HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 г.

Ифсамис

Ересь

Обсудить

Роман

                                                                                                                             Посвящается сыну

 

 

Данное х у д о ж е с т в е н н о е произведение повествует о другом мире, скажем, параллельном. В котором ВСЁ другое, в том числе и Бог, и история. Посему всяческие обвинения в оскорблении всевозможных церквей и религиозных чувств верующих автор с негодованием отвергает.

Опубликовано редактором: , 18.12.2007
Оглавление

2. Глава 1
3. Глава 2
4. Глава 3

Глава 2


Тихи и безветренны вечера в Риме в это время года…

С утра жизнь в городе кипит; озабоченные женщины несут на головах корзины свои, грохочут по каменным мостовым запряженные резвыми конями колесницы, поднимающие пыль; скрипят груженые повозки, влекомые волами; и вездесущие мальчишки сверкают голыми пятками, торопясь к ведомым им одним серьезным делам своим. В середине дня, когда раскалённый солнечный диск наливается белым и даже малая букашка стремится спрятаться в тень, жизнь замирает. В такие часы люблю я совершать упражнения свои, оставаясь наедине с книгами и манускриптами. Люблю читать, и думать, и писать во внутреннем дворе дома моего, защищенном от солнца густыми кронами тысячелетних платанов, у фонтана, струи которого источают прохладу. К вечеру жизнь вновь пробуждается и движение возобновляется на улицах римских; но уже устало, и размеренно, и неторопливо оно, как воды Тибра. В это время года – тихи и безветренны вечера... Вечерами приходит ко мне Константин. Весь день я готовлюсь к приходу его, ибо рвется наружу и выхода ищет то, что обязательно должен я передать разумному ученику моему! И вот – был вечер. И была беседа.

 

 

Беседа вторая

 

– Может быть, Учитель, потому не приимут люди к душе своей закон этот, что нет в нем выгоды человекам? – предположил Константин. – Может быть, затрудняет исполнение закона этого достижение того, чего корысть каждого человека жаждет: богатства и процветания? Ведь все человеки хотят жить так, чтобы не зависеть от трудов своих и не думать о хлебе насущном, но не каждый способен наполнить казну свою, оставаясь чистым в деяниях своих? Потому и ложь в сердцах их, что ограничивает закон этот и Бог этот пути человеческие в корысти их желаний? – Константин вопрошал, но глаза его говорили: «Утверждаю я», и довольным было лицо его как у ученика, хорошо выполнившего урок свой.

И улыбнулся я, и протянул ладонь свою, и огладил локоны шелковистые, что вызывали трепетность во взорах юных римских дев и поволоку в глазах их. И огладил я локоны шелковистые на разумной голове гордого юноши, и сказал:

– Сноровисто ты вспахал поле своё, мой мальчик, но не глубоко ты вспахал его. Ты лишь на два пальца срезал переплетение трав на поверхности его; но гораздо глубже должен ты пахать, чтобы дали всходы семена хлеба твоего и не заглушены были плевелами... Ты ведь сам сказал, юноша, не я сказал: «Сей есть очень сильный Бог, вызывающий страх». Так почему же страх этот не является гарантией подчинения закону божьему? Почему корысть сильнее у человека страха этого, когда взалкал он сладких вин и мягкого ложа, и богатых одежд, и блеска, и роскоши, и услаждающего слух пения прекрасных наложниц? Ведь даже и ящерица отбрасывает хвост свой, дабы спасти жизнь свою. Ведь даже и мышь покинет кладовые свои, если горностай стережёт её у кладовых ее. Почему же человек, имеющий уши, делает, когда слышит: «Не делай, ибо смертию умрёшь! Не делай, ибо будешь гореть в огне вечном!»; делает, не убоявшись смерти в Боге своём?

... Копай глубже, мальчик мой; и ты не только медь и железы найдёшь в недрах земных, но и источники чистых вод найдёшь ты в недрах земных. Ты лишь слегка коснулся сущности человеческой; ты лишь то, что на поверхности, принял ко взору своему, но очень скоро вынес ты приговор свой. А разве справедлив тот судия, который лишь мельком взглянув на человека, скажет: «Сей виноват, и есть преступник, ибо неприятно лице его»? Вот: ты скоро сказал, но мало думал. Теперь скажи мне, Константин – скажи быстро и вовсе без размышления: что страшнее для тебя – позор, или гибель? Смерть, или бесчестие?

– Бесчестие, мудрый учитель.

– И так есть!!! Ибо с младых ногтей взрощен ты в знатном и благородном семействе; ибо горд ты, юноша, и силён в духе своем; ибо противен страх для тебя!

