HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Валерий Казаков

Человек в квадрате

Обсудить

Рассказ

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 9.07.2015
Иллюстрация. Название: «Человек в квадрате». Автор: Валерий Казаков. Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

С детства у Алексея было такое ощущение, что он живёт не сам по себе, а в неких рамках. В рамках семьи, города, государства. И в каждой из этих рамок действуют свои законы, преступать которые нельзя, хотя за рамками было так много всего интересного и манящего, что временами становилось даже обидно. Позднее он ощутил присутствие низкого квадратного потолка у себя над головой и квадратного пола под ногами. Отсюда, наверное, и родилось у Алексея чувство квадратности всего существующего.

Как только он вырос – его обступили со всех сторон квадратные дома, квадратные окна, острые углы тяжёлых жизненных проблем; квадратные от излишней полноты женщины и автобусы.

Низкий потолок, в конце концов, убил в нём желание полёта, и мечта когда-нибудь подняться выше всех умерла. Зато звёздное небо стало манить ещё больше, потому что удивляло своим бесконечным овалом. Алексей, глядя на небо, думал порой: «Как же так? Мы живём здесь мелко, оседло, каждый в своём квадрате, а там безнаказанно существует бесконечность? Кто это всё допустил? Неужели человек сам себе придумывает рамки, и нет над ним никакого высшего начала? Тогда для чего эти рамки человеку?».

 

К тридцати Алексея даже книги перестали интересовать. В книгах жили люди свободные, а он постоянно ощущал какую-то внутреннюю сковывающую несвободу. И эта несвобода почему-то угнетала его.

Ненадолго его увлёк Лев Толстой своей теорией всепрощающего анархизма, потом чем-то загадочным и роковым поразил художник Врубель со своим нелетающим Демоном. Вот и всё, пожалуй. После этого были только вспышки в полутьме. Полутьма родила апатию, и Алексей решил жениться, чтобы на какое-то время позабыть обо всём на свете. Стал искать себе подходящую спутницу жизни, но поиски эти сильно затянулись, потому что излишне полные (квадратные) особы его не интересовали, а изящные женщины в провинции долго не задерживались. Старались упорхнуть в более перспективные места.

Маленький городок, в котором сейчас жил Алексей с больной матерью, представлялся ему нагромождением серых кирпичных квадратов. Квадратные здания были наставлены в городе без какого-либо математического расчёта и перспективы. Они образовывали то горы, то обрывистые кручи, то нависающие друг над другом выступы. И порой казалось странным, что в этих домах по вечерам зажигается свет, что иногда там слышится музыка.

Все дороги в маленьком городе шли в гору или с горы, поэтому весной и осенью множество людей разбивалось тут насмерть при неудачном падении, а некоторые умудрялись упасть так легко, что и не получали даже ушибов.

В этом городе когда-то давно-давно было два красивых собора, но их золочёные кресты выступали за рамки новых революционных веяний, поэтому кресты было решено спилить, а память о древних соборах увековечить в картинах, написанных маслом.

Сейчас соборы были в рамках, но без крестов. Эти соборы иногда обрастали строительными лесами, но дальше изготовления деревянных лесов дело почему-то не шло. Постепенно соборы стали ветшать и разрушаться. А на куполах этих соборов поселились ленивые местные вороны, которые каркали хотя и редко, но очень сердито.

 

Любимым местом отдыха для Алексея в маленьком городке была большая канава, которую вымыло когда-то весной непокорными талыми водами. Эта канава делила город на две живописные части. В неё жители ближайших домов привыкли сбрасывать разного рода мусор: полиэтиленовые пакеты, стеклянные бутылки, старые туфли и сапоги, дохлых крыс и кошек.

В конце этой канавы, у речки Бушуйки, лежали два огромных валуна, происхождение которых было никому не известно. В солнечные дни эти гладкие дымчато-серые валуны так сильно нагревались, что не остывали до глубокой ночи.

На одном из этих валунов после рабочего дня Алексей привык проводить своё свободное время. Обычно он сидел на тёплом валуне, обхватив тонкими руками худые колени, и смотрел вдаль. Туда, где лесистые склоны холмов подходили к самому берегу Бушуйки и представляли собой нечто живописное, отдалённо напоминающее Швейцарию. И мысли при этом у Алексея рождались какие-то иностранные, несвойственные пологому течению провинциальной жизни.

