HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 г.

Художественный смысл

Попробую-ка я…

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за май 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 25.05.2018
Иллюстрация. Название: «Become Human». Автор: Джон Джуд Паленкар (род. 1957). Источник: https://flashzoom.livejournal.com/21637.html

 

 

 

Мне трудно. Хочется обосновать ещё раз. Чтоб вас, читатель, не отправлять туда, где это уже обосновано. Но. Это слишком далеко уведёт. Так что – хотите – верьте, хотите – нет (и читайте), а есть универсальный смысл во всех-всех-всех стихотворениях. Даже в изрядно плохих. Он в том, что выражается просто радость жизни.

Вот не её ли – вопреки содержанию – и выразил Самойлов таким стихотворением.

 

Вот и всё. Смежили очи гении.

И когда померкли небеса,

Словно в опустевшем помещении,

Стали слышны наши голоса.

 

Тянем, тянем слово залежалое,

Говорим и вяло и темно.

Как нас чествуют и как нас жалуют!

Нету их. И всё разрешено.

 

1966

 

Содержание: после смерти Ахматовой (1966), Маршака (1964), Светлова (1964), Пастернака (1960), Заболоцкого (1958), Георгия Иванова (1958) стали что-то значить и поэты послабее.

Так в чём-то обратное – просто радость жизни – звукосмыслом выражено в стихотворении Самойлова.

В этой таинственной области есть свои правила.

«…повторы сплошь и рядом выполняют порученную им роль независимо от того, какой именно звук, какую именно гласную (к согласным это меньше относится) они повторяют» (Вейдле. Эмбриология поэзии).

А есть другое правило, правда, для исторически меняющегося художественного смысла, что очень значимы начала и концы.

Так можно в первом стихе почуять преобладание звука «и». Их целых 6. Один – ударный («смежи́ли»). Причём для «и» применены и «очи». Потому что слово это устаревшее. Можно было – если забыть о тонкостях поэзии – и так написать: «Вот и всё. Глаза смежили гении».

Этот звук «и» – особый в языке (причём не только в русском, как продемонстрировал Вейдле).

«Осмысление звуков… может повиноваться тем особенностям данного звука (среди гласных гораздо ярче выраженным в «у» или «и», чем, например, в «е»), что благоприятствуют выражению таких-то смыслов, а не других» (Вейдле. Там же).

Что это за смыслы?

«…высоты, остроты, узости, а при необязательном, конечно, но всегда возможном и даже прельстительном усилении, ещё и пронзительности, другим гласным недоступной»

«Что же касается гласной «и», то начать взвешивать её выразительные возможности было небесполезно, потому что они обратно аналогичны выразительным возможностям гласной «у». Эта совсем внизу регистра, та – совсем вверху, заострённая, тоненькая или узко-резкая»

«И в нашем языке «у» лучше соответствует сумраку или сумеркам, чем утру. Оно, во многих языках, как я уже говорил, самая низкая по тону гласная, а «и» – самая высокая» (Вейдле. Там же).

Вот нечто высокое, касающееся гениев, Самойлов, будучи поэтом, и звуковыражает (совсем, конечно, не отдавая себе отчёта в выборе слов).

Такого естественного тяготения к звукосмыслу, как у «у» и «и», у других звуков нет. Поэтому поэты играют – если можно так сказать – и другими звуками. Тут – в чём-то противоположными высоте и звучности гласной «и» – шипящими согласными или мычащими.

А есть известная таблица повторов согласных…

 

класс

Т

Ф

Н

Р

С

З

Ч

Ш

К

П

Ж

Ц

согласные

Д-Дь-Т-Ть

В-Вь-Ф-Фь

М-Мь-Н-Нь

Л-Ль-Р-Рь

З-Зь-С-Сь

З-Ж

Ш-Щ-Ч

С-Ш

Х-Г-К

Б-Бь-П-Пь

Ж-Ш

Ц

 

И по ней видно, что шипящие как бы поддерживаются свистящими, так сказать: с – з – ж – ш – щ – ч. «Гениальным» «и» по звукосмыслу Самойлова не уступают в игре шипящие и мычащие.

Смотрите, что видится, если их обозначить:

 

Вот и всё. Смежили очи гении.

И когда померкли небеса,

Словно в опустевшем помещении,

Стали слышны наши голоса.