Но, мальчик мой... Поверь мне: каждый человек так же горд в глубине сердца своего! И даже страхом объятый в открытом сознании своем, он отвергает сей страх в г л у б о к о м своём сознании; и противен ему страх этот в самой глубине души его! Ни одному не нравится быть тварью дрожащей; и даже рабы на галерах, прикованные цепью к вёслам, в глубоких мечтах своих – всё равно хотят быть и гордыми, и сильными, и иметь значение под этим небом и меж человеками. Поверь мне, о юноша, так и есть: таков человек и такова сущность человеческая. И если говорится в писаниях иудейских, что этот Бог есть создатель человека, то таким Он создал его; таким, но не другим. «По образу и подобию», мальчик мой, говорят они. «По образу и подобию»! Творца и созидателя создал он, и властителя жизни, и не имеющего равных себе в силе своей. Сына он создал себе в человеке, но не раба!!! Сына сильного и могучего. Я говорил тебе: как волк растит волка из щенка своего, так и Богу угодно Бога взрастить из Сына своего возлюбленного! И всё для этого заложено в человеке: и сила великая от Бога, и способность к постижению силы этой. А ему говорят: «Бойся, и трепещи, и в этом – вера твоя, и в этом – спасение твое»... Спасение от гнева Божьего, Константин – так говорят они. Спасись от Бога, говорят они, и придешь... к Богу!!! ...И не знаю я, юноша: смеяться, или сожалеть мне. Видно, про себя говорят они в писаниях своих: «Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их»…

Изначально – Великая Мудрость лежит у истоков писаний иудейских, мальчик мой. Но – глупые люди, и слабые люди, и люди с сердцами рабов дрожащих писали о Боге и толковали мудрость эту! И совместили – несовместимое; и объяснили – по рабски; и назвали белое – черным; и породили ложь великую в народе иудейском, который – открой он глаза и осознай мудрость эту – мог стать старшим братом всем народам; и распространить мудрость эту до самых пределов земли; и соединить с мудростью жизнь человеческую с тем, чтобы жизнь человеческая, обретя высший смысл, под Божьими небесами великой радостью осенена была. Но – не случилось; и кому, как не Риму, поднять выпавший из глупых рук факел сей?

…Итак, мой мальчик: страх Бога Аппиевой дорогой проходит сквозь всю веру эту. Страх – в основе всего. «Начало мудрости – страх Господень», стократно пишут они в писаниях своих. И все – от страха, и страх корень всему, и страх – стержень веры. Страх! Страх!!! СТРАХ!!! Страх гнева Господня и кары Господней презренному рабу своему. А знаешь, что праведнику обещают они в награду за праведность его? Будет в раю стоять он перед престолом Господним и воспевать славу Ему. В е ч н о... …А сейчас слушай, мальчик, что скажет тебе старый Викентий Флавий, на великом Капитолийском холме рожденный; сын Констанция и верный учитель твой. Слушай и открой сердце свое, дабы на все дни твои остались слова эти в сердце твоем. Знай, юноша: все самые мерзкие пороки человеческие – суть порождение слабости его. Нет существа более злобного, более мерзкого и более опасного, нежели р а б! И только сильный способен вместить Любовь в сердце своем и сострадание в душе своей; только сильный – умеет прощать; только сильный – великодушен; только сильный щедр на дело доброе и милосердие к брату своему! И человек – создан сильным, чтобы Закон Любви – мечту Бога и Отца своего – вознести выше самых высоких гор земных. Но с Богом истинным боги лжи, нарисованные ничтожествами, вступили в противоречие. И говорят человеку: бойся, человек. Встань на колени, человек. Стань слаб, человек. Стань раб, Человек! Стань раб, Венец Творения и Возлюбленный Сын Творца, и неотрывная часть души Его! И если примет страх человек, и попытается сделать так, вопреки сущности своей, то восстанет божественная его сущность, а к истинному Богу – закрыт путь ложью великою. И творит человек в слепоте своей противное себе и великой цели своей, и великому своему предназначению. Придем мы, юноша, и расскажу я тебе о предназначении этом и о смысле жизни человеческой, который не открыт человеком, ибо не понял он ни себя, ни Бога своего истинного. Но вот Бог, которого «Зачем изменять?» – спрашиваешь ты. Говорит он человеку: «Проверю Я, любишь ли ты Меня? Возьми дитя своё единокровное, и отведи на гору, и зарежь ножом, аки агнца, и возложи на жертвенник, дабы насладился я дымом от жертвенника твоего.» И берёт человек дитя своё единокровное, и обманом ведёт его на гору, и заносит над ним нож свой, и говорит Бог: «Остановись, довольно. Я уже вижу покорность твою; и теперь я – награжу тебя». «Вот как милостив Бог! Вот как милостив Бог, и остановил руку занесшего нож над дитем своим!» – восклицают те, кто писал это в писаниях иудейских. «И вот как свят и праведен человек этот!» – восклицают они. Но – не милостив такой бог, скажу я тебе, а ехидна он ядовитая. И не праведен этот человек, и не свят, но – мерзкая тварь он, и зловонные испражнения суть наполнение души его, и поганая жаба вместо сердца в груди у него! И не этот бог – есть Любовь, и не этот человек – Надежда Божья, и не эта вера – Мудрость Божья. Но – огорчение Божье эта вера!

