HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Художественный смысл

Ещё одна из проб читать по наводке

Обсудить

Критическая статья

 

(Поток сознания при чтении)

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 7.01.2020
Иллюстрация. Название: «Атака мертвецов, Осовец 1915». Автор: Василий Нестеренко (род. в 1967 г.). Источник: https://new.rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=33150

 

 

 

«Апогей» (2019) Семёнова.

Несогласия мои с автором начинаются с первых строк «Вступления».

«Автор, конечно, не был свидетелем описываемых событий. И просит прощения у, возможно, более осведомлённого читателя за неизбежные ошибки и неточности своего повествования».

Если эти слова литературная игра, то возразить нечего, ибо каждое художественное произведение есть выдумка в какой-то мере. И все это знают, извиняться нечего. Вейдле даже различает искусство слова и искусство вымысла. Если первому ещё допустимо быть вневременным и выражать радость жизни, то второе связано с историей духа, и самая художественность его состоит в чрезвычайной выразительности касательно какого-то момента этой истории духа. Ну, а по-моему, точнее: вымысел должен позволить автору выразить свой подсознательный идеал, связанный с внешним миром через соответствие какому-то моменту истории духа, выразить так здорово, как ничто иное, вроде, и не сможет.

Если и дальше Семёнов литературно шутит, это тоже можно было б принять, если б не тема:

«Да и можно ли рассказать о Блокаде правдивее и точнее тех, кто сам её пережил?»

О Блокаде шутки неуместны. Значит, нет никакой игривости. Но тогда – беда! Это не цель искусства – правдивость. Разве что оно прикладное, т. е. призвано усиливать знаемые переживания. Например, колыбельная – усиливать желание спать, выступления плакальщиц – желание плакать. Семёнов, видно, нацелился на что-то, близкое к плакальщицам.

Тогда я попал не в свою область. Моя – раскрывать скрытое, в частности, подсознательное. А в прикладном искусстве в принципе нечего открывать, раз оно знаемого касается.

Разве что Семёнов ошибается. Думает, что пользуется негодованием от недостатков (пусть и вымышленных) в связи с Блокадой как образом негодования от недостатков сегодняшних (например, вечным русским пренебрежением к личности, {«О недостатках стоит говорить до тех пор, пока эти недостатки существуют»}), – думает так Семенов. А на самом деле выражает подсознательное, например, прямо противоположное негодованию: скажем, гордость, что  сталинизм отличается от столь же губительного для людей фашизма (отсутствием идеолого-теоретического обоснования жертвам).

Если Семёнов насчёт своих намерений фактически ошибается, – что сразу ставит его в ряд художников, – тогда, да, мне есть что тут делать.

Если Семёнов не ошибается, то мне нечего читать Вступление дальше только что прочтённого и прокомментированного первого абзаца. Тут он будет давать не конкретное, а обобщённое. Опосредованное. Тогда как даже прикладное искусство работает с непосредственным. Философские куски в «Войне и мире» не представляют художественной ценности.

Можно проверить, угадал ли я? – Первое предложение второго абзаца:

«Любая страна, вступившая в войну, уже проиграла».

Так и есть, угадал. Плюс сомнительный это посыл. Невступление в войну просто невозможно, потому что это не односторонний акт. Например, Дания и Вторая мировая война. Дания, казалось бы, не вступила в войну, не оказав сопротивления немецкому вторжению. Но в итоге кончилось тем, что она перестала существовать как государство – «29 августа 1943 года правительство Дании было разогнано, власть в стране перешла к немецкой оккупационной администрации в лице имперских уполномоченных секретарей по Дании» («Википедия»). Невступление равно исчезновению. И может ли это называться противоположностью понятия «проиграла»? – Нет, конечно.

Но не моё амплуа спорить в публицистской части.

Мне надо решить, как быть с задачей проверить, не пробьётся ли где сквозь образную публицистику текста, что вне Вступления, художественность? Мне ж смертельно скучно читать даже и произведение прикладного искусства.

Я сделаю так.

Судя по оглавлению, здесь несколько не связанных общим сюжетом рассказов. – Я возьму средний, называющийся «Леденцы», и его прочту. Если я в нём не найду следов подсознательного идеала, то и не сочту всю вещь художественной.

 

Прочёл. Парадокс. И контра и просоветский – люди. И согласились спустить кровь, чтоб её, замороженную, скармливать детям. Даёшь, мол, общечеловеческие ценности. А не – какие бы то ни было социальные.

Да, это прикладное искусство. Применено иносказание: идейно противоположные люди нашли в себе общее, общечеловеческое – ценность жизни сама по себе. Усиливается переживание ценности мещанского идеала. Даже проявлен артистизм: через наоборот это смысло-чувство продвигается – героизмом исполнителей. Они надрезают себе вены на кисти руки, спущенной в таз. Героизм не свойствен мещанству.

А теперь честно: может, этот вымысел как раз и художествен? И просто мне лично антипатичен мещанский идеал, ибо я считаю, что Россия может быть или великой, или не быть, для чего от россиян требуется массовый героизм, а не мещанство. Общечеловеческие же ценности – это, мол, идеологическое орудие Запада в его извечной борьбе с мессиански героической Россией ли, СССР ли. А на самом деле общечеловеческие ценности – это названные так идеологами Запада ценности западной цивилизации, менталитет которой всех остальных себе подчинить. – Такому мне трудно через себя переступить и признать Семёнова таки художником. Легче отдать ему артистизм, ранг пониже художника.

Но я переступлю через свои идейные симпатии. И назову: Семёнов – художник.

И первая фраза Вступления – таки литературная игра. Якобы скромность человека, чующего силу художественного вымысла своего, но притворно извиняющегося за не «точнее тех, кто сам… пережил».

Можно даже проверить это – спросить его самого, когда он написал Вступление? Если до текста рассказа, сочинённого самым первым, то я не прав, если после, то прав.

Если я прав, это объясняется и историко-психологически. Сознание эволюционирует. Человек не произошёл с нашим теперешним сознанием. До нашего была фаза мифологического, так называемого, до мифологического, до того были другие фазы вплоть до самого первого – контрвнушения. И при психических заболеваниях замечено, что сознание возвращается вспять по филогенезу вида человек. Художественность – изменённое психическое состояние. Не болезненное. Но всё-таки оно предшественник нашего теперешнего сознания. Когда-то художественное творчество было массовым. Танцевало всё племя. А сейчас… Когда на художника (способного становиться художником, когда потребует поэта к священной жертве Аполлон) находит вдохновение – это требует выражения подсознательный идеал. Он именно в подсознательной фазе тогда. А изольётся – фаза меняется и переходит в сознательную. И в ней всё грубее выходит. Спорно. Как во Вступлении у Семёнова.

В рассказах же всё бесспорно и почти всесильно. Разве что упёртые на своём читатели (вроде меня в какой-то момент), считают, что это не художественность, а всего лишь артистизм – такое выдумать.

 

 

4 сентября 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.07: Художественный смысл. По проторённой дорожке (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!