Художественный смысл
Критическая статья
Необходимо начать с себя. У меня есть товарищ. Соученик с 4-го класса. 70 лет, получается, мы с ним знакомы. Он совершенно чурается искусства, а тем более – искусствоведения. Тем не менее, я считаю его подпадающим под мою догму, что ему должно нравиться прикладное искусство. В частности, живопись, выражающая радость жизни. Как факт, он пришёл ко мне в гости, когда я начал рассматривать картины Юрия Демьянова. На экране была первая репродукция сайта.
Я закричал товарищу: «Смотри, какая прелесть!». И он послушно согласился, усаживаясь на стул рядом со мной. Он приехал на меня посмотреть (полгода не виделись), а не рассматривать картинки. Но он-то человек душевный, а я – духовный, то есть в некотором смысле бездушный. Я рыскаю каждый день, как голодный волк, ищу, что бы мне такое недопонятное найти, чтоб его понять и написать, чтоб объяснить другим, соглашающимся, и что им что-то недопонятно, и что стоит объяснение почитать. Так вот он согласился со мной, что картинка – прелесть. И я смею думать, что описанная выше одна из моих догм подтвердилась. «Представляешь, – говорю ему я, – а у меня – досада: мне с этой картинкой нечего делать». – Он вопросительно поднял брови (он старательно избегает со мной говорить об искусстве и ничего обо мне с этой стороны не знает). Но я воспользовался тем, что к третьему товарищу мы сегодня не пойдём (тот лечится), и сел на неприятную ему тему. – «Я ведь занимаюсь тем, что объясняю картину тем, кто её не понимает. А вот в такой – объяснять нечего. Всем и без меня ясно, что она выражает радость». Благо (на безрыбье и рак рыба) я вскоре нашёл у Демьянова недопонятность, и вот – статья о том. Когда мы дошли до такой репродукции,
он ткнул пальцем в откос оврага, что слева, и в то, что под поручнями, и спросил: «Что это?» – «Под поручнями высокая такая балка моста, а под ним трава на откосе оврага». – «Трава?» – не согласился мой товарищ. – «Ну а что? Глина?» – «Не знаю. А на балку я подумал, что это вода». – «Вода вон», – и я ткнул в синее внизу, перпендикулярное мосту. Это был первый звоночек. О неподробности письма. А подробность – по другой моей догме – есть выражение приятия художником действительности. (За исключением гиперреализма, оговорюсь для совсем-совсем посвящённых.) И, строго говоря, недопонятно, как для выражения радости можно было Демьянову побрезговать подробностью. Но это до меня тогда ещё не дошло. Дошло здесь.
Края-то яблок не резко нарисованы! Демьянов всюду рисует не пейзажи и натюрморты, а – сияние воздуха. А это – штука нематериальная. (Товарищ мой, материалист, вскоре ушёл, а я принялся раздумывать, что бы нерезкость значила.) И подумал, что это всё у автора, если и произведения прикладного искусства (призванные усиливать знаемые переживания – всегда радости – у Демьянова), то они на грани с неприкладным, выражающим подсознательный идеал – у Демьянова – идеал барочного типа (соединение несоединимого: вещей и света вокруг них). Особенно это видно на всяких ослепительностях.
Аж течение ручья чувствуется (материальное). В то же время ручей и снег чудно святятся (нематериальное).
Это вам не Борелли,
у которого даже в дымке удалённой горы чувствуется именно материальная радость. Открыточный вид. У Демьянова любое захолустье ценно… сиянием.
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.11.2024 Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды. Алексей Уткин 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова
|
|||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки для шапок оптом: купить вешалка для шапок. . Рассылка сообщений по таргетированной базе. . Описание тв-тюнер dvb-t2 у нас. |