HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 г.

Ифсамис

Ересь

Обсудить

Роман

                                                                                                                             Посвящается сыну

 

 

Данное х у д о ж е с т в е н н о е произведение повествует о другом мире, скажем, параллельном. В котором ВСЁ другое, в том числе и Бог, и история. Посему всяческие обвинения в оскорблении всевозможных церквей и религиозных чувств верующих автор с негодованием отвергает.

Опубликовано редактором: , 18.12.2007
Оглавление

6. Глава 5
7. Глава 6
8. Глава 7

Глава 6


– Ты знаешь, Учитель…– сказал Константин. Ты знаешь, мудрый Учитель, в последнее время – будто другими глазами смотрю на мир я! И удивляюсь я: как же раньше не видел я того, что очевидно? Ведь все – перед глазами; и во всем нахожу я подтверждение словам твоим... Во всем, учитель! И что бы ни происходило рядом со мною, куда бы ни обращал я взор свой – обязательно вспомню слова твои; и вновь удивлюсь: как очевидно все, и просто! ... А сейчас, когда я шел к тебе – покинул я интересный спор. Патриции собрались у отца моего; и знаешь, о чем говорят они? Они говорят: "Свободный работник, нанятый за плату, делает втрое больше и лучше, нежели раб. И чем кормить раба, и содержать его, выгоднее плату отдать свободному работнику". И вновь вспомнил я слова твои о том, что путь – важнее цели, и подумал: вот люди эти думают о выгоде своей, и лишь в выгоде своей цель их; но если освободят раба они во исполнение цели своей, то сделают благое в Любви, даже и не подозревая об этом!

Весел был Константин, и энергичен, и задором сверкали глаза его. И возлегли мы на ложа свои, и омыли руки, и вкусили щедрых даров Нептуна. И принесли фрукты, и вечер благоухал тысячей ароматов, и была беседа.

 

 

Беседа шестая 

 

– Я подумал, учитель: бывает, сделают люди благое в Любви, и не подозревают об этом. И какая разница, какова была цель их? И подумал я, учитель: Любовь сама находит пути себе в этом мире! – сказал Константин.

– Ты прав, мальчик – бывает и так. Бывает и так, но я скажу тебе: в этом мире – Любовь НИЧТО без человека. Ибо лишь человек делает; но делает либо в Любви, либо заграждая путь ей. Порой граница – зыбка и незаметна; порой походя сделает человек против Любви, хотя с легкостью и без труда мог бы достичь суетных целей своих и без этого. И это есть – бездумность; и лень Разума это есть, и Разума сон... Скажу я тебе: в этом мире – нет ничего сильнее Разума человеческого, и Разум человеческий строит мир этот. Свободен Разум – и любыми путями придет он к Любви, и неизбежно это. Но если Догма властвует в нем – никакие резоны не способны бороться с нею, пока не сломает человек Догму в проявлении Божественной сущности его! О рабах сказал ты... Гость отца твоего свободен в этом, и волен он судить: "выгодно, не выгодно…" И волен он – иметь раба, или не иметь... Но вот – тяжелый гвоздь вбит в разум иудейский многие века, ЗАКОНОМ вбит он; и написано в писаниях их: "Корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба." И написано: "Ярмо и ремень – для вола, а для лукавого раба – узы и раны." И уверен он: Б о г о м определено такое положение вещей; и ему ли менять его, если он и есть – р а б Б о ж и й?!! И в силах разве он изменить что-либо, если принял, и примирился, и приучен, что Божье дело в этом мире – власть?

..."Все в руках Божьих», говорят они... Рабы, нищие духом и ленивые разумом своим!!! На Бога переложили они ответственность за мир этот, лишь бы не напрягать себя трудом, и промысла Сына Божьего не принять на плечи свои! И Диавола выдумали с демонами его, лишь бы не принять ответственности за мир свой! Ничтожества, заблудшие в слепоте своей; рабы слабости и рабы лжи! "Все в руках Божьих", говорят они. Ложь, мальчик мой. И я говорю тебе: все в руках твоих, ибо это – т в о й мир!!! И я повторяю тебе, мальчик: не унизит Бог тебя вмешательством своим, ибо безгранично верит в тебя. И Путь твой – Надежда Его; и тысячу раз обманешь ты надежду Его – но не умалится вера Его в тебя; ибо ты не знаешь себя, но Бог Знает тебя. И Вера Его – образец есть для веры твоей в свою силу; ибо разве ты не Подобный Ему Сын Его? И я говорю тебе, мальчик: все в руках твоих! И я говорю тебе: тысячу раз разочаруешься, и тысячу раз ошибёшься ты, но не позволь унынию утвердиться в душе твоей, и тысячу раз начни сначала. И будет так и в большом, и в малом – и не избегнуть тебе успеха, и не избегнуть тебе гордости победителя!