 

Однажды возле этих валунов Алексей познакомился со своим лучшим другом Колей Штембергом. Николай часто приходил сюда по вечерам. Беседовать с Колей Алексею всегда было интересно. Они легко находили общую тему для разговора и так увлекались, что иногда не могли расстаться до звёзд.

Однажды Алексей признался Николаю:

– А я, знаешь ли, во Франции побывать хочу. Никому об этом не говорил, а тебе скажу... Что-то в душе такое проснулось. Мир хочется поглядеть. Хочется вырваться за обыденные рамки.

Николай удивлённо посмотрел на друга, но ничего не сказал. Тогда Алексей продолжил:

– Как ты думаешь, до Франции можно пешком дойти?

– А почему п-пешком? – удивился Николай.

– У меня на туристическую путёвку денег не хватит, – признался Алексей. – До Польши я как-нибудь доберусь, а там посмотрю. Может быть, есть какие-то тайные тропы?

– До Франции через Польшу не пройти, – ответил Николай, немного подумав. – Там же Германия ещё... А у немцев на границе с-строго... Нет, пешком нереально. Если бы можно было пешком – я бы тоже пошёл... А чего? Мне тоже охота поглядеть, как живут нормальные люди. Хотя, говорят, где-то в местной администрации у нас есть кабинет правящей партии.

– Какой? – переспросил Алексей.

– У нас одна правящая партия – «Единая Россия», – пояснил Николай. – Там с путёвками по зарубежным странам молодым активистам помогают.

– Как помогают? Каким образом?

– Своим дают за полцены, а может, и меньше.

– Хорошо бы такую путёвку получить, – мечтательно произнёс Алексей. – Меня на днях Серёжка Адъютант позвал могилы копать. На могилах сейчас много денег можно заработать. Народ мрёт как мухи. Может, и на путёвку во Францию заработал бы, если она за полцены.

 

Николай отрешённо посмотрел в сторону местной Швейцарии и проговорил:

– А я тут новое стихотворение написал. Хочешь послушать?

– Валяй, – согласился Алексей.

И Николай стал читать, сопровождая чтение театральными взмахами правой руки. При чтении он сильно бледнел, но совсем переставал заикаться.

 

Принимаю мир без правил,
Так, как Бог его оставил,

В пирамидах и крестах

На насиженных местах.

Принимаю всех любимых,

Всех святых, в душе хранимых,

Все мосты, что сожжены,

И над ними – лик жены.

 

– Ну как? – спросил Николай, после того как немного успокоился.

– Хорошо, – ответил Алексей. – Трогает.

– Хочешь, ещё почитаю.

– Нет, не нужно.

Алексей сидел на камне сутуло, сжимая в руке узкий подбородок, и глядел на воду, а Николай стоял возле него, заложив руки за спину. Его длинные волнистые волосы иногда пошевеливал тёплый южный ветер. Алексей посмотрел сбоку на своего друга и решил, что с таким можно оправляться в самое рискованное путешествие. Он потом стихи напишет о своих злоключениях.

 

Между тем мечта посетить Францию Алексея не отпускала.

Он выпросил в леспромхозе, где работал сборщиком живицы, два дня отгулов и решил походить по инстанциям. А вдруг «Единая Россия» и правда поможет как-то решить его вопрос. Ему бы только воздухом Парижа подышать, послушать его разноголосый гул. Ему бы только посмотреть, что за люди французы. Узнать, о чём они говорят, чем интересуются?

На следующий день рано утром Алексей с воодушевлением направился к огромному зданию районной администрации. Это здание тоже было квадратным. Только этот квадрат возвышался над всем городом, как ещё один собор Святой Троицы.

Алексей походил по гулким коридорам этого монументального строения, постоял перед высокими дверьми в разные кабинеты и незаметно растерял всю свою решительность. Язык у него отчего-то сделался деревянным, настроение испортилось, а левая рука так и норовила почесать холодеющий затылок.

Набираясь смелости, Алексей два раза заходил в туалет, мыл там руки и смотрел сам на себя в широкое зеркало. Видел в нём испуганное лицо чужого человека. И не мог понять, отчего этот человек так волнуется? Чего он боится? Потом спускал в унитаз порцию воды и выходил наружу.

