HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 г.

Художественный смысл

Имею ли я право?

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за октябрь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.10.2018
Иллюстрация. Название: «Выздоравливающая» (1889 г.). Автор: Кирилл Лемох (1841–1910). Источник: https://artchive.ru/artists/2132~Kirill_Karl_Vikentevich_Lemokh/works/483852~Vyzdoravlivajuschaja1889

 

 

 

Имею ли я право писать, если у меня нет развёрнутого толкования музыкального произведения (плюс у меня нет музыкального образования)?

Мне, видите ли, хочется закрепить те четверти-мыслей, какие мелькают.

О «Втором концерте для фортепиано с оркестром» (1900) Рахманинова.

Одна из крошечных мыслей такая.

Почему этот концерт наиболее любим, как я вычитал?

Я думаю, оттого что у него простая фабула. «Речь» в нём о том, как болезнь угрожает человеку, но есть признаки и надежда, что она не одолеет его, и так в итоге и оказывается, он полностью выздоравливает.

Читая (и ничего не понимая) анализ концерта, я, тем не менее, нахожу какое-то сходство со своей «простотой фабулы» в словах: «с широтой, необычной… отнюдь не связаны с многотемностью, с резкими противопоставлениями, это – иного рода широта… чрезвычайно длительного развития неизменных в своей основе певучих интонаций и умению долго сохранять единство настроения… сам тип эмоции – чрезвычайно замедленной в своём развитии… С общей широтой связана и широта вступления… Отзвучали протяжные аккорды, и медленно закружилась… необыкновенная, как бы «журчащая» плавность… медленным нисходящим секвенцированием, нередко – при «парящем» движении… присуще заключениям успокаивающего характера… мир тишины, покоя, сдержанной нежности… внешние проявления чрезвычайно скромны… торжественной «тишины»… глубокого покоя и внутреннего равновесия… скрытая жизнь…». Не то, что Бетховен, каждые несколько секунд ставящий в тупик: что опять случилось?

Лично в моей жизни концерт сыграл выдающуюся роль. У меня трудно шло ухаживание за моей будущей женой. И трудность была не только в том, что мы жили друг от друга в полутора тысячах километров. А ещё в том, что я был не герой (в полном смысле этого слова, например, с Её точки зрения у меня был тот недостаток, что я ни разу не ходил в опасный для жизни туристический поход, не знал, что такое рисковать своей жизнью ради спасения жизни другого, и, хуже всего, я не вёлся на её настойчивые просьбы пойти с нею в такой поход). Плюс в ней ещё жила любовь, первая любовь, к таки герою описанного ранга, с которым она то ли неосторожно поступила, то ли что – и он её бросил. А я всё никак не мог заместить. А время шло. Я нервничал. И мы что-то поругались в письмах. И мне стало совсем плохо. И… я нашёл, как поправить дело. – У меня была пластинка с этим вот концертом, и я попросил сослуживца, ехавшего в Одессу (Она жила там), чтоб он с Нею созвонился и передал от меня эту пластинку без никаких слов (и без сопроводиловки от меня никакой). – Результат был позитивный, я почувствовал. – Как и в фабуле этого концерта.

Особенно меня волновали первые звуки этого концерта (первые полторы минуты тут). Они выражали для меня огромное сомнение в себе и – слов нет – какое-то глубокое оскорбление самим собою самого себя за такое огромное сомнение.

Она тоже мне пеняла за то, что я неуверенный в себе человек. И походы с опасностью для жизни предлагала для воспитания уверенности (на самом деле она так надеялась окончательно в меня влюбиться, чего я не знал тогда). А я знал, что я трус. И высоты боюсь, и вообще физической опасности. Хоть и бывало, что я преодолевал себя и кое-что вытворял, опасное для жизни, если б рассудил в тот момент, а не нарывался на вдруг проверку самого себя без свидетелей.

Где-то на 5-й минуте звучания – если необходимо искать аналогии переживаний – я слышу что-то похожее на то, что я чувствовал, – когда пошёл-таки в поход с нею во главе, – после преодоления двух опасных мест. Сами опасные места я преодолевал в каком-то трасе. То был не совсем я. И я этому похожести в концерте не слышу.