Будет в жизни этой, и несчастье обрушится на тебя, и горе черными стенами встанет округ души твоей; и не будет радости в днях твоих, но лишь одна печаль. И в муках будет на части разрываться душа твоя; но знай: ты пройдешь и через это, и ты – победишь. Ибо нет ничего под этим небом, что было бы способно превозмочь несокрушимую Силу твою, равную Силе Отца твоего, Бога твоего. Нелегок Путь человеческий, и ни одному не пропорхать птичкой беззаботною, не зная печали, до конца дней своих, если блага хочет Пути своему. Нелегок труд твой, но достойным будет отдых. Будут беды, и печали, и страдания – но все пройдет, и окончишь ты Шаг свой. И в усталости упадёшь на грудь Отца твоего, и обнимет Он тебя, и коснется губами чела твоего, и всю Великую Любовь Его изольет на тебя, Сына своего, и вмиг отступят страданья твои. И как ребёнок забывает боль свою на руках у матери своей, так и ты успокоишься в объятиях Бога твоего; и сколько бы ни было горестей в жизни твоей – все померкнет в объятиях Любящего Отца твоего. Увидишь, что рядом те, кого терял ты в жизни этой, о ком скорбел и плакал ты; осознаешь себя и Бога своего; поймешь величие Пути своего и всю радость Пути своего поймешь ты; и успокоишься. И это – неизбежно, и ничто не заградит этого от тебя, ибо из этой жизни – лишь один путь у тебя. В Бога! И это – неизбежно; но не торопи гарантированого, мальчик мой!!! Будет черный день, и скажешь ты: "Не хочу жить я; и нет больше сил у меня, чтобы жить!" И скажешь ты: "Прерву я жизнь свою, ибо в тягость мне она; и не в силах я вынести все беды мои!"

... Ты слаб, Человек? Ты сдался, Человек? Ты сдался, Исполин Могучий, Равный Богу в Силе Его? Ты сдался...

Что-ж, пусть так; никто не судит тебя. Лишь ты один – властелин жизни своей; и свободен ты в Выборе своем... Но подожди лишь один день, лишь один – единственный день! Ведь ты уже решил; и какая разница тебе – сегодня, или завтра? И что может испугать тебя в этот день, если уже решил ты?!! Разве новые беды, новые страдания? Разве позор и бесчестие? Разве злые люди – заблудшие в слепоте братья твои? Глупцы; они не знают, что ты уже решил; и более нет ничего страшного для тебя в этом мире, ибо ты уже занёс ногу свою за пределы его... Лишь один день, Человек!!! ...И пройдет день, и пройдет ночь, и наступит новый день. Но куда спешить тебе? Ведь ты уже решил; и какая разница тебе – сегодня, или завтра? И что мешает тебе подождать один день – всего только один день? …И еще день пройдёт, и еще... И пройдут дни; и пройдёт – время. И увидишь ты вдруг: Сила твоя победила слабость твою!!! Не знаешь ты Силы своей; не понимаешь ты всей Силы твоей; и не говори, что нет у тебя сил. Т ы л ж ё ш ь!!! Увидишь ты: Сила твоя победила слабость твою: и померкли беды твои, и все – прошло, и нашёлся выход из безвыходного; и с виноватой улыбкой вспомнишь ты слабость свою, и скажешь: «Нелёгок путь мой, но я – сильнее, ибо во мне – Сила Бога моего!» Иди, мальчик, падай – и поднимайся, и опять иди; и до конца идти тебе! И сделаешь Шаг свой, и вернёшься в Бога своего, и Осознаешь, и вспомнишь – что доброй волею своей выбрал ты Путь этот. И огорчение постигнет тебя, если не смог ты в слабости своей до конца испить чашу эту. И Бог твой огорчится вместе с тобой; и стыдно будет тебе за огорчение Его, ибо разве не ты – Надежда Его, всесильный Сын Его? И знай, мальчик мой: как бы ни были тяжелы ошибки твои, как бы ни были чудовищны ошибки твои – никогда не поздно обратиться тебе к Любви, на благо это тебе и Пути твоему. Пока ты в этой жизни – всё в руках твоих! Непоправимы ошибки твои и необратимо содеянное? Не избежать тебе суда своего. Но пока ты в этой жизни, ты можешь смягчить его; так смягчи же его!!! Меньше страданий примет за тебя Отец твой, меньше страданий испытает Совесть твоя; и быстрее излечишь ты душу свою, прежде чем решишься на новый Шаг. И знай, мальчик мой: нет неизгладимого, и неискупаемого нет! Ты неуничтожим, ибо вечен Бог, и ты вечен в Боге своем. Все загладишь, и все искупишь в бесконечности Пути твоего. Бескрайнее впереди; и как бы ни было – все равно придешь ты к Любви. Муки испытаешь за ошибки свои, но пройдёт и это, и очистишься, и воспрянешь, и выполнишь дело своё! И не избегнуть тебе – придёшь к радости, и к счастью, и в гордости великой петь будет душа твоя.

…Но посмотри, мальчик: вот раскалённые уголья источают жар; возьмешь в руку свою, и сожмёшь в кулаке, и ранишь руку свою, и боль и мучение испытаешь от ожога. Но разве не заживают раны и не проходит боль? Так возьми же жар в руку свою, Константин – что тебе с этого? Ведь все равно все пройдёт, и заживёт рана твоя!

