HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Художественный смысл

Сено-солома!

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Я в смущении, читатель.

Я вдруг ощутил себя в западне.

Она заключается в следствии из теоретического заявления, что произведение неприкладного искусства существует только в двух головах, точнее – в подсознаниях: автора и его восприемника. А не в виде «текста» произведения.

Это – дальнее следствие из теории художественности по Выготскому. По его теории главный акт восприятия искусства есть катарсис от столкновения противочувствий, осознаваемых, которые сами происходят от противоречивых деталей «текста». И этот катарсис – неосознаваем восприемником. Осознавание не обязательно случается. Если позволить себе пофантазировать, то «текст» у автора получается в результате обратного процесса. Духовные явления в обществе в подсознании автора формируют подсознательный идеал, который требует самовыражения. Это вдохновение. Под его влиянием происходят пробы порождения «текста», один из вариантов которого – противоречивый – даёт ощущение удачи. Подсознательному идеалу автора соответствует подсознательный катарсис у восприемника. – Вот и получается, что главные акты такого искусства находятся в двух подсознаниях.

Толкователю приходится извлекать это главное из своего подсознания больше, чем из «текста» произведения. «Текст» просто не даёт толкователю сбиться.

А это в некотором роде западня: я должен описывать свои душевные движения. Начинаются они со смуты какой-то, недопонятной мне самому.

Вот я перед такой смутой относительно картин Соломина и нахожусь. Беру первую же попавшуюся репродукцию.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 29.08.2019
Соломин. Из детства. 2011.
Соломин. Из детства. 2011.

 

Толкут просо. А из проса пшено, и из пшена каша…

Совсем недавно создана вещь, когда вполне оформилась в мире антиглобалистская тенденция – традиционализм. Но Соломин, пишут, давно обратился «к историческому прошлому… пейзажи…. чисто русские как по сюжету, так и по его трактовке, по эмоциональному восприятию изображаемого мотива. Особое внимание художника привлекают старые церкви…» (Манин. Русская живопись ХХ века).

То есть и когда вместо нынешнего глобализма был советский активизм, Соломин был как бы в оппозиции. В общем, все фазы эпохи Потребления его не затронули.

А я только что получил взбучку от особы, этой эпохой серьёзно затронутой. Я-де не знаю Россию, как в ней сейчас плохо. И нечего, мол, мне увлекать своими статьями читателей прочь от реальной жизни и прославлять самоограничение. Люди, мол, не такие аскеты, как я.

Я смущён.

И потом… этот Соломин живописно никак не бросается в глаза.

У меня же к нему какое-то тёплое чувство.

И вот я перед проблемой: смею ли я перед читателем копаться в своей душе, если сами картины меня… скажем так, ну, не останавливают они моего эстетического внимания. Они такие же невыдающиеся, как тот пафос, какой они выражают. То есть – никакой неожиданности я в них не вижу. Никакой недопонятности. А я ж оправдываю свою деятельность словесным открыванием ЧЕГО-ТО, словами вообще-то невыразимого.

С ультратонкостью толкования невыразимого я мог рассчитывать в принципе пронять даже мою корреспондентку, воинствующую потребительницу, недовольную Россией, где 14, кажется, процентов людей живут теперь за чертой бедности.

А Соломин бедностью, похоже, гордится.

 

 Соломин. Маленькие мамы.
Соломин. Маленькие мамы.

 

Жаль, года создания нельзя найти (были ли тогда гладильные доски? В Интернете я нашёл советскую 1960 года выпуска). В 1960-м Соломин написал свои первые картины по книге Манина. Значит, в это время, что изображено, гладильные доски уже были. Но не в данной семье. Тут гладят на табуретке, которая, например, из нашей комнаты исчезла в 60-х годах при капитальном ремонте дома. (Кувшин у нас был точно такой же; не помню, когда и он у нас исчез. Наша семья была из беднейших. Я, кажется, и чулки такие носил, толстые. Девочки – точно.) Правда, утюг тут уже электрический. И кукла не одна у младшей девочки. И фикус у них есть! (У нас тоже был почти такой же. Даже обои у нас были почти такие же.) Правда, нет ещё занавеса на окно. – Но подумаешь!..