 

Тянем, тянем слово залежалое,

Говорим и вяло и темно.

Как нас чествуют и как нас жалуют!

Нету их. И всё разрешено.

 

То есть, говоря значениями слов об одном: горе, что снизился, мол, критерий для поэтов, Самойлов тихонько этому противоречит звукосмыслом. Чего-то, мол, стоим и мы, серые и живые.

Так это – авторски-субъективно. А объективно? Если прав Вейдле, что «к согласным это [звукосмысл] меньше относится», то переход на игру повторами согласных – это удел именно слабых поэтов (вышепоказанную таблицу я почерпнул у Шаламова). А ощутимый повтор гласной «и» есть только в первом стихе, что мало. И, если перестать говорить о поэтичности этого стихотворения, а только о его значащем смысле, то получается, вся поэзия шестидесятников, в 1966-м уже сменивших умерших гениев, есть негативно оцениваемое «всё разрешено»? – Так если он Евтушенко имел в виду, то я согласен (стихопублицистика, а не искусство). А вообще…

Может, надо под его лирическим «мы» понимать его «я»?

А может, всё стихотворение есть выражение крайнего скептицизма ко всему окружающему. Нежелание что-либо идеализировать и поэтизировать. И все выявленные повторы – это всего лишь неосознаваемая инерция неистребимого выражения радости жизни. А подсознательный идеал – это всепроникающая неочарованность, выражаемая «простотой семантики и синтаксиса» (Казак со слов Кардина). Реализм? Открытие того, что все заблуждаются насчёт достижимости разных идеалов, к которым столь взбудораженно бросились все в хрущёвскую оттепель? Да нет. Стоицизм. Какая-то ипостась пробуддизма.

«…живя в Москве, не принимал участия в съездах СП…» (Там же).

Об этом же говорит и «Песенка гусара» 80-х годов.

 

Когда мы были на войне,

Когда мы были на войне,

Там каждый думал о своей

Любимой или о жене.

 

И я бы тоже думать мог,

И я бы тоже думать мог,

Когда на трубочку глядел,

На голубой её дымок.

 

Как ты когда-то мне лгала,

Как ты когда-то мне лгала,

Как сердце легкое своё

Другому другу отдала.

 

А я не думал ни о ком,

А я не думал ни о ком,

Я только трубочку курил

С турецким табаком…

 

Когда мы будем на войне,

Когда мы будем на войне,

Навстречу пулям понесусь

На молодом коне.

 

Я только верной пули жду,

Я только верной пули жду,

Что утолит мою печаль

И пресечёт мою вражду.

 

Это вневременье, презрение к жизни и некая любовь к смерти, сдвигает его пробуддизм с пассивного демонизма к активному, ницшеанству. А сам ритм, повторы строчек и возврат рифмы (ааbа) – как что-то безостановочное – внушает попадание в какое-то иномирие.

Понятно, почему эти стихи стали народной песней. – По изречению Феофана Затворника (оборванному мною): «Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца». Так мало ли какое настроение нахлынет… – Самый перец русского менталитета, называемого либералами недостижительностью. А что такое само ницшеанство как не идеал принципиально недостижимого иномирия.

Беру первое попавшееся другое стихотворение…

 

Бессонница

 

Я разлюбил себя. Тоскую

От неприязни к бытию.

Кляну и плоть свою людскую,

И душу бренную свою.

 

Когда-то погружался в сон

Я, словно в воду, бед не чая.

Теперь рассветный час встречаю,

Бессонницею обнесён.

 

Она стоит вокруг, стоглаза,

И сыплет в очи горсть песка.

От смутного её рассказа

На сердце смертная тоска.

 

И я не сплю – не от боязни,

Что утром не открою глаз.

Лишь чувством острой неприязни

К себе – встречаю ранний час.

 

1979

 

Тут то же самое. Но какая радость жизни, несмотря ни на что бьёт из вот такого стиха!

 

На сердце смертная тоска

 

Эти повторы срд – смрт – тск… 12 согласных из 19-ти звуков…

 

Бессонницею обнесён

 

Б-сс-нн – бнс… 10 согласных в 18-ти звуках… Трудна жизнь…

А красота неистребима. Никакие мерзости войны и мира не способны её вытравить.

 

 

5 мая 2018 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению мая 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.08: Художественный смысл. Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин? (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!