«Нет», – скажешь ты. «Разве я болен разумом своим? Ради чего страдать мне от ран, если можно обойтись без них? Зачем ждать окончания боли, когда можно избежать ее? Разве глупец я, чтобы просто так, от скуки, жечь пламенем руку свою?» И я скажу тебе, мальчик мой: зачем же уповать на искупление ошибки своей, когда можно не делать против Любви?!! Ведь не составляет это никакого труда… Разве глуп ты; разве болен ты разумом своим?

Не я взываю к тебе, но Бог твой в заботе о тебе взывает устами моими: открой Любовь в себе! Всему – своё назначение; и разве пристало льву высиживать яйца? Разве пристало птице небесной ползать, аки гаду ползучему? Разве пристало Подобному Богу Сыну Божьему делать против Любви? ...Все усложнит себе человек в слепоте своей, если не откроет Любовь в себе. Все усложнит он; и сделает из нити – запутанный клубок! Но с Любовью – все просто могучему Сыну Божьему, и нет преград Силе его. Добро и Зло враждуют в душе его, но меркнет перед Любовью противоречие их, и теряет смысл оно, когда через Любовь смотрит человек на Путь свой! И нет для него худого, и греха нет… Вот скажи мне, Константин. Допустим… … зависть. Зависть, это есть – зло?

– Зависть?.. Да, учитель. Зависть – есть зло.

– Да, мальчик мой... …Вот человек смотрит на соседа своего и видит: дом его – полная чаша, тучен скот его и колосист хлеб его, и радость – в семье его. И думает человек: «У меня – всё хуже, и лишён я блага, какое имеет сосед мой!» И поселится зависть в душе его. И озлобится он, и огнём сожжёт ниву соседа – и лишится хлеба сосед его; и отравит он скот соседа – и в болезнях падёт скот соседа его; и сплетни распустит он о жене соседа – и лишится радости дом соседа его. И скажет человек: «Вот теперь – некому завидовать мне, ибо у соседа моего – н е л у ч ш е, чем у меня!» Против Любви сделал он, и зло породила зависть его. Но вот – другой человек. В благе живет сосед его, и поселилась зависть в душе человека этого. Но сел он, и думал, и искал пути, и – разве не обрящет ищущий? Разумом своим создал он благо себе, как у соседа его! И сказал человек: «Вот теперь – некому завидовать мне, ибо у меня – н е х у ж е, чем у соседа моего!» Скажи, мальчик: что злого видишь ты в зависти его? Может быть, ты скажешь, что о двух разных завистях рассказал я тебе? Нет, мальчик мой. Зависть – она зависть и есть; и одна зависть была у человеков этих. Но один – забыл о Любви; у другого же и то, что злом назвал ты, под сенью Любви обратилось благом. И что плохого может изойти от Человека, если не сделает он против Любви?

И любое чувство, любой порыв души человеческой не породит зла, если Любовь на троне в душе этой. И любое чувство, любой порыв души человеческой нельзя вырвать из сложного переплетения всех сторон сущности человеческой, и судить отдельно, и сказать: «Зло есть это», или «это есть добро». Вынь кирпич из стены дворца, и покажи мудрейшему из мудрых, и пусть скажет он, глядя на один-единственный кирпич: красив ли дворец этот? Велик ли дворец этот? Ничего не скажет он тебе, Константин! Но человек – много сложнее дворца, мальчик мой. Человек – есть сложнейшее и величайшее, ибо подобен Богу своему! Не спеши судить брата своего; подумай: разве ты знаешь его?! Наивный; хоть всю жизнь проживи бок о бок с человеком, не постигнешь его до конца! Ты даже и себя не знаешь, тебе ли судить о брате своем?

Ошибаешься ты, если думаешь, что знаешь себя. Лишь в этой жизни видишь ты себя – мгновенного, но Настоящий Ты – сокрыт от тебя; и лишь вернувшись в Бога своего осознаешь ты себя. И будет в этой жизни – вдруг необъяснимо и неожиданно проявится в тебе нечто, ранее не ведомое и незнакомое, и в удивлении округлишь ты глаза свои, и вопросишь в недоумении: «Откуда это во мне?!» И не постигнешь, и не ответишь, что это: проблеск ли Свободного Разума твоего, неосознанная ли вспышка богоподобной Силы твоей, или невольный, случайный прорыв великого опыта Тебя Настоящего? И скажу я тебе, мальчик мой: выбери любое из трех, или все вместе выбери – не многим ошибёшься, ибо – взаимосвязано, и все это – в тебе; но не постичь тебе, и не осмыслить себя, пока не вернешься в Бога своего. И будет в жизни этой, когда тридцать резонов, и ещё три, скажут тебе: «шагни вправо». И занесёшь ты ногу свою, но замешкаешься вдруг, и влево сделаешь шаг ногою своей! И удивишься, и спросишь: «Почему я сделал это? Ведь против логики был шаг этот; и все знания мои указывали не влево, но – направо!» И пройдёт время, и еще более удивишься ты, когда узнаешь, что верно сделал ты – ибо есть тридцать четвертый резон, затмевающий тридцать три. Но не догадывался ты, и не знал о нём, когда делал; и вопросишь ты: «Что направило меня? Небо?.. Боги?.. Провидение?..» Я скажу тебе, юноша: это малая искорка Тебя Настоящего просочилась в жизнь эту. Ты Настоящий – знающий Бога и знающий себя – дремлешь, пока течёт жизнь эта; спит память твоя, вобравшая всё трудомыслие и весь опыт всех жизней твоих; но пробудишься – вернувшись в Бога своего. Лишь малая частичка твоя бодрствует в этой жизни; и это во исполнение Пути твоего. Ибо не ищет видящий, но берет, что видит; а твой Путь – Поиск есть! И ищешь ты, и Бог совершенствуется через Поиск твой, и ты – совершенствуешься в Боге своём... И свершается Путь, и свершается Время, и передаётся от отцов – детям; и завтра малая частичка тебя в этом мире будет сильнее всего тебя, каков сегодня в Боге ты! Лишь трудись разумом своим, береги свободу его; не останавливайся, споткнувшись о Догму; и не делай противного сущности своей! Не делай – против Любви. Ищи решение Добра и Зла, и мысли, и постигай; постигай мир свой, и себя постигай, и брата своего, но помни – не постичь до конца; и не суди того, что непостижимо!

