HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 г.

Художественный смысл

Должен

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить.

Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, имя которого известно в кругах знатоков (к которым я не отношусь), если я на этого художника, как известного, наткнулся.

Неужели самообразование и сотни истолкованных картин не составляют потенциала?

Или как раз и хорошо. Живу, как ребёнок – всё впервые… Как бросили не умеющего плавать в воду: или тони, или плыви.

Но – страшно. Могу ж в этот раз не выплыть.

Страшно ещё и потому, что если в этот раз не удастся, то ставятся под сомнение все предшествовавшие сотни истолкований. Я ж там применял некоторые принятые для себя догмы. И если один раз что-то из них не сработает… Не аналог ли законы Ньютона? Шли годы и столетия, и законы его подтверждались и подтверждались и вдруг (при уточнении)… То, как вращается вокруг Солнца Меркурий в реальности, оказалось (при уточнении наблюдения), не подтверждающимся расчётом по ньютоновскому закону тяготения. – Как ни изощрялись это объяснить, пока не отказались от евклидового (не искривлённого), мол, пространства

 
 
 

– объяснить явление не удавалось. – В моём сегодняшнем случае (о картинах Мыльникова, например, о такой)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 31.03.2019
Мыльников. Простор. 1984.
Мыльников. Простор. 1984.

 

сомнению подвергается набор типов идеалов, превращающихся друг в друга от изменения духа времени.

Слова Манина о его картинах: «словно остановилось время», требуют вспомнить о ницшеанском иномирии {6} (все другие типы:

 

 

 

гармонии низкого и высокого {1}, трагического героизма {2}, благого для всех сверхбудущего {3}, соединения несоединимого {4} и ценности абы какой жизни {5} – не подходят). И эта вот картина, за год до начала перестройки написанная, по такому времени создания подходит, казалось бы, под колоссальное разочарование (в так называемом социализме как самом передовом общественном строе, открывавшем начало нового мира… ибо чем сильнее очарование, тем сильнее и разочарование)… Но ницшеанство-то – мрачно. Смерть любит – за уход из этого скучного, скучного, скучного мира… А скука ли тут у Мыльникова? Непереносимая – чтоб аж в иномирие мечтой унестись?...

О. Кажется, нашёл!

Видом же ницшеанства, активного неприятия Этого мира, является пассивное его неприятие – пробуддизм, идеал минимального чувствования, нирваны. – Пожалуй, пробуддизм подойдёт. Всё как-то истаивает. Женские фигуры теряются на фоне трав. Не понять, где кончается облако и начинается голубизна неба. Где кончается каждая кочка. Что за синие цветы на лугу. Одна или две женщины на нём. Стог ли там (он что-то низенький) или что другое. И, главное, манинская «цветовая гамма обязательно холодна». Ведь о радости от буддизма можно прочитать только у пиарщиков его, как-то зарабатывающих, наверно, от его рекламирования и самими ими до конца не исповедуемого (я, сталкиваясь с ними, их, наоборот, в чувственности подозревал).

Неожиданность данной картины в резком разграничении неба и земли. Только на левом краю горизонта есть едва заметная реалистичная синь дали. – Художник как бы таится. В самом деле: ещё тоталитаризм же в силе и можно пострадать за пробуддизм. – Вот и не тотальное марево тут мусатовское (тот разочаровался из-за ухода с исторической арены дворянства).

 

 Борисов-Мусатов. Весенняя сказка. 1904–1905.
Борисов-Мусатов. Весенняя сказка. 1904–1905.

 

А перед Маниным надо шляпу снять. – «Мыльников… обращается к традиции «Мира искусства»» (Русская живопись ХХ века). Понятно, почему Манин при этом пишет, что «Мыльников не похож ни на одно из художников «Мира искусства»». Ведь Борисов-Мусатов всего лишь «Был близок художникам «Мира искусства»». Манин буквален. Но Лентулов-то и Фальк, пробуддисты, были ж в списочном составе этой группы преимущественно ницшеанцев. Но, да, на них Мыльников не похож.

Р-р-разочаровался же Мыльников, судя по датам, давно.

 

 Мыльников. Весна. 1977.
Мыльников. Весна. 1977.

 

 Мыльников. На островах. 1970.
Мыльников. На островах. 1970.

 

 Мыльников. Верочка. 1969.
Мыльников. Верочка. 1969.

 

 Мыльников. Ранняя весна. 1959.
Мыльников. Ранняя весна. 1959.

 

Одним из вечных долгов моих является необходимость квалифицировать вещь художественной, если в ней есть след подсознательного идеала автора, или нехудожественной (всего лишь эстетически ценной), если следа такого идеала нет.

Так вот помимо недопонятности и неожиданности надо, наверно, считать искомым следом первоначальную растерянность меня-интерпретатора перед вещью. Если я не знаю, к какому типу идеала её можно отнести – ничто не подходит. Смею предполагать, что сам автор тоже не может дать себе словесного отчёта, что он хочет сказать, раз такому опытному зрителю, как мне, это через секунду смотрения не чуется. – Так в данном случае – вы сами видели – я и близко не чуял, когда начинал статью писать. Для меня оказалось неожиданностью набредание на пробуддизм.

 

 

2 марта 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.04: Мастерство перевода. Ксавье де Местр. Путешествие вокруг моей комнаты (повесть)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!