 

Наконец в середине длинного коридора на четвёртом этаже он нашёл нужный кабинет. На двери кабинета было написано: «Референт по работе с молодежью, представитель партии «Единая Россия» Хохрякова Тамара Минеевна».

Алексей нерешительно постучал в высокую дверь, потом слегка приоткрыл её, сделал шаг внутрь светлого кабинета и... от сильного волнения забыл, что ему тут нужно.

Тучная женщина за столом приветливо улыбнулась ему и проговорила мягким голосом:

– Во-первых, здравствуйте, молодой человек! А во-вторых, у нас перед дамой принято снимать головной убор.

– Здрасте! – еле слышно выдавил Алексей и весь покраснел. Потом нерешительно, как бы извиняясь, снял кепку и засунул её в карман куртки. – Я, это самое, к вам по делу...

– По какому? – с улыбкой поинтересовалась квадратная женщина за столом.

– Понимаете, мне нужно съездить во Францию. И…

Лицо женщины на мгновение дрогнуло, она попыталась прикрыть рот ладошкой, так, как это делают люди, желающие скрыть ненужную улыбку.

– Во Францию? Ха-ха! И кто же вам посоветовал обратиться именно ко мне?

– Да никто, я сам, – смущённо проговорил Алексей.

 

– Ну ладно, как говорится, будем знакомы. Меня зовут Хохрякова Тамара Минеевна. Я заведую отделом районной администрации по работе с молодёжными организациями и обращениями граждан... А с кем, извиняюсь, имею честь беседовать?

– Распопов Алексей Алексеевич, рабочий леспромхоза, – немного осмелев, представился посетитель.

– Мне бы хотелось знать, где вы конкретно работаете? – уточнила женщина.

– Да сборщиком живицы, там у нас в Прорабском лесничестве.

– И сколько вам лет?

– Тридцать три.

– И вы не женаты?

– Нет.

 

– С кем живёте? – не давая Алексею опомниться, снова спросила женщина. Алексей заметил, что она говорит непривычно быстро и при этом ещё успевает что-то записывать на маленьком листке бумаги.

– Это самое. С матерью живу.

– В её доме, надо полагать?

– Да.

– Мать на пенсии?

– Да, на пенсии.

– Сколько получает?

– Это самое. Пять тысяч.

– Тяжеловато с такой пенсией. Вам, наверное, приходится ей помогать.

– В смысле?

– Деньгами.

– Нет, ей хватает. Чего она больно покупает-то. Старуха уже.

– Хозяйство есть?

– Это самое. Корову держим, двух поросят. Курицы имеются.

– Молоко сдаёте?

– Куда?

– В СПК имени Кирова для обмена на комбикорма.

– Сдаю, это самое, но комбикормов нам не дают, и зерна тоже не продают, хотя в договоре написано, что обязуются.

– Приусадебный участок есть?

– Есть... Это самое, двадцать пять соток.

– Что садите?

– Это самое. Картошку садим, свеклу для коровы и для поросят тоже, огурцы, помидоры, естественно. Это больше всё мать насчёт овощей-то, а я только поливаю.

– В деревне без хозяйства нельзя.

– А я не в деревне живу, это самое. Мы с матерью на окраине города живём, там, где большая канава начинается.

– Там колхоз имени Кирова рядом?

– Да, это самое, его контора за нашим домом стоит.

 

– Вот как. Ну, вам, знаете, ещё можно жить. Можно жить, знаете ли. Всё своё. Корова есть, поросята, как вы говорите. Излишки можно на базар в зимнюю пору. Как вы думаете? А? Личное хозяйство – это, я вам скажу, хорошее подспорье для всей нашей экономики. Не бросайте его, не бросайте. Мы, знаете, сейчас людей настраиваем именно на это. Арендный подряд, ЛПХ. Владимир Владимирович в последнем выступлении сказал, что крестьянству надо помогать... Мы наращиваем темпы дорожного строительства на селе. Так сказать, сельскому жителю – особое внимание... И надо устраивать быт. Вам тридцать три года.

– Тридцать три, – промямлил Алексей.