... Я обещал рассказать тебе о Боге. Я говорю, мой мальчик, слушай. Я говорю тебе первое слово. Истинно: страх Божий – есть в мироздании. Но не страх человека перед Господом, а страх Отца за Сына своего возлюбленного! Вот, я говорю тебе: Константин! Бог твой – Отец твой и Мать твоя. Он боится за тебя, за любимое чадо своё! Его сердце обливается кровью, и душа Его болит за тебя, и в великом волнении все чувства Его, и слёзы не высыхают на печальных очах Его, когда творишь ты противное самому себе. Ты – подобен Богу, ибо ты наделён разумом, и силой великою, и великой душой! Всё по силам тебе под этим небом и весь мир – у ног твоих. Ты – Могучий Исполин, для которого нет преград; и горы рухнут от жеста руки твоей! И есть Отец Любящий, не знающий гнева к тебе, но – сердце готовый вырвать из груди Своей ради блага твоего! Чем же ответишь ты на Любовь Его?

Нет спроса с презренного шакала, но разве не достоин презрения Сильный, Гордый и Могучий Сын Божий, если не помнит о душевных муках Любящего Отца своего? Не огорчай Отца твоего, не расстраивай чувств Его, не заставляй страдать за тебя, и рыдать, и плакать в великой печали, ибо на твоей совести слезы Отца твоего! Люби братьев твоих, ибо самое страшное для Отца и самое мучительное – когда нет Любви меж детьми Его. Недостойно тебе, и стыдно тебе, и мерзко в страдание ввергать Того, Кто Любит тебя. Недостойно, Константин; ибо – не раб ты, но Равный Богу Сын Его, подобный Ему; и часть великой Души Его, и часть Великого Его Сердца!

… Вот – Бог, мальчик мой; и вот – Ты, Сын, подобный Ему. Ты прочел писания иудейские. Скажи, мальчик: какой Бог ближе к сердцу твоему?

Задумчив был Константин, и не торопился с ответом, и глядел вдаль горящим взором блестящих глаз своих. Но молвил наконец прекрасный отрок:

– Ты взволновал меня, мудрый Викентий. Твоего Бога хочется любить. Хочется сделать что-то хорошее Богу твоему. Мне хочется твоего Бога, учитель…

– Ты не знаешь Его, мальчик. Я сказал тебе лишь первое слово, но впереди – много еще слов. Осмысли то, что я сказал тебе; и пусть светлый разум твой передаст это твоему сердцу!

 

Тихи вечера, и безветренны, и лишь многотысячный хор цикад наполняет надвигающуюся тьму неустанным пением своим. …Но дунуло вдруг, и повеяло свежестью, и небо просветлело на короткий миг, и хор неунывный прервался на высокой руладе, и безмолвие упало на мир! Мгновение – и вновь запели цикады, дружно и разом, в вечерней мгле... Было ли это, или лишь показалось мне, ибо разладилось что-то в старых и изношенных органах моих? Взглянул я – робко и вопрошающе смотрит на меня Константин. Улыбнулся я, и сказал:

– Все в порядке, мальчик мой. Все хорошо...



* * *


Галлия, год сто шестьдесят

четвертый от Рождества Христова

 

Александр Лошадник, префект Аквитании, пребывал в прекрасном расположении духа. Жена Евмелия, в пятый раз уже разрешившаяся от беременности, наконец-то подарила префекту долгожданного сына и наследника. По этому поводу на городских площадях был уже разбросан мешок медных и серебряных монет для нищих, и содержимое шестнадцати огромных бочек из винных погребов Александра перекочевало в желудки горожан. Каждый из воинов двухтысячного гарнизона получил в счастливый день по десять динариев лично от Александра, который мог позволить себе подобную щедрость: во всей Галлии не нашлось бы и пяти человек, способных тягаться с Александром в богатстве своём.

