HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2019 г.

Художественный смысл

На рожон

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Недавно случилось прочесть про большой скачок в Китае. Там были в отчаянии. СССР скатился в оппортунизм, пошёл перерождаться в капитализм (и оказались правы китайцы в этом мнении). Китай остался сам против капитализма. Слабый экономически. Но сильный верностью идее революции. И они решили опереться на энтузиазм миллионов. Вместо профессионализма. И перегнать Великобританию по выплавке стали. В сельских доменных печах! И пролетели.

На напряжении духа даже и войну уже выиграть нельзя. Не помоги им СССР, они б не победили Чан Кай Ши.

Пролетели.

Мне это вспомнилось из-за моего запала понять что-то в произведениях Ахметгалиевой, не имея никакого опыта обращения с современным искусством. Всё, что мне удалось, было уже не совсем современным. О нём писали большие или меньшие авторитеты. Я на них паразитировал.

И на что я рассчитываю сейчас? – На свою последовательность и принципиальность. Как китайцы.

 
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.11.2019
Ахмедгалиева. Инсталляция «Красной нитью». 2008. Вышивка на текстильном полотне.
Ахмедгалиева. Инсталляция «Красной нитью». 2008. Вышивка на текстильном полотне.
 
 

 

«В основе сюжета графически доработанное случайное газетное фото протестной демонстрации. «Это было ощущение времени, наложенное на собственные эмоции: люди хотят что-то изменить, но это у них часто не получается… каждый день внутри человека происходит такая “война” с выпадающим красными клубками чувством негодования» (Из записи беседы автора с художницей. 22.07.2017). Найденное здесь выразительное и лапидарное пластическое решение оказалось чрезвычайно ёмким…» (Матвеева).

Переназвать можно так: народу ничего никогда не удаётся.

Это ведь после провала дела интернационала: это есть наш последний и решительный бой, – с его красным цветом пролитой крови в борьбе за свободу…

Так позитив какой?

Всё-таки какое-то «фэ» чувствуется в этих клубках нити, за которые, если потянуть – распустится вся вышивка. То есть это не пробуддизм, удовольствовавшийся тем, что всё есть ничего. Пробуддизм не недоволен.

Неужели это «фэ» от чувства всё-таки «негодования»? Крайнего. На весь Этот мир, так плохо устроенный, что нет ничего вечного?.. И тогда позитив – иномирие!

Или наоборот, красная-то нить это же всё пронизывающая идея. Вечность… – Какой же позитив? Неужели «И вечный бой, покой нам только снится»? Идеал трагического героизма? – Но он наивно оптимистичен (вот-вот и взойдёт Высоцкого). А тут это «выпадающим красными клубками». – Значит, всё-таки иномирие.

 

Надо проверить на чём-то ещё.

Посмотрите видеоинсталляцию «Чешуя» (2018) – о Тайгинском горно-обогатительном комбинате, вырабатывающем графит, о каолиновом карьере. Всё начинается устрашающе, но тихо. А потом ужасная музыка и урбанизм доводят до непереносимости. Этот грохот!

Если ницшеанцу нужно довести своего восприемника до предвзрыва, – а взрыв уничтожит весь Этот мир, так что вышвырнет вас в иномирие, – то Ахмедгалиева – ницшеанка.

Видеоинсталляция «Корабль-призрак» (2017) – наоборот, очень тихая. Но тут явно не рай, а образ тоже иномирия.

 

 
Кадр из видеоинсталляции.

 

Изображение тел то и дело охватывается ореолом, например, жёлтым, или двоится. Возможно, такое бывает с наркоманами. – Нечеловеческое что-то. – Всё изменчиво, как и в Этом мире, но как-то не жаль исчезающего. А в конце появляется щебет птиц. Он усиливается до опять непереносимости (значит, тут всё ещё Этот мир). И потом всё плавно уходит в черноту и молчание.

То, что говорит об этой вещи авторесса, выглядит – для меня – очень симпатично, потому что демонстрирует, что в сознании её иномирия нету.

«…Я вообще очень люблю портить изображения, перекрашивать, делить на отдельные каналы, слои, препарировать видео. Живое изображение превращается в более плоское, словно плохая компьютерная игра с искусственным миром. Все это для создания нового внутреннего пространства воображаемого острова, и уже становится совсем не важно, где были сняты эти вещи, видео очищается от ненужной информации…».

Значит, её не зря берут в Третьяковскую галерею.

 

 

11 ноября 2019 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

01.12: Акбар Мирзо. Последняя мишень старого стрелка (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!