Возлюби брата твоего приняв таким, каков есть он. Нет совершенства, несовершенен даже Бог твой, и ты несовершенен – так не требуй же совершенства от брата своего!!! Ты увидел Бога в себе, и Любовь открыл в себе? Так поделись с братом своим! Опечалься, узрев заблуждение брата твоего, ведь и Бог печалится о нём; а ты – не подобный ли Богу Сын Его? Опечалься, и помоги брату своему, ибо Бог – не может ему помочь: честен Бог и свято блюдет Свободу Выбора человеческого. Но ты – не связан в своей Любви; и через общение с братьями твоими пришел ты в мир этот решать предназначение свое; так помоги же брату твоему, который – слаб!

...В темноте заблудился брат твой, и горе и страдание несёт он людям делами своими? Значит, рано ему в о 6 щ е н и и вершить Путь свой: пусть разберется сначала в самом себе. Огради людей от дел его!!! ...Но – не суди. Что есть пчелиный укус идущему на эшафот? Что есть твой суд для брата твоего, если е г о суд ждёт его в Осознании его? Не сотрясай воздух; не сделаешь блага, но втрое большее зло породишь, если позволишь гневу верх взять в душе твоей.

Вот – алжирская болезнь, когда тело покрывается язвами; и заразится тот, кто коснётся больного, или обмоется с ним в одних водах. Опасение здоровым; и обяжут его звонить в колокольчик, и повязать голову красным, коли пойдет куда – чтобы сторонились его; и не пустят его в города; но разве судят его, проклинают? Разве накажут его? Помни: б о л е н заблудший брат твой, забывший о Любви. Но ты – с Любовью? Не наказать тебе брата твоего, ибо он сам накажет себя; но – помочь. В силах ты? Открой глаза заблудшего брата своего, помоги ему в этой жизни осознать заблуждение его – пусть успеет смягчить он суд свой! И помни: Разуму – не навяжешь мечом; но лишь с Любовью достучишься до всякого сердца.

И не в махании мечом истинная сила – но в помощи слабому. Вот гладиатор, первый среди бойцов; но чем гордится он? Тем, что одним ударом может убить брата своего? Но и сорвавшийся с горы камень, лишенный разума, может убить даже буйвола. Гордится он силою тела своего? Но человек – есть Разум; и это тело – лишь временное пристанище его! И чем бы гордился он, если бы не это тело было избрано для человека в этом мире, но тело навозной мухи? Тем, что проворнее других пожирает он дерьмо?..

Бог твой – есть Великий Разум; и ты – есть подобный Ему Разум бестелесный; а тело твое – лишь инструмент для промысла твоего в этом мире, что создан из тверди. Помни о теле своем, заботься о здоровье его и красоте его – ибо это есть дом твой в этом мире. Разве глупый скот ты, которому приятно жить в хлеву? Но помни: не в теле доблесть твоя, а в разуме. Не в теле Сила твоя, но – в Разуме! Можешь иметь красивый дом? Не отказывайся, ибо – глупо... Но не печалься, если лишён ты добротного тела или немощен в болезнях своих. Не печалься, ибо – бескрайнее впереди; и много будет тел у тебя. Но беспокойся, если ленив ты и немощен разумом своим! Помни: Сила твоя – в разуме, и без разума нет тебе успеха. Богу твоему не нужно тела, и не нужно рук, чтобы в сущее воплотить мысль свою. Но лишь захочет Он – и явью станет мысль Его, и одним лишь словом создаст, что пожелает! И ты – равен Богу в силе своей, юноша. Открой лишь ее, и захочешь – и Луна остановит бег свой по небу! Восхощешь успеха – и не избегнуть тебе его; открой лишь Бога в себе! Пусть Любовь твоя будет не меньше, чем Любовь Отца твоего; пусть Вера твоя будет не меньше; и вот – уже нет преград для Силы твоей! Мысль твоя – лёгкое дуновение; но соедини с Верою ее – и это есть Сила великая! Соедини с Верою – и мыслью сотворишь, что ни пожелаешь. Хочешь, чтобы стена рухнула от удара твоего? Верь непоколебимо, что рухнет она, и будет так. Но лишь чуть-чуть дрогнешь верою своей, и в кровь разобьешь ты руку свою. Восхощешь успеха – не избегнуть тебе его, лишь верь в силу свою; верь – непоколебимо, как Отец твой Верит! Но склонишься перед неудачею, и согнешься от беды, и слабость пустишь в сердце свое – и не одна беда, но десятки бед выстроятся к тебе чередою. По вере своей получишь ты, мальчик мой. Помни, что ты – Равный Богу Сын Его, и нет для тебя недоступного! Знай: кроме Бога – нет ничего, что силою своей могло бы сравниться с тобой, ибо – от Бога Сила твоя.

