HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 г.

Художественный смысл

Накрутил себя

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Александров, помню, его фамилия. Председатель научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных… Я пришёл на заседание этой комиссии рановато. Он пришёл ещё раньше. Ему уже открыли ореховую, так называемую, гостиную, и он рассматривал очередную экспозицию картин на стенах. Там практиковалось так знакомить с новостями живописи в Одессе. Я присоединился к рассматриванию. А он говорит: «Очередной художник рисует один и тот же камень в море».

Сейчас вспоминаю, и чуть ли не сердце сжимается от Безвестности… От Бесполезности жизни… Спустя несколько тысяч лет помнят ещё образованные люди, очень многие, по-моему, имя Гомер. Но кто из них его читал? И не исключено, что ещё через сколько-то тысяч лет образованные люди, большинство, уже и имени его не будут знать…

Фамилию того художника, перед которым каркал Александров, я, пожалуй, и не прочитал, и едва помню тот камень в море, что он изобразил и счёл нужным показывать другим.

А на днях я открыл  почти 40-летней давности искусствоведческий альманах. Попробовал читать, заглядывая в репродукции словесно упоминаемых скульптур с помощью Интернета. – Фиг. Нету их там. Одной. Другой. Гремели когда-то и… Пшик. Даже в российский Интернет не попали (а российский, по-моему, не считается с авторским правом – всё публикует).

Не ницшеанские ль у меня мысли? Пессимизм запредельный… Сумасшедшая глубина мерещится… Видится, что единственным позитивом может явиться выражение недостижимости метафизического иномирия, небытия, которое пожирает всё-всё на свете сущее. Ценность мига как представителя Вечности, – представителя по противоположности. Эта ценность отличается от импрессионистами тоже выражаемой ценности мига. Только импрессионисты его ценят как образ абы какой жизни. А ницшеанец – как представителя Вечности. Или Вневременья.

Я не умею выражать. Написал, вон, про Александрова, а вы ничего не почувствовали. Правда? Иное, мне кажется, дело, когда я берусь вскрывать художественный смысл картины, написанной с вдохновением, если то возбуждалось подсознательным идеалом ницшеанского иномирия.

Это такая глубина, что можно голову дать на отсечение, что в сознании художника такого не было.

Нет, конечно, можно сказать, что и нигде у него этого не было, а просто я себя накрутил. Манин, крупный искусствовед, кажется, об этом писал:

«В последнее время предлагается новая метода проникновения в суть произведения – медитация. Приём этот не новый. Особенно эффективен он для абстрактного творчества.

Возможно, вскоре он получит универсальное применение, ибо при долгом вникании в произведения искусства обязательно что-то померещится и ответ будет найден».

Сам он зря думал при этом только, мне кажется, об абстрактном искусстве. С примарным – так он его назвал – советским послевоенным искусством, по-моему, иногда возможен тот же эффект (до которого Манин не додумался).

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.09.2018
Тутунов. Вечер в Переяславль-Залесском. 1962.
Тутунов. Вечер в Переяславль-Залесском. 1962.

 

Не углубился Манин:

«История искусства постоянно возвращается, но только как обновлённое прошлое. В 1960-е годы не все, конечно, откликнулись на творчество «Союза русских художников». Но его традиция, казалось, не прерывалась, ибо до середины ХХ века жили и творили, оказывая влияние на молодое поколение, В. Бакшеев, В. Бялыницкий-Бируля, Е. Гольдингер, И. Грабарь, Н. Крымов, О. Малютина, А. Остроумова-Лебедева, П. Петровичев, М. Сарьян, Л. Туржанский, Н. Ульянов, К. Юон и др.

И совершенно очевидно, что традиция обрела качества и специфику нового времени, отозвалась на потребности вкусов, на социальное неблагополучие, пошла навстречу национальному притяжению. После смерти Сталина жизнь словно провисла между реальностью и вымыслом. Вымысел – это мечта, зовущая к сияющим вершинам. Искусство соцреализма тяготело к вымыслу. Заслуга шестидесятников в том, что они предпочли реальность и открыли в ней не только суровую и нежеланную правду, но и многие ценности окружающей жизни.