– Вы, можно сказать, уже зрелый мужчина, а живёте бобылём. Нехорошо! Вот отсюда и неустроенность. Отсюда и дискомфорт, странные желания. Возраст требует своё... Вот у меня, например, отец тоже в деревне жил. Так он, знаете, валенки катал, сети вязал, морды и корзины плёл. Породистый был крестьянин. А породистый крестьянин должен всё уметь. Ведь это и есть культура. Внешняя-то культура у многих сейчас имеется. Люди много чего читают, музыку слушают, картины смотрят, а вот жизненной культуры у них мало.

– Почему? – озадачился Алексей.

– Ничего они не могут сделать своими руками. Вот почему. Человек живёт в деревне и дом не может срубить. Топор не может насадить, косу не может отбить как положено. Да мало ли чего ещё. Например, у меня отец всегда сам поросёнка резал по осени. Считал позором кого-то со стороны пригласить.

– Но я, это самое, не в деревне живу. На окраине города, – пробовал пояснить Алексей. – И поросят я сам…

– Это неважно, – перебила его Тамара Минеевна. – Вам надо стараться обеспечивать себя самому. Чтобы мясо было своё, молоко, яйца. У нас столько земли кругом, столько полей зарастает сорной растительностью, а мы ничего делать не хотим. Ждём от государства манны небесной…

Тамара Минеевна всё говорила и говорила, и то, что она говорила, было правильно, только Алексей почему-то её не слушал. На ум пришли красивые строки Ахматовой: «Высокие стены костёла синей, чем небесная твердь. Прости меня, мальчик весёлый, что я принесла тебе смерть».

 

После беседы с мудрой женщиной из районной администрации уличная тишина показалась Алексею праздничной. Он подошёл к огромной витрине универмага и посмотрел на своё отражение в тёмном стекле нижнего этажа. Худой, длиннорукий, с вытянутым смуглым лицом и впалыми от вечной усталости глазами. «Кожа да кости», – как говорит мама. Русые волосы до плеч некрасивыми жирными сосульками, тонкая шея. Он и правда похож на обыкновенного деревенского мужика, который может хорошо работать и много производить... «С кем вы живёте? Сколько вам лет»? – повторил он слова Тамары Минеевны тонким до неприличия голоском и, скорчив противную рожу, сплюнул в сердцах на землю...

 

Дома мать издевательским тоном спросила из-за перегородки, слегка отодвинув ситцевую занавеску и отмахиваясь от надоедливых мух:

– Ну, чего выходил-то, француз?

– Ничего, – буркнул вполголоса Алексей и прошёл в переднюю, нагибаясь под низким дверным косяком.

Мать спокойно продолжила:

– Не пущают тебя, дурака, во Францию-то? Вот и правильно. Нечего тебе там делать! Ишь, заговорил чего-то не по-нашему «эпс – пепс». Начитался, небось, дурнины разной – вот в башке-то и засвербило. Во Францию он, видите ли, собрался, министр какой! А крыша над чуланами течёт... Чем деньги на поездки-то транжирить – лучше бы губероли купил али шиферу, да уделал крышу-то. И мухи вон кусаются. Другой бы был хороший сын – давно бы мухобойку сделал и перебил всех, если дихлофосить не хочешь... От дихлофосу, видите ли, у него удушье. Интеллигент какой!

– Мама! – не выдержал Алексей.

– Чево?

– Перестаньте, мама, а то задавлюсь, честное слово.

– Честное слово ещё говорит, балбес! Эх ты! Да чем давиться-то – женись лучше. Женишься вот – и некогда будет дурнину-то молоть. Деткам молочко понадобится, поросяток прикупите парочку, два десятка бройлеров. А то ходишь как понява... От безделья это у тебя, от безделья – ясное дело! Умные-то люди вон дома строят, машины покупают. А ты безграничный какой-то у меня, и урезонить тебя некому. Свободы много вашему брату дали, вот вы и беситесь.

– Эх, мама, мама!

Мать задёрнула занавеску и замолчала.

– Уж как вы-то, мама, свою жизнь прожили, я так жить не буду.

– Да куды ты денешься! – уверенно и спокойно проговорила мать.

– И всё равно не буду, изо всех сил, – заверил сын.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

24.06: Дмитрий Зуев. Мадонны на стене (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

14.06: Дмитрий Москвичев. Ю. (повесть)

17.06: Деян Стоилькович. Нет храбрости (рассказ, перевод с сербского Анны Смутной)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!