Но молод человек в этом мире, и лишь начинает постигать он Силу свою. И творит – беспорядочно, и не осознавая; и породит безобразное разумом своим, и скажет: «Диавол показал лице свое.» И породит необычайное разумом своим, и скажет: «Бог явил чудо!» И невдомек ему, что сам творит он, ибо подобен Отцу своему; и своих же творений трепещет он в неведении своем! Некого трепетать тебе, мальчик мой – помни об этом. Нечего трепетать тебе, ибо что способно причинить тебе вред? Ведь Б О Г В Т Е Б Е!!! Пусть предстанет перед тобою ужасное, и рогатое, и огнедышащее, и сотрясающее громом твердь земную, и зарычит, и закричит громким голосом: «Я – Диавол есть!!! Убойся меня!!!» Рассмейся в наивное рыло ему, и ответь: «Нет ничего, достойного внимания моего, кроме Бога и Человека; а ты – порождение глупцов, объятых страхом в глупости своей. Что орёшь ты, зловонный козлище? Пади ниц перед Равным Богу; будешь ковриком, о который вытираю я сандалии свои!» Пусть предстанет перед тобою прекрасное, и белокрылое, источающее сияние; и засверкает очами, и скажет: «Я есть Ангел Господень! Прогневил ты Господа своего, и я принес кару тебе!» Рассмейся в сияющее лице его, и ответь: «Нет у меня господина, но есть Отец Любящий, который не знает гнева и не карает, ибо Любит меня; а ты – порождение глупцов, объятых страхом в глупости своей. Что лжёшь ты, смазливая кукла? Пади ниц перед Равным Богу; ощипаю я крылья твои и набью подушки свои!» …Но поверишь, и пустишь страх в душу свою – и получишь по вере своей.

Беда – порождение страха, мальчик мой. Но откроешь Бога в себе – и нет для тебя страха! Откроешь в себе Любовь – и нет греха для тебя, и запрета нет! В красоте обустраивай мир свой, и в радости живи, и в веселии; пусть яркими будут одежды твои и радуют глаз, и пусть улыбка привычна будет на лице твоем. Придет горе – стой, и не сгибайся. Захочешь плакать – плачь, и не стыдись слёз своих; и знай – еще сильнее станешь от искренних слёз! Не откажи в удовольствии ни телу своему, ни душе своей – но не делай против Любви; и не причини боли. Радость дай близким твоим, и дальним дай радость – и втрое больше получишь радости от того, что дал им! Трудись, ищи, твори без преград, ибо ты – Творец и Сын Творца, подобный Ему; и лишь Любви твоей судить о творении твоем в Свободном Выборе Свободного Разума твоего! Сто путей открой себе, но не печалься о недоступном, ибо – бескрайнее впереди; и нет ничего, что не предстояло бы испытать тебе в бесконечности дороги твоей. Но знай: постигнешь Силу свою – не будет для тебя недоступного! И не бойся ничего – ибо любые горести твои с лихвой окупятся радостью, и любые ошибки искупишь и очистишься; и неизбежна – победа твоя; и неотделим ты от Бога – а Бог есть Счастье; и нет для тебя неудачи в бесконечности Пути твоего, и смерти нет для тебя!!!

– Прекрасно это, учитель... И радует, и наполняет силой... О смерти думал я. Прости, учитель, но думал я: никто не вернулся после смерти, никто не подтвердил; и как можно знать наверняка? Не обижайся, учитель, но ты ведь сам говорил, что сомнение – благо есть для Свободного Разума…