Реализм 1960-х годов с его ярко выраженными социальными и национальными склонностями имел свою интонацию. Смысл её сводится к тому, что забытые русские ценности – периферийные городки, памятники архитектуры, северные деревни и их быт, ещё сохранившиеся пересечённые русские пейзажи – были опоэтизированы в облике, лишённом былой приукрашенности. На этой позабытой территории жили русские люди, удалённые от цивилизации, но чуткие к красоте зримого мира и «останков» былой отечественной культуры. В эти области устремились в поисках сюжетов молодые художники. И там, очарованные открывшимися им красотами и обескураженные нищетой и стародавним бытом населения, ощутили себя словно бы в пропавшей Атлантиде или граде Китеже и открыли для себя много нового, забытого и, казалось бы, давно исчезнувшего. Это был не освоенный советским искусством континент, которого художники слегка коснулись в начале XX века, чтобы потом напрочь забыть о нём при поддержке советского правительства в 1940-1950-х годах. Это российское полузабытьё не считалось достойным отображения, внимание к нему перекрыли великие стройки коммунизма».

Вы видите, что не видно лиц на картине. И не только потому, что уже смеркается (зажглись уже два фонаря по бокам правой магазинной вывески), или потому, что лица мелкие. В федоскинской миниатюре и мелкие видны, и ночью без фонарей.

 

Художественный смысл. Накрутил себя? (критическая статья)

 

Велосипедист на первом плане имеет даже профиль. Но зато он взят против света тех фонарей и отражения зари от стен домов. И можно сказать, что лица почти не видно.

Но про велосипедистов ясно, что они возвращаются с загородных мероприятий. Воскресенье, видно. Ставнями закрыты окна магазина с вывеской «ВИНО». Двое везут огромные букеты цветов. Один – рыболовный сачок с абы какой приспособленной для ловли палкой и с маленькой дочкой на перекладине велосипеда. Ясно, что велосипедист в белой рубашке заигрывает с девушкой-велосипедистской с белыми бантиками на голове. Кажется, что знаешь, о чём болтают сидящие в глубине двора на лавочке и встретившиеся на тротуаре девушки (одна с причёской хвост), и что высунувшаяся в окно женщина от нечего делать слушает их.

Всё, да, уютно и мило. Традиционно, как столетние, если не более старые, дома. Но. Преходяще всё. Как этот вот миг именно такого освещения вечером. Повторяется только каждый вечер одинаково горящая заря, отсвет которой виден в стёклах окон вторых этажей, и вечно голубое ещё ранним вечером небо. Впрочем, не в этом повторе чуется вечность. А в преходящести всего. За которой… Что? – Космический мрак промелькивает в отражении в стёклах…

 

 

Так это, оказалось, единственная картина, в которой можно увидеть такую глубину.

Меня это не обескураживает, а радует: остальные я отнесу к деятельности сознания, а только эту назову художественной, то есть вдохновлённой подсознательным идеалом.

Сознательно художник был просто ироничен к стране, которую через лет 20 Рейган назовёт «империей зла», а я для себя, вслед за ним, но против него – «империей лжи».

 

Тутунов. Автостанция. Борисоглеб. 1965. Оргалит, масло.
Тутунов. Автостанция. Борисоглеб. 1965. Оргалит, масло.

 

Наиболее саркастична картина на стене дома слева,

 

Тутунов. Автостанция. Борисоглеб. 1965. Оргалит, масло (фрагмент).

 

против такой он рисовал свои картины. Там изображено то, что написал Манин: «Искусство соцреализма тяготело к вымыслу». Вернее, то, что называло себя соцреализмом. Потому что, если реализм – это образное открытие художником того в социуме, что почуял он один пока; то у соцреализма – соответственно – «то в социуме» сужается до чуяния прогрессивного. А какое может быть прогрессивное (особенно это из будущего хорошо видно), если в 1965 году начался период, названный застоем? Через 20 лет кончившийся перестройкой, переназванной катастройкой. И все «соцреалисты» это чуяли в 65-м, а рисовали противоположное, оптимистичное на заказ сильных мира сего.