 

 

 

А тут… Даже если это невзрачное советское время изображено, время неконтрастного общества, когда все, в общем, мало чем отличались по материальной обеспеченности… Этот вид как-то настаивает на непритязательности как на достоинстве (другие ж на море летом возили своих детей – плевать). Это явно двое братьев (горожан, раз в плавках) в деревне. Старшего даже в пионерлагерь не отправили. А – к бабушке обоих.

И это не хвала абы какой жизни, как у импрессионистов, голодающих, но радующихся бурлящей жизни ужасного тогда капитализма. Это гимн скромности. «В русском языковом сознании скромность должна быть свойственна мыслям, поведению и образу жизни человека и ассоциируется с непритязательностью…». Об общей бедности страны даже тени переживания нет. Вещизм тогдашний не всех порабощал. И теперь – тоже. Вот об этом – Соломин.

А может, я просто не могу усечь противоречивость «текста» здесь?

Бедность, отсталость, непрогрессивность написаны… живописно, сочно. А?

Да здравствует традиционализм!

Я лично совсем не юношей дожил до поворота к нему моего мировоззрения (хоть предрасположен был к нему с детства {я с войны – безотцовщина}). Я повернул к традиционализму, когда хотели повернуть на юг северные реки. В 70-х годах. Во мне родилось какое-то возмущение. В СССР замалчивали работу Медоуза, сделанную тогда же по заказу Римского клуба, о том, что неограниченный материальный прогресс надо остановить. Я её узнал только после наступления гласности. А Соломину, получается, всё было ясно с самой молодости (он на 2 года младше меня).

Наверно, это даст мне право считать его реалистом. Он почуял в социуме то, что ещё никому видно не было. Сами церкви – в СССР – были образом скромности.

 

 

 

Теперь-то, да, Соломин просто повторяется. Теперь и церковь – чуть не властвующая. Вот сегодня на центральном ТВ появился человек с очень нехорошего вида (жиденькой) бородой и настаивал, что правильно сделала директриса школы, уволившая учительницу, опубликовавшую в Интернете свои фотографии в закрытом, но купальнике. – Так что пафос Соломина надо уточнить: да здравствует безрелигиозный традиционализм!

Ни штриха протеста не чувствуется в том, что церковь лишена крестов (потому это – явно советское время {опять невозможно найти дату создания}). Церковь – лишена крестов, улица – сплошная лужа, а один из тротуаров непроходим – стал местом свалки снега с проезжей части. Зато как всё вместе это красиво выглядит! Церковь отражается в луже. Радостно, потому что весна идёт! И красота – органически присуща церкви и луже!

Что тут – эстетический подход, говорит та формалистская лихость, с которой тут кое-что нарисовано: обводка кое-где контура строений, совсем не нарисованы тонкие ветки не совсем облетевших на зиму деревьев.

В нашем городке церковь даже действовала. Перед ней – базар. За ним – школа. И весной непроходимы улицы были. Я раз, идя в школу, в первый или второй класс, провалился в лужу по пояс. И с диким криком, выбравшись, побежал домой. Но я нисколечки не обижаюсь теперь на всеобщую тогда послевоенную бедность.

А теперь войны нет. Давно. Есть только военная угроза. Как Югославии. Делайте, как вам велят! Иначе… И оттого всё внимание на военном строительстве. И – на традиционализме, как идейном противовесе либерализму, всех в ХХ веке победившему.

Жаль только, не вписан традиционализм в Конституцию РФ. Но его и так молчаливо исповедуют. Надеюсь – большинство теперь (как реакция на дерьмократию 90-х). А моя корреспондентка, тоже надеюсь, по большому счёту не права. Менталитет народа, неприхотливость и скромность, не меняется. Даже и в эру Потребления.

Вот такие субъективные рассуждения по поводу репродукций. Рождённые упрёком, что я, не живя в России, Россию уже не знаю.

 

 

29 марта 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.09: Виталий Семёнов. Сон «президента» (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!