– Много истин было у людей, и много богов. Но не было ни одной истины, и нет, чтобы лишь этим миром ограничивала жизнь человеческую. Что это, мальчик? Разве в страхе перед смертью отвергает смерть человек? Нет, Константин; горд человек и презирает страх... Но посмотри в себя – не увидишь ли ты ответа? Доказательства нужны тебе? Не ищи их, озираясь вокруг. Но посмотри в с а м о г о с е б я – не найдёшь ли ты в себе доказательств? И кому поверишь ты более, нежели чем самому себе?!! ...Много тварей живых на земле, но лишь один человек знает, что однажды он умрет. Лишь одному человеку известно это; лишь он один с ранних лет, с младых ногтей своих понимает, что окончится для него жизнь эта; и неизбежно это. Но разве испытывает он уныние от этого? Разве ходит в печали, ожидая смерть свою? Случится, сядет, и подумает: «Зачем жить, и зачем – стремиться к чему-то? Ведь всё равно – умирать, и один конец!» Подумает так, и усмехнется, и встанет, и пойдёт делать дела свои, отмахнувшись от мысли этой! И спокоен он, и живет в заботах; и даже на смертном одре, предчувствуя скорую смерть, не оставляет забот своих! Ибо в самой глубине души своей, самыми глубокими и сокрытыми чувствами своими чувствует: нет смерти для него! Может он говорить: «Тьма после смерти, и нет ничего; и вот – зарезали овна ножом, и съели мясо его, и ничего не осталось после него! Так и человек: умрет, и ничего не останется; и нет ни души, ни духа; и смерть есть – конец!» Так может говорить он другим, бахвалясь бесшабашностью своей; но в самой глубине души своей, там, где полностью честен он перед самим собою – не верит этому, ибо чувствует: нет смерти для него!!! С закрытыми глазами приходит человек в мир этот, но это чувство – оставлено ему, ибо не смог бы он вершить промысел свой в унынии перед смертью. И это – глубинное; и много в тебе глубинного, которое есть – нить, связывающая тебя в этой жизни с Тобой Настоящим, Знающим и Помнящим. И нащупаешь нить эту, и научишься слышать глубинное – и сто– кратно усилишь веру свою; и обретёшь Веру свою! Не знание, мальчик мой, ибо не ищет знающий; но – Веру. А обретя Веру – постигнешь Силу свою, ибо с Верой и сама мысль твоя обратится в Силу Великую! Не заглуши глубинного в себе чувствами кричащими: гневом, и злостью, и раздражением. Испытай их, и познай, но познав – отринь. И чистым будет Разум твой – и услышишь глубинное; но лишь Любовью очистишь ты Разум свой! И все – просто; и вновь – всё сходится в Любви. И в десятый раз говорю я тебе: Открой Любовь в себе!!! Откроешь Любовь – и не избегнуть тебе успеха. Но сделаешь против любви – и умалится Сила твоя; забудешь о Любви – и слаб станешь, аки травинка малая! За злостью, за гневом, за насилием прятать будешь слабость свою – но подобен будешь волу, бьющемуся в судорогах; видел ли ты умирающего в судорогах вола? Сильно бьет он ногами своими, но все – по воздуху; и как бы ни бился он – не встать ему на ноги, ибо – слаб! И разве напугаешь ты сильного громким криком своим и брызганием слюною? Как склонившийся в безветрие лист поникнешь ты под спокойным взором его. От бессилия гнев твой!!! И убьешь в гневе, и скажешь: "Я сильнее его, ибо уничтожил его!" Слепец; не возвысился ты, но пал перед ним. И соединившись с ним в Боге, получишь ты от него то, чего нет обиднее для Гордого Сына Божьего. Жалость получишь ты. Жалость к слабому неудачнику!!!

…Будь силён, мальчик мой. Будь силен, как Отец твой силен! Но не спутай истинной силы с агрессивностью ничтожеств. Хочешь, чтобы боялись тебя и трепетали братья твои? Значит – время тебе озаботиться и обеспокоиться; значит – слаб ты и немощен в бессилии своем, если хочешь этого! Смотри, не напугай сам себя; даже и великие цари, наводившие ужас жестокостью своей, кончали жизнь свою трясущимися ничтожествами, боящимися собственной тени! И как думаешь ты: что ждало их в Осознании их?.. Обеспокойся; и подумай: не разыскать ли тебе Любовь в душе своей, не дать ли ей волю? Открой Любовь; и дай ей трон, и дай ей трибуну, и тихий шёпот Любви слушай, но не громкие вопли гнева, и злобы, и ненависти! Нет другого пути к Силе, мальчик мой, а в слабости – не решить тебе предназначения своего; и печаль великую, и слезы поражения примешь ты в Осознании своём. Не знаешь ты обиды на самого себя; поверь, мальчик – нет боли сильнее для души твоей! Не стремись же к боли; или глуп ты разумом своим?!! …Не стремись к боли, но не закрой для волнения души своей; знай: кто не плакал в дни свои – зря пришёл в мир этот…

