HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Художественный смысл

Искренний Юдин

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за январь 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 11.01.2019
Иллюстрация. Кадр из фильма «Сердца четырёх» (1941 г., режиссёр Константин Юдин). Источник: http://newlit.ru

 

 

 

На днях в «Фейсбуке» у меня случился такой разговор:

«– …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить.

– Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, наверно, молодая. Если поверите мне – я 38 года рождения – любил Сталина. Я был человеком, который не плакал уже несколько лет, когда Сталин умер. А тут – плакал. И, если сможете мне поверить, плакали очень многие. Я это видел своими глазами. Моя тётя очень боялась режима – он её чуть не зацепил. Но и она плакала. Так она сказала, удивляясь на себя. – Это всё, если вы можете поверить на слово. То самое, что я теперь никому не позволяю, и в первую очередь – себе.

– …немножко о любви. Любить человека, которого НЕ любить – смертельно опасно, – это немножко не та любовь. Что до слёз. Не так давно плакала вся Северная Корея навзрыд, когда хоронила очередного отца народов. Это слёзы того же рода, на мой взгляд. Насколько я знаю, руководителей, недостаточно убивавшихся по вождю, лишили должностей, а некоторых просто казнили. Модель одна и та же. И я не считаю, что человек, находящийся внутри событий, априори объективнее того, кто смотрит со стороны или через время.

– Нет. Нет у вас воображения. Я и моя мама (я безотцовщина с войны, с 6 лет) понятия не имели о сталинских репрессиях. Мы очень маленькие люди. Из крошечного городка. Даже тётя упоминавшаяся, врач, стажировавшаяся у проф. Вишневского, кремлёвского врача, ничего не знала про вину Сталина. Большинство не знало. И про северных корейцев вы только и можете, что говорить "на мой взгляд", взгляд человека с малым воображением и опытом жизни. А судить "Насколько я знаю" – в принципе нельзя. Нельзя верить на слово. НИКОМУ».

 

А вот произведениям искусства – можно верить. Даже произведениям прикладного искусства, призванным усиливать знаемые, вообще-то, переживания, и творимые умом, а не, в последней глубине, подсознательным идеалом.

Есть такой феномен – массовые советские песни 30-х годов. Какие-то особенно радостные. Так как-то принято считать, что они не только те переживания усиливают, о которых словами поётся… «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер…» (1936. Лебедев-Кумач и Дунаевский. «Песня Роберта» из фильма «Дети капитана Гранта»). «Песня была создана как один из вариантов главной песни для киноленты «Цирк» («Википедия»). Но её там вытеснила «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»); фильм образно демонстрировал, что СССР – самая лучшая для жизни страна мира; одно время «Песня о Родине» была кандидатом на Гимн Советского Союза. Так «Песня Роберта» тоже выходит за рамки хвалы всему хорошему и является образом страны Советов, понимаемой самою передовою по устройству, как общественному (нет эксплуататоров, контрастного общественного строя), так и по государственному (советы – на непрофессиональной основе, от народа). – Впереди планеты всей (по темпу индустриализации – даже и объективно – так хвастать было чем, а субъективно – и много чем). И в то время такой скрытый смысл имели и все советские массовые песни. И таково было мнение о стране большинства в стране. И песни не врали. Чему доказательством является отсутствие срывов «голоса».

А в кинокомедии «Сердца четырёх» (1941), наоборот, то же выражали даже и срывы, или даже нарочитый абсурд – комедия ж.

Как могла математик Галина Мурашова быть причастна к экспедиции профессора-астрофизика в летние лагеря? Ну пусть из-за платонической симпатии к ней этого профессора – в одном университете они работают. Но как биолог Глеб Заварцев в те же лагеря едет? В университете все эти специалисты объединены одной функцией – обучать студентов разных факультетов. Но в лагеря-то летом им вместе зачем? – Мол, читать там лекции, кому попало, просвещать народ. А на самом деле – только затем, что так надо для любовной интриги. Нагло. Смешно. И уже потому – то, что надо. – Радость-то, всеобщая и повсеместная, страну пе-ре-пол-няет. – Сойдёт. И даже – через наоборот – тем паче сойдёт.

Этот Глеб – ежеминутное посмешище. Как можно в такого кому бы то ни было влюбиться? – Никак. Тем более – влюблённой в неотразимого лейтенанта Колчина Шурочке, младшей сестре Галины. – Так нет. Шурочка всё-таки Глеба оценивает:

«Галина: Шура! Знаешь, мне хочется сказать тебе одну вещь.

Шура: Ну. Скажи одну вещь [а в фильме всё время эпизоды-первёртыши. Недавно точно те же слова обе говорили о том же Колчине по инициативе не Галины, а Шуры].

– Мне кажется, что я в Колчине чуточку ошиблась.

– А тебе не кажется, что ты в Колчина чуточку влюбилась?

– Что за глупости. Я говорю о нём как о человеке. Да, в нём есть воля, культура, ум, характер.

– Нет. Это можно сказать (мечтательно поднимает глаза кверху) о Заварцеве.

– Заварцев. Заварцев удивительно легкомысленный и пустой субъект.

(вспылив) Ну уж!.. Знаешь, не тебе судить о Заварцеве!

– Не тебе судить о Колчине».

Так Колчин хоть раз за разом выходил победителем в эпизодах-столкновениях с Галиной. И, в конце концов, всего от одного только её слова, – что математическую задачу он решил неверно, – он её перерешил верно, – она покорена оказалась его волей, умом и характером. Плюс он неизменно сногсшибательно красив. Не понятно, как Галина до сих пор не замечала этого. – Впрочем, понятно: ремесленная завлекаловка через наоборот.

Но в результате, – тоже через наоборот (только несерьёзно), у Шуры с Заварцевым, – притяжения двух отвергнутых: Заварцева – Галиной, Шурочки – Колчиным.

Да здравствует несерьёзность и лёгкость!.. – Как бы восклицает народ-победитель в свободное от трудовых подвигов время.

И сыплются смешные абсурды за абсурдами.

Под перевёрнутой лодкой (прятались от дождя) Заварцев с Шурочкой, а на лодке (дождь кончился; пришли и сели на лодку Колчин с Галиной). – Шурочка чихает. Галина говорит: «Будьте здоровы»… Колчину. Заварцев чихает. Колчин говорит: «Будьте здоровы»… Галине.

И т. д. и т. п. – То, о чём Вейдле с презрением писал:

«…современный роман или драма показывают нам автоматических действующих лиц, не оказывающих никакого сопротивления авторскому щелчку, посылающему их направо или налево» (Умирание искусства).

А тут, у кинорежиссёра Юдина, это прекрасно работает, пусть и не как эхо эйфории от всемирно-исторических побед только что построенного социализма (так лишь называемого, как потом оказалось), а как «охватившая все общество хвастливость и самоуспокоенность» (Александров).

 

Ну где такое подумать о советских людях моей корреспондентке через 120 лет после тех событий… Она способна на режиссёра подумать только, что он притворялся.

 

 

7 декабря 2018 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.09: Виталий Семёнов. Сон «президента» (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!