Может, кто знает гору, выступающую в море возле Нового Света в Крыму. Наклон её склона к морю градусов 70, по-моему, там, где её обвивала наша тропа (не царская). Ширина тропы уже ширины плеч. И рюкзак, выступающий за ширину плеч, цеплялся б своей правой частью за скалу, если б идти по тропе, не полуобернувшись к этой скале. Двое из группы отказались идти. Им было назначено место встречи. Остальные пошли. Было велено не смотреть вниз, в море, которое лежало метрах в 20-30-ти внизу. Несмотрению помогал полуоборот к скале справа. Но это было ещё ничего по сравнению с тем, что ждало нас за скалой. В одном месте тропа была обрушена на метр или сколько там. Море тут было совсем близко, метрах в трёх. Вроде, не страшно. Но пока до него долетишь, обдерёшься об острые скалы в усмерть. Да и неизвестно, какая там в море глубина. Благо в группе были два альпиниста: Она и ещё один. Они стали перед и после обвала тропы. И командовали, пальцами какой руки за какой выступ хвататься очередному штурмующему, и то же с носком левой и правой ноги. Команды – чтоб не пришлось самому нащупывать, где подходящий выступ (отсутствовавшая тропа тут была с поворотом).

После этого я остальной день ходил как бы не непосредственно по земле, а в нескольких сантиметрах над нею. Мне объяснили, что это адреналин в крови.

Вот что-то похожее и звучит тихо, но бурно на 5-й минуте.

Конец финала концерта похож на то вдруг свалившееся на меня счастье, когда я спросил Её… А моя мама, из прихоти, не захотела взять фамилию папы (да и её мама – тоже), и я не был уверен, что как-то так не поступит и Она (ну кто я был по сравнению с нею, героиней?)… Так вот на выжидательный вопрос, Она ответила: твою… Так я сам от себя не ожидал, какая волна счастья на меня нахлынет.

Вот. Такие конкретные ассоциации. Нужны ли они кому?

А это ж не всё. Меня ведь тянет признаться, что я запутался теоретически.

Взяв с мира по нитке всякого, я выстроил себе теорию, что идеалы (вдохновляющие художников) изменяются со временем, превращаются друг в друга в совершенно определённом порядке, колеблясь между полюсами: коллективизма и индивидуализма. По кругу. Из века в век. Если круг вытянуть во времени (например, слева направо), то получится синусоида. А на её перегибах (вверху и внизу, пусть вверху будет коллективизм, а внизу – индивидуализм), есть инерционные вылеты (для идейно несгибаемых особей, не умеющих измениться от изменения обстоятельств). Так если кто в вылет попадает, то это тупик.

В такой тупик (нижний, я его именую ницшеанством) попал – так у меня получилось – Рахманинов с самого начала творчества. Это довольно странное мироотношение. Не многим его дано понимать. Как-то понятно, что Рахманинов вскоре нарвался на провал одного своего сочинения. И так расстроился, что аж заболел.

Ницшеанство радуется мрачному. Казалось бы, болезнь должна была лить воду на мельницу его ницшеанства. И ницшеанцы ж смерти не боятся, а даже на испытание угрозы ею нарываются. (Это не как моя жена в юности. Она испытанию себя и других подвергала ради закалки для мужественной жизни, которую требовало построение такого из ряда вон выходящего объекта, как коммунизм. Ницшеанцу же ТАК надоела скука всесторонне плохой жизни, что не жаль с нею и расстаться. Ради… Тут со мной мало кто согласен. Ради радости от принципиально недостижимого метафизического иномирия, которая – радость – имеет отдалённый аналог в умении художника выразить ценность мига как представителя метафизической Вечности.) В общем – тупик. Духовного развития во что-то отсюда нет.

А Рахманинов заболел и выздоровел. И обрадовался этому. И написал «Второй концерт для фортепиано с оркестром». – Никакой не тупик. Идеал, наверно, типа Высокого Возрождения.

К тому же прожил Рахманинов 70 лет, хоть и вернулся к ницшеанству. Ведь ницшеанцы долго не живут. Ницше прожил 56 лет, Белый 54, Мандельштам 47, Уайльд 46, Чехов 44, Гумилёв и Акутагава 35…  Правда, Ахматова – 77.

И каково мне? И вам – читать такое ненаправленное и малообоснованное сочинение…

 

 

13 сентября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению октября 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.12: Владислав Шамрай. Рождающая дождь (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!