Есть каждодневный Выбор твой; и каждый миг выбираешь ты: куда ступить ногою своей, и как сказать, и что сделать. Не держи Любовь в карманах пояса своего, чтобы не пришлось искать тебе; но в раскрытой ладони держи перед глазами твоими. И десять раз на дню, и двадцать раз и злость, и досада, и раздражение попросят: "Открой нам! Дай нам власть!" Не нужно труда тебе, чтобы отринуть. И не говори, что так велика неправота братьев твоих, что нет сил твоих сдержать гнев твой. Ты лжёшь!!! Не нужно труда тебе – в один миг справишься с этим, и скажешь: " О, мир! Как ты назойлив... Тебе ли поколебать Равного Богу? Не больше шансов у тебя, чем у пукнувшей мыши!" ...Вот – могучий лев греется на солнце, и назойливая муха не отстанет от него, и не успокоится в настырности своей. Но лишь лениво подёргивает ухом сильное животное. И разве вскакивает он, и бегает за мухой, сотрясая окрестности оглушительным рыком своим? Мух – тьмы; и лишь напрасно растратил бы он силу свою, но не избавил бы от них саванны своей. Ты – несоизмеримо больше льва, ибо Равный Богу Сын Его; и сила горной лавины – ничто перед Силой твоей!!! Тебе ли рыком рыкать на сонм назойливых мух, имя которому – суета?!! Оставь Д Л Я С Е Б Я рык свой; пригодится тебе, ибо будет час – когда самого себя предстоит победить тебе для блага Пути твоего, вот когда понадобится тебе ярость твоя! ...В суете же – помни, что каждым словом, каждим жестом, каждым малым поступком своим ты созидаешь мир этот, созидаешь братьев твоих, самого себя созидаешь, и Бога твоего созидаешь ты... Раздражает тебя брат твой, ибо мыслит не так, как ты? Очнись, ты не прав! Свободен Разум его, как и твой Разум; и нет права у тебя на Последнюю Истину, ибо и Последней Истины нет – вечен Бог и вечен ты в Боге своем! Но если видишь, что о Любви забыл брат твой – не отвернись, и не пройди мимо: кто поможет ему в заблуждении его, если не ты? Не озлобляйся, ибо злоба – слабость твоя, и не приимет брат твой слова, сказанного в слабости. Ибо в себе самом – более всего презирает слабость брат твой; и не поставит слабости рядом с правдой в Разуме своем! С Любовью скажи ему, с Любовью и тревогой за него; ибо и Бог твой – в Любви и тревоге за Человека, а ты – не Подобный ли Ему Сын Его? Неизбежно примет брат твой слово твоё к сердцу; если слово твоё – в Любви. Пусть не признается он, ибо горд, как и сам ты горд, мальчик мой; но примет – неизбежно, и не будет обиды в душе его, если в Любви слово твоё! Делай – как Бог, мальчик мой; будь – как Бог в Выборе своем; как Бог смотри на братьев своих и как Бог люби их. Ибо Бог – в тебе, и ты – часть Его, и Подобен, и Равен, и Любимый Сын Его, и Надежда Его, и Вера!

 

…Малый круг мягкого мерцающего света от потрескивающих масляных светильников – вот наш с Константином мир на эти часы; и мы в центре мира сего – слушающий и говорящий. Говорящий – размеренно и неторопливо, и взвешивающий каждое слово, каждую интонацию; слушающий – жадно и напряженно, с блеском в глазах и сложной смесью чувств на юном открытом лице, выражающем то восторг – то озабоченность; то задумчивость – то радость... За кругом света – тьма. И кажется мне: пустота и безмолвие за этим кругом, и нет ничего, и само время остановилось за кругом этим... Слушай, тьма: придёт час, взойдёт Солнце. ...Кто сказал?

Я . ГОСПОДЬ . Равный Богу Сын Божий.



* * *


Каппадокия, год двести девяносто

седьмой от Рождества Христова.

 

Мисаил был насуплен и хмур, глаза его метали молнии из-под сведенных к переносице бровей. Молча возвышался он над притихшими прихожанами, обводя их тяжёлым взглядом. Люди опустили головы, чувствуя гнев пастыря, и лишь изредка украдкой поглядывали на него, ожидая развязки. Чихнул ребенок в звенящей тишине, испуганная мать дернула его за руку, зашикала на него, съежившись под остановившемся на ней свинцовым взором Мисаила. Старец выдержал еще паузу и заговорил:

– Что слышу я?!! – и недоумение, и горечь, и крайняя степень возмущения звучали в его сильном, густом голосе. – Что слышу я, братие и сестры? Чем заслужил я, чтобы на старости лет своих оскорбить слух свой сатанинскими словесами?!! Несчастные! Не о вашем ли спасении радею я?!! Не за ваши ли души я страдаю? ...Не за твою ли душу, пекарь Зосима Побыток с Гусиной улицы?!! – указующий перст Мисаила обличающе нацелился в тщедушного безбородого человека, который разом сник и задрожал коленями. Вздох облегчения прошелестел по залу. Стоящие рядом с Побытком тихонечко отодвигались, вокруг пекаря образовалось пустое пространство.

– Разве хочешь погубить ты душу свою, Зосима? Разве хочешь погубить души детей своих? – продолжал пастырь. – Братие!!! В сети дьявола попал человек этот. Третьего дня в своем доме говорил несчастный противные слова, накликая погибель свою. Куда идёшь ты, Зосима? К погибели идешь ты! Ты думал, не узнает никто слов твоих? От Бога надеялся ты спрятать слова твои, пекарь? Ты забыл разве, что не скрыть тебе от Бога ничего? Ты забыл разве, что Богом поставлен я пастырем над тобою? Думал ты, что не узнаю я слов твоих? Несчастный!!! – Мисаил тяжело дышал, ноздри его раздувались, и сам собою задёргался левый глаз – ох, велик гнев пастыря! Пекарь же охнул, всхлипнул и опустился на колени.

