HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 г.

Художественный смысл

С чего начинался классицизм

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за июль 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2018 года

 

На чтение потребуется 5 манут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

В скульптуре – со «Святой Сусанны» (1630–1633) Дюкенуа.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.07.2018
Художественный смысл. С чего начинался классицизм (критическая статья)
 Художественный смысл. С чего начинался классицизм (критическая статья)

 

Художественный смысл. С чего начинался классицизм (критическая статья) 

 

Меня этот факт заинтересовал тем, что я что-то не могу от репродукции этой скульптуры испытать что-то позитивное – чувственно или умственно. А стиль-то – знаменитый. Безобразие. Меня даже абстракционизм пробивал. Умственно, конечно. Даже христианские иконы – за метафизический Абсолют. А тут…

Чем плох «интеллектуальный эзотеризм, обращённый в себя» (Якимович. Формирование барокко и классицизма в итальянской скульптуре XVII века. В кн. Советское искусствознание ʻ74. М., 1975. С. 171)?

Эзотеризм – «совокупность знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение» («Википедия»).

Неужели мой в кровь проникший демократизм (точнее, анархизм – без центральной власти) меня отвращает от такого субъективизма? Но романтизм-то, тоже супериндивидуалистичный-то меня ого как пронимает…

Надо, наверно, в рассмотрении себя перейти от стратегии к тактике. Анархист-то я – стратегически. Когда наступит коммунизм, тогда и воцарится анархия-самоуправление. И Россия – со своим менталитетом недостижительности (как его уничижительно называют либералы) – для коммунизма (с его «каждому – по разумным потребностям») очень годится. Почему? – В качестве примера имущественным, так сказать, народам в их трудной работе по отказу от их привычек эры Потребления (ведущей человечество к смерти от перепроизводства). Но такую, годящуюся для будущего, Россию нужно суметь ПОКА сохранить от уничтожения, которое очень даже возможно в окружении более конкурентоспособных народов. А сохранить можно ровно так, как она сохранялась больше тысячи лет – авторитаризмом, государственностью в самом менталитете народа. И оттуда у меня благоговение перед авторитаризмом. Тактическое.

Нельзя ли мне его-то и использовать для более-менее вчувствования в классицизм?

Да, у Контрреформации и инквизиции католиков в XVII веке была в отношении масс политика «насильственного блага», а у Реформации – политика «абсолютного предопределения», обращённая к личности каждого в массах.

Но для самой-то инквизиции (католической) годилась же личностная политика протестантская! – В виде «идеологии "государственной пользы"» (Якимович. Барокко и духовная культура XVII века. В кн. Советское искусствознание ʼ76. Том 2. М., 1977. С. 105–109), усвоенной на личностном уровне! Для духовной элиты Контрреформации. А?

Назову себя представителем духовной элиты Русского мира – и могу рассчитывать, что вживусь в статую «Св. Сусанна», а?

Она ж против чего «восстаёт»? – Против бурного барокко. Потому бурного, что оно разрывается между Контрреформацией и Реформацией и исходит нудой от нескончаемой столетней религиозной войны с её идейными крайностями для масс католиков и протестантов. – Смотрите, какая бурность, экспрессия, вовлечение в восприятие скульптуры пространства вокруг скульптуры.

 

 Художественный смысл. С чего начинался классицизм (критическая статья)
Бернини. Давид. 1623–1624.

 

Ведь вы ж рядом с Голиафом себя можете почувствовать на секунду и забояться, как бы и вам не попало от этого яростного Давида.

Чем не образ для несистемной оппозиции в России, желающей революционным путём свергнуть кровавый путинский режим, раз мирно это не удаётся? Чем не образ для мальчиков, по призыву Навального вышедших на несанкционированный митинг и вышедших не совсем безоружными?

Нет. В «Святой Сусанне» ещё тоже есть след влиятельного барокко.

«"Св. Сусанна" первоначально занимала в церкви Санта Мария ди Лорето первую нишу нефа справа от алтаря, так что своей левой рукой она указывала на алтарь, глядя при этом на верующих» (Якимович. Формирование барокко и классицизма в итальянской скульптуре XVII века. В кн. Советское искусствознание ʻ74. М., 1975. С. 169–170).

Это было даже и против Евангелия.

«1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,

2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,

3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лука. 8).

Жёны-мироносицы, – ну Сусанна точно, только здесь и упомянутая, – ничего не проповедовали. Они только ШЛИ ВМЕСТЕ.

Но гораздо важнее, что фигура была против бурности барокко. – Grandezza (величие) духа, неутилитарность, необыденность, претензия на абсолютную и вечную значимость, статичность, сдержанность, строгость, отсутствие наготы в религиозном сюжете. «…оживает душам древних»… «вечные ценности» (Якимович. С. 169). – Сравните с оживанием традиционализма в России.

Знаменателен сам выбор этой Сусанны, о которой только и известно, что она шла с Ним и служила имением своим. Тем, что имела. Много она могла иметь?.. – Всё. – Скромность, скромность и скромность. Как либералы про Россию говорят: недостижительность. Но… Собаки лают, а караван идёт.

 

И как? Удалось мне себя раскачать?

Нет.

Контрреформация как бы чувствует, что (на своей территории) утвердится надолго. На века. А про Россию так что-то не думается. Россия, как всегда, живёт вопреки. А это тревожное состояние.

 

 

20 июня 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

12.11: Художественный смысл. Три загвоздки (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!