HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Художественный смысл

Не все дома у этого Домье

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Я хочу обсудить (и осудить) одну картину Домье.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 11.05.2019
Домье. Дон Кихот. 1868.
Домье. Дон Кихот. 1868.

 

И ещё я хочу, например, чтоб глянули на ссылку (тут) и без долгих сомнений признали, что Домье – критический реалист. Который кричит, что так жить нельзя во Франции.

 

 Домье. Вагон третьего класса. 1864.
Домье. Вагон третьего класса. 1864.

 

И в самом деле – скоро грянула Парижская Коммуна. То есть он чуял социальное будущее. – Чем не реалист! От ненависти к капитализму он положил начало так называемой экспрессионистской тенденции в широком смысле этого слова.

Но отрицать… Дон Кихота?! Борца за справедливость…

Да, Дон Кихота осмеивали люди Пользы, люди нарождавшегося в Европе капитализма (когда этого слова «капитализм» ещё не существовало, но примат Чести уже массово пропадал). Да, его осмеивал сам повествователь в великом романе. Но он его осмеивал сквозь слёзы, ибо «В романе явственно светится другой смысл: нет, это весь мир безумен, это весь мир погружён во мрак, низость…» (Кожинов. Происхождение романа. М., 1963. С. 160).

Так «весь мир», а не Дон Кихот! Дон Кихот из отвергаемого мира исключён Сервантесом.

А что сделал Домье?

Он свою «фэ»-экспрессию направил на чистейшего (пусть и по самоощущению) персонажа! Ну что с Домье стряслось?

И какими по отношению к этой картине андерсеновскими фальшивыми людьми надо быть, чтоб, как те, не видеть короля голым?

«Образ Дон Кихота, как смешного и слабого физически человека, который очень остро ощущает несправедливость окружающего мира и демонстрирует силу духа над силой тела, у Домье передан весьма оригинально. Автор отказался от точных линий и реалистичного изображения – лица у героя нет, вместо одежды обобщённые мазки, едва угадывается фактура окружающей обстановки. Домье демонстрирует художественный гротеск для точной передачи эмоциональной составляющей образа. Мастер будто хочет сказать: здесь абсолютно не важна фигура человека – он стремится передать образную, смысловую суть Дон Кихота.

Но самое удивительное, что через это обобщение автору достаточно реально и эмоционально удалось передать всемирно известный литературный персонаж. На фоне испанского пейзажа двигается кляча, отдалённо напоминающая лошадь, но верхом сидит настоящий рыцарь с гордой осанкой и тонким копьём, устремлённым в небо. Это, без сомнения, Дон Кихот, хоть и безликий, но стать которого «дышит» благородством и великодушием».

«В серии картин, посвященных «Дон Кихоту» (1868 г.), реализм Домье достигает особенной обобщающей силы».

«…на этой, более поздней, картине он едет верхом один, на фоне монументального пейзажа; исполненный эскизно, всего лишь несколькими цветовыми плоскостями; этот пустынный пейзаж навевает чувство безысходного одиночества. Фигуры Дон Кихота и коня написаны широкими энергичными мазками. Безликий, типизированный образ «рыцаря печального образа» многие расценивают как личную исповедь Домье, как творческое кредо одинокого, отрешившегося от мира художника, который с упрямством Дон Кихота цепляется за веру и мораль ушедшей эпохи. Картина Домье глубоко пессимистична, она отразила настроения людей его времени, утративших иллюзии, перспективы».

А зачем же после создания этой картины «В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны» («Википедия»)?

А вот это разве утративший иллюзии нарисовал?

 

 Домье. Бедная Франция. 1871.
Домье. Бедная Франция. 1871.

 

Или я несообразительный. А Домье своим «фэ» говорит нам, гадам капиталистическим, как мама из «С лёгким паром»: «Это вы Ипполита окатили?», дескать, он, Дон Кихот, от вашего идеала «Польза превыше всего!» с ума сошёл…

Нет. Я пользуюсь идеей, что типы идеалов постепенно превращаются один в другого (и это веками повторяющиеся типы идеалов), то есть процесс можно изобразить кругом, а вытянув во времени – синусоидой. Так вот на синусоиде не может быть перескоков. И, если кроме темы Дон Кихота Домье пребывал (пусть коллективизм будет вверху, а изображение времени пусть развёртывается слева направо), – так вот, если всегда Домье был, так сказать, на подъёме Синусоиды Идеалов, то как он мог вдруг оказаться на вылете с неё субвниз – в точке «ницшеанство»?

 

 

 

Тут идеалы: 1 – гармонии, 2 – трагического героизма, 3 – благого для всех сверхбудущего, 4 – соединения несоединимого, 5 – абы какой жизни, 6 – ницшеанства.

А что Домье оказался в ницшеанстве, можно доказать логико-исторически.

Ницшеанство – это крайнее разочарование вообще во всём, не только в низком, мещанском, но и в высоком и, особенно, в сверхвысоком (в христианском том свете после Апокалипсиса). И развивалось оно на фоне в общем спада революционности в Западной Европе из-за уменьшения страшности капитализма для всё большего количества людей в Западной же Европе. – Суета жизни становилась скучной. Весь Этот мир от ненависти к этой Скуке не устраивал. С христианским тем светом включая. – Значит, куда? – В иномирие. Но не христианское, а какое-то…

Вот не подспудно ли эту тенденцию чуя, нарисовал Домье своего Дон Кихота безлицым? Это ж как переход от арифметики к алгебре. Надоела конкретность (суета). 1+1=2, 1+3=4 и т. д. – целая бесконечность примеров. Не написать ли обобщение: а+b=c. – Надоели эти революции и их самоотверженные герои, эти дон кихоты. Наполеон хотел принести освобождение аж в Россию и Индию. – Поражение. Революция 1830 года. – Поражение. Революция 1848 года. – Поражение. – Надоело! – Вот и нарисовались «обобщённые мазки».

Но вот перескок из 1 и 2 в 6 невозможен. – Значит, что произошло?

Значит, произошло неосторожное переусиление типизирования (инструмента реализма) «отрешившегося от мира». Аж лицо исчезло и т. п.

Ошибка это, а не «художественный гротеск».

Ну бывает и на старуху проруха.

 

 

11 марта 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

12.09: Дмитрий Аникин. Новый курс русской истории (повесть в стихах)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!