добром и Злом»), радикально отрицая весь Этот мир. А иначе – ценен лишь исчезающий миг, ценен как отдалённый образ того, недостижимого. И страдания калоши в сухую погоду – это вечные страдания в Этом мире. Который плох. Что и говорят эти шипящие, зудящие, брюзжащие согласные.

Для того, например, и слово «резиновой» поставлено рядом с «калоши». Оно по значению не нужно (калоши иными и не бывают, как резиновыми). Это не эпитет – зримый образ он не вызывает. Лисовицкая неправа. Но это – определение, свойство, чтоб – тут Лисовицкая права – не подумали, что калоша – метафора: растяпа, дурак. Потому что можно ведь дураком счесть того, кто не умеет приспособиться (например, к смене политического режима). Слово «резиновой» поставлено рядом с «калоши» не только в силу синтаксиса, но «соседство слов существенней бывает для него [стихотворного синтаксиса]… по… звукосмыслу» (Вейдле. http://predanie.ru/veydle-vladimir-vasilevich/book/84919-embriologiya-poezii/). А не тупо ради повторов звуков одного класса (чего может и штукарь достигнуть).

Ну не могу достигнуть истины иначе, чем амёба. Та несколько раз выбрасывает ложноножки в разных направлениях, пока не почувствует, на каком пищи больше.

 

 

14.10. 2017

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению октября 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!