Тутунов не рисовал на такой заказ. Но и его – такое – искусство я считаю прикладным. Оно приложено к идее оппозиционности власти. Оно идеологическое в худшем смысле этого слова: лишённое подсознательного.

До карикатуры срывается художник (куцый автобус).

 

Художественный смысл. Накрутил себя? (критическая статья)

 

А валенки, ватники и платки на головах женщин вполне документальны. На 5 лет раньше я был в командировке в Славянске, ранней осенью, так, выйдя вечером из центральной гостиницы погулять, я увидел парней, поголовно одетых в ватники. Не исключено, что и в Борисоглебе и через 5 лет ватники всё ещё были нормой.

Но главное – безликость людей. Она нечаянно характеризует то, против чего Тутунов и не был при всей своей оппозиционности к власти. Его злит массовая бедность. А я хочу сказать, что безликость означает, что не социализм в стране. Ибо социализм это ежедневное увеличение доли самодеятельности, самоупраления за счёт государства вплоть до исчезновения государства, что обозначило б наступление коммунизма. А при такой безликости возможен только тоталитаризм, а не самуправление. Против чего Тутунов явно не восстаёт тут. Он уже готов утвердительно откликнуться на предложение реставрации капитализма. Как успокоила меня одна знакомая в 1988 году на мою жалобу, что к капитализму дело катится: «Так хоть наедимся!».

Впрочем, почему он не восстаёт против тоталитаризма? Со временем и против него он восстаёт.

«Форма становится экспрессивней, рисунок и цвет несколько примитивизируются, обрисовка персонажей проводится колченогим рисунком, а цвет благодаря мазку суетится, создавая нервную неустойчивость».

 

Тутунов. Душный полдень на Переславской улице. 1968. Холст, масло.
Тутунов. Душный полдень на Переславской улице. 1968. Холст, масло.

 

Примитивен ядовито-зелёный цвет пивного ларька и забора около него. Но примитивна и зелень садов, и серо-синий в тени асфальт, и такого же оттенка деревянные столбы (ведь не бетонные они). Суетящиеся мазки, по-моему, видны в облаках. Очень там нехорошо. Впрочем, и на асфальте первого плана нехорошо. Плавится уже? Можно себе представить, что так же и в толпе ожидающих на остановке автобуса. Уж наверно, что тот долго не идёт – иррадиирует настроение и от неба с асфальтом, и от названия. Впрочем, на брюках человека в белой рубашке мазки тоже суетятся. И мама детку из коляски подняла на руки не от хорошей жизни. Плачет. И тому, кто пиджак на одно плечо повесил, наверно, тоже нехорошо. Я не понимаю, чего эти двое пьющих пиво из больших кружек отошли так далеко от пивного ларька к автобусной остановке. Они ж не успеют вернуть кружки в ларёк. Или у них уже ум за разум пошёл от духоты и долгого ожидания. Колченогость рисунка, возможно, видна на брюках тех двух, что с пивными кружками. А может, и на велосипедисте и заднем колесе – очень уж неравномерна толщина линии обводки. А может, и на столбах – они волнисты.

Ненависть так и пышет. – На кого? – Не на погоду же? – На тех, кто отвечает за обеспечение народа транспортом… Кто его регулирует в движении – тут как тут: милиционер. Но у всех нет лиц. Все нули. Значит, перед кем-то нули. И тот за всё отвечает. Не Бог. Церковь хоть и не разрушена, но пуста – народ атеист. Даже церковный сторож читает не Псалтырь, а газету. Значит, Бога нет. Виновата власть, вряд ли народная.

То есть на приманку 20 лет спустя о демократии Тутунов тоже готов уже клюнуть.

И во всём этом видно только распоряжающееся сознание и ничего от подсознания. Я лишь одного товарища своего помню, готового защищать власть от всякой критики.

Впрочем, вину свою за подверженность самообману художник после всего-всего признаёт.

 

Тутунов. Ожидание «Белого парохода». 2011.
Тутунов. Ожидание «Белого парохода». 2011.
 

 

Но тут уж он докатился до просто иллюстративности. У разбитого корыта…

 

 

1 сентября 2018 г.

 

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

11.10: 10.10: Владимир Соколов. Фигура переводчика (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!