Доволен был Александр, и добр, и весел сегодня, потому и суд его сегодня был быстр и милостив. Пойманному накануне вору натёрли уд и промежность кайенским перцем и отпустили. Два свободных земледельца пришли за справедливостью: один со слезами утверждал, что купленная воловья туша оказалась протухшей, а продавец не хочет возвращать деньги. Продавец так же со слезами клялся, что продал свежее мясо, а протухло оно уже потом. Александр не стал вникать в подробности и в широком жесте приказал отдать обиженному живого вола с собственного Александрова подворья; за компанию и продавцу подарил петуха. «Славьте Антония, сына Александра!» – крикнул вслед довольным жалобщикам. Следующим объектом оказался крупный, высокий старик – довольно чистый и ухоженный, с орлиным носом и нависшим над глазницами лбом.

– Вдова воина Мара Эления свидетельствует, что сей Поликарп, из свободных граждан, проходя мимо, силою вырвал из рук у неё кувшин со сметаною, который разбил у ног её; и поносил её обидными словами. Об этом же свидетельствуют Лика и Марина, из дома грека Киприана, стоявшие со вдовою», – монотонно зачитывал секретарь. Старик смотрел угрюмо и злобно из-под насупленных бровей.

– Зачем же обидел ты бедную женщину? ...А!!! Ты, верно, был пьян. – догадался Александр. – Вчера все пили за здоровье сына моего… Налейте ему еще вина и отпустите с миром.

– Ты сам пьян, грязный грешник. – вдруг неожиданно молодо зазвучал голос старика.

– Что... Что с ним?! Он сошел с ума? ...Эй, старик, ты знаешь, с кем говоришь?! Ну-ка, объясните ему...

– На колени перед префектом Аквитании и Почётным Консулом Римским!!! – один из воинов сильно ударил старика в спину мечом, повернутым плашмя. Старик упал, ударившись об пол лицом и, вероятно, разбив его; затем медленно подогнул колени и остался стоять на четвереньках, опустив голову вниз.

– Ты, видно, не протрезвел еще и не понимаешь, что говоришь... – раздражение угасало в Александре, благодушие опять взяло верх. – Расскажи мне, может, обидела тебя вдова, что лишил ты ее сметаны ее?

– Божьей тварью произведено и лишь угодным Богу вкушать сие! – заговорил старик. – Но не развратным женам, насурьмившим брови свои и смехом своим смущающим, и завлекающим в сети свои на радость Диаволу! – голова старца медленно поднималась, и голос крепчал и возвышался; и вот уже смотрел он прямо в глаза Александру – смело и жестко, с презрением и ненавистью.

– А-а... – протянул префект. – Из этих... Ясно. Скажи, христианин, кому сделала плохо женщина эта, если смеялась с подругами своими?

– Не смеяться погрязшим в грехе, но денно и нощно молиться о спасении души своей!!! Грядет Господь, и скоро пришествие Его, и беспощаден огненный меч Его!!! Оглянись, несчастный – ад за спиною твоей!!!

Александр машинально начал было оборачиваться, но спохватился:

– Тьфу, морока... – сплюнул он на пол. Из глубин души вновь поднималось раздражение. – Откуда столько ненависти в тебе, старик? Откуда в вас всех столько ненависти? Откуда злобы столько, что весь мир готовы растерзать вы, если б дать силу вам? Вы все время говорите о любви, но люди видят от вас только ненависть и злобу! Злобу и ненависть! Как не лопнете вы от злости своей?

– Любовь моя к Господу нашему Иисусу Христу, и к тем, кто стал телом Его, умерев вместе с Ним, и с Ним вместе воскреснув для новой жизни, но не для этого мира, погрязшего в грехе! Кто друг миру – тот враг Христу! Кто друг миру – тот враг мне, и проклятие ему, и казнь Божья, и вечный пламень, и вечные муки! Ты, ничтожный глупец, думаешь, что я стою пред тобою на коленях? Не встал я на колени, но воин твой низринул меня! Лишь перед Господом встану я на колени, и лишь Ему я раб, но не тебе! Казни меня – я плюю на тебя, и на весь род твой, и на всех потомков твоих до седьмого колена! Проклятие всем им! Казни меня – с радостью и восторгом приму я муки и смерть за Господа Иисуса Христа и Истину Божью!!!

– Ошибаешься. Ты не примешь мучения за Иисуса Христа. Ты примешь сто плетей за оскорбление женщины; и грубость и неповиновение к представителю имперской власти. Сто плетей. Уберите эту мразь.

– Это – смерть, Всадник, старик не выдержит сто плетей – шепнул секретарь.

– Я сказал. Прочь с глаз моих!!! – щека Александра нервно дёргалась. Настроение было безнадежно испорчено...


Оглавление

2. Глава 1
3. Глава 2
4. Глава 3

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.04: Альфия Шамсутдинова. Дайте мне тишину! (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего ЮМани-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!