HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 г.

Художественный смысл

Вечное ницшеанство

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 31.10.2018

 

 

 

Мне грустно.

Когда-то я бросил писать о «Станционном смотрителе» Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 лет. Когда меня вдруг озарило нечто, которым можно, я чуял, объяснить каждую мелочь в этой повести. Это мистика какая-то. Это похоже на рассказ Моцарта о том, как он сочиняет симфонию. Он сказал, что вдруг знает её всю. И ему остаётся теперь её просто записать. – Я почувствовал Нечто и поспешил домой, потому что знал каким-то образом, что мне теперь достаточно просто сесть за стол, чтоб писать. И всё у меня сойдётся.

Вообще-то это имеет название: сходимость анализа к одной идее, идее всего произведения. Такими словами это назвал Гуковский.

Я и место, где это со мной случилось, запомнил навсегда, и какая была погода. Тем более что в том месте я был впервые, и что там и случилось кое-что впервые. Плюс 10 лет прошло от озадачивания до решения.

А теперь у меня такие штуки случаются с быстротой, доходящей до нескольких минут. И понимаете, как я эмоционально обеднел.

Я несколько минут назад почувствовал себя в колоссальном тупике. И. Через минуту-другую вывернулся.

Одна из идей, заимствованных мною (у Шмита со слов Прокофьева), является синусоидальное изменение идеалов от эпохи к эпохе. От античности к Средневековью и дальше до Нового времени.

В античности у меня получалась – личная вседозволенность (с римскими оргиями, в частности). В Средневековье, наоборот, благое для всех сверхбудущее (в частности – в Царствии Божием на небе в виде бестелесных душ). Далее – Возрождение (особенно Раннее), вернувшее почти в античность.

И вдруг я сел на мель, читая такие слова:

«"Невидимое делать видимым" – так сформулировала задачу живописи поздняя античность устами Филострата Младшего. Живописец идёт по пути от незримого к зримому и увлекает за собой зрителя: "Смотри!"

В эпоху средневековья направление этого процесса кардинально изменяется. Изображение истолковывается как посредник на пути от зримого к незримому, и, соответственно, та же ориентация предписана восприятию зрителя» (Даниэль).

Возник вопрос: как увидеть вседозволенность  в формуле «Невидимое делать видимым»?

 

Тут у меня минипроблема. Я ницшеанство понимаю радикальнее, чем обычное «над Добром и Злом». Я это место называю иномирием. Метафизическим и принципиально недостижимым. Но удовлетворяющим исповедующего это тем, что ему, исповедующему, удаётся в акте сотворения произведения искусства выразить это иномирие.

(Ну вот, я, кажется, и эту минипроблему решил, сумев, вроде, молниеносно-кратко всё объяснить.)

 

Далее проще всего мне процитировать самого себя (о Гомере статья, см. тут):

«Ведь жизнь предполагает некоторую предопределённость стремления, действия, переживания (некоторую смысловую безнадёжность)» (Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 110).

Мы ж не можем не добывать себе еду. Иначе умрём. И сотни и тысячи действий мы делаем по необходимости. У древних греков даже боги подчинены Року. Но те всё-таки свободнее в своём поведении.

Так хитроумный древний грек извернулся и с богами и тут сравнялся.

«…действительное, роковое, рискованное абсолютное будущее преодолевается ритмом <…> Ритм <…> в точном смысле этого слова <…> не выражает переживания, не обоснован изнутри его» (Там же).

Это вседозволенность! А максимум – умение попадать в принципиально недостижимое иномирие.

С поэмами Гомера имеем умение «Невидимое делать видимым». Гомер умеет сочинить и спеть, а слушатели умеют к этому чуду приобщиться.

Чудо в том, что ритм – это ж то, что не существует в обычном, изрядно страшненьком мире, условность. Ан, смотри-ка, может отвлечь от всего на свете.

А живописец (и скульптор) сотворяет чудо, превращая условность в как живое. Венера Милосская вот-вот успеет придержать рукой соскальзывающее с её бёдер одеяние. Дискобол вот-вот бросит диск. Для оживляжа статуи красили. Только краска сошла за века, и мы думаем, что античные скульптуры белые. Не сохранилась и живопись. Но принцип «как живое» ясен.

А шатнувшееся от римского разврата в христианство искусство возжелало, наоборот, принципа, как бы «как мёртвое», потустороннее. То самое «от зримого к незримому».

И всё у меня стало на место.

 

 

3 октября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

07.11: Виталий Семёнов. На разломе (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!