– Господи! – Мисаил поднял голову и широко, размашисто перекрестился. – Прости мне, Господи, что повторяю мерзкие слова! ...Знаете, братие, что говорил сей ничтожный? "Разве Иисус – единственный путь к Богу?" – так говорил он домашним своим!!! – "Разве не достаточно мне жить праведно и не грешить перед Богом? А если не знает человек Иисуса Христа, ибо никто не рассказал ему, но добрый он человек, живет праведно и не делает зла, разве допустит Господь, чтобы попал в ад человек этот? Почему же лишь в Христе спасение?" – так говорил он!!!

Собравшиеся люди укоризненно качали головами, осуждающий ропот волною прокатился по толпе. Женщины, в испуге округлив глаза, прижимали ладошки к губам своим; многие крестились. Мисаил же внезапно успокоился. Мучительно простонал, сжав пальцами виски свои, как будто от головной боли; с силой провел ладонями по лицу. И вот уже нет ни гнева, ни возмущения в глазах старца, но только смертельная усталость. И голос его не звенел больше, но тихо и устало зазвучал, заставив умолкнуть осуждающее бормотание сотни людей.

– ...Что же ты, сын мой? Разве не приобщился ты таинств, окрестясь водою? Разве не причащался ты плотью и кровью Христовой? Или не крепка вера твоя? Какой червь проник в нестойкую душу твою, Зосима? Глупый, глупый ты, глупый человек! Мотылек, летящий на огонь... Скажи мне, Зосима: разве не свят Бог? ...Отвечай!

– Свя-ат, отче... – проблеял Зосима.

– Разве не справедлив Он, скажи мне, Зосима?

– Справедли-и-ив...

– Так как же святой, праведный и справедливый Бог допустит до себя грешника, скажи мне, Зосима? Ты думаешь, Бог простит тебя за беззлобность твою... Но кто заплатит за прощение это?!! Ты, пекарь, простишь ли работника своего, если опрокинет он квашню твою и выльет наземь тесто твое? Да, ты можешь простить его. Но если скажешь ты: "Прощаю тебя, и не взыщу с тебя" – КТО ЗАПЛАТИТ ТЕБЕ ЗА ТЕСТО ?!! Ты сам оплатишь прощение свое, пекарь!

Вот Бог – святый и правый, сотворише Адама и Еву, чтобы разделить с ними славу свою. Но не захотели они делить славу с Богом своим, и взбунтовались, и ослушались Его. И проклят за это род человеческий до скончания времен. Написано: "Плата за грех – смерть." Но велика милость Господа твоего! И решил Он в милости своей Сам заплатить за тебя. И явился на землю в образе человеческом Иисуса Христа, и принял смерть на кресте за грех человеческий! Своей смертию заплатил Он Себе за прощение Своё; Своей смертию умилостивил святость, и праведность, и справедливость Свою! И б о с п р а в е д л и в о с т ь – п р е в ы ш е в с е г о. Принес Он в жертву Себе Самого Себя, и заплатил Себе за грех человеческий! И потому – прощён человек в Иисусе Христе. Примешь Господа Иисуса Христа – и спасен ты, ибо за тебя заплачено. Но только лишь в Христе спасение, и лишь вкупе со Христом прощён ты, и не соединившись со Христом – сам платить будешь за грех человеческий!!! Плата же за грех – смерть. Эх ты, несчастный! Посмотри вокруг – вот тело Христово подле тебя, рабы Господа нашего! Все они в сердце своем хранят Истину эту, ни один не усомнился, всякий твёрд остался в душе своей! – люди оживились, закивали головами: "Да, да..."

– Как же мог ты пустить в себя поганые мысли, Зосима? – продолжал старец. – Разве не открывал я Истину тебе? Разве ты не так же, как все они, слушал Слово Божье? Разве ты хочешь туда, к безбожникам, – пастырь махнул рукой в сторону выхода, – которых ждет геенна огненная?

– Прости, отче! – пекарь елозил коленями и бился лбом в пол. – Прости! Бес попутал меня! Бес! Бес...

– Да, сын мой. Бесами одержим ты. Хочешь ли ты спасенья?

– Да, отче! Да!!!

– Господь спасет тебя, сын мой. Придешь ко мне, я помогу тебе. Придешь на подворье мое на сорок дней, будем изгонять из тебя бесов.

 

…Расходились в оживлении.

– Вот, видишь, сынок… – толковал грустному отроку приобнявший его за плечи отец. – Вот видишь, сынок: з а в с ё н у ж н о п л а т и т ь. И только раб Господа Иисуса Христа свободен от этого, ибо – з а п л а ч е н о. Только

р а б Господа нашего Иисуса Христа – с в о б о д е н!


Оглавление

6. Глава 5
7. Глава 6
8. Глава 7

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.04: Альфия Шамсутдинова. Дайте мне тишину! (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего ЮМани-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!