HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Людвик Ковальский

Бог: суть философии NOMA

Обсудить

Статья

(перевод с английского)

На чтение потребуется 7 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 18.04.2014
Иллюстрация. Стивен Джей Гулд. «Камни веков» (обложка книги). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гулд,_Стивен_Джей

 

 

 

Словесные войны между верующими и атеистами[1] опасны; они часто ведут к настоящим кровопролитиям. Как это предотвратить? Один из возможных вариантов – это поддержка философского подхода НОМА, сформулированного Американским учёным С. Гулдом[2]. Ссылаясь на его труд, я писал[3]: «Бог – это нематериальная сущность, поэтому попытки доказать, что Бога нет, путем научных экспериментов – неправомерны. То же самое можно сказать о попытках опровергнуть научные утверждения (как, например, возраст Земли) на основе несогласия со Святым Писанием».

 

В книге «Перекидывая мост между наукой и религией: почему это должно быть сделано» теолог Роберт Джон Рассел[4] пишет, что для избавления мира от агрессивных конфронтаций необходимо сотрудничество между теологами и учёными. Подход НОМА, возможно, будет основой такого сотрудничества.

 

Первым шагом к взаимному уважению между верующими и учёными должно стать признание того, что большинство людей на земле окружены материальными структурами и духовными суперструктурами. Научные теории принимаются или отвергаются только на основе наблюдений и экспериментальных данных в сфере материального мира; теологические теории, с другой стороны, принимаются или опровергаются только на основе интуиции и на основе логического соответствия со святыми книгами. Формальное признание этих неопровержимых фактов, например, Папской академией наук в Ватикане, стало бы чрезвычайно важным шагом к ликвидации опасных споров.

 

Я учёный, не теолог[5]. Будучи студентом в Польше с 1950 по 1957 годы, я был воинствующим атеистом и впоследствии стал членом коммунистической партии. Сейчас я теист, верующий в Бога и посещающий синагогу. В связи с тем, что я был лишён религиозного воспитания, я очень отличаюсь от других верующих. Свою идеологическую эволюцию я описал в автобиографии[6]. Написание этой книги было моральным обязательством перед своими родителями и миллионами других жертв сталинизма.

 

Когда я читаю интересные книги, я часто делаю для себя заметки. Это помогает мне глубже осознать прочитанное. Недавно я прочитал книгу Ричарда Докинза, известного учёного-атеиста[7]. В конце второй главы он пишет: «...религия без чудес не признавалась бы теологами. Какая им польза от Бога, который не творит чудес и не отвечает на молитвы?» Это хороший вопрос. Но он адресован не мне. Мой Бог – не чудотворец. Животные – ни теисты, ни атеисты. Идея Бога была сформулирована людьми. Ссылаясь на историю человечества, Докинз называет три рода религий: примитивные, политеистические и монотеистические. На мой взгляд, этого недостаточно. Я признаю четвёртую категорию, «религию, лишённую чудес».

 

Несколько попыток модифицировать традиционную еврейскую религию описаны в работе[8]. Знаменитый теолог-реформист Барух Спиноза, изгнанный из общины своими современниками (в 17 веке в Голландии) писал: «Определённый и неизменяемый порядок в Природе... Это то же самое, что божья воля». Подобное утверждение было сделано Альбертом Эйнштейном в 1929 году.

 

Современный реформистский иудаизм базируется на вопросе, заданном ещё в 19 веке: «Тора – это история или легенда?» Немецкий раввин Абрахам Гейгер написал, что «Пора покончить с заблуждениями, согласно которым библейские легенды описывают действительные исторические события». Он, вероятно, имел в виду легенду создания мира за семь дней, легенду еврейского рабства в Египте, и т. д. Мы ценим эти легенды, потому что они отражают верования наших далёких предков.

 

Обращаясь к Гейгеру, другой немецкий раввин спросил: «Отрицаете ли вы Тору?» Ответ был простой: «Я не отрицаю Тору. Но … все законы и все молитвы, недостойные и не имеющие значения, должны быть исключены [из наших книг]». Почему я предполагаю, что только небольшая часть современных теологов была бы согласна последовать такому совету? Потому что библейские легенды переплетаются с рекомендованными законами морали. Бог, согласно большинству проповедников, записывает все наши прегрешения и наказывает тех, которые нарушают его заповеди – многие христиане верят в существование ада и рая; многие евреи верят в воскрешение праведников после прихода Мессии.

 

Ссылаясь на духовную сторону нашего существования, раввин Адин Стейнзальтц[9] писал, что она состоит из всего того, что мы воспринимаем сознанием. Это включает в себя наши мысли и эмоции, любовь, ненависть и зависть, способность читать, получать удовольствие от музыки или решать уравнения, понимать, что мы существуем, и общаться с другими. Всё это неосязаемо – это нельзя пощупать или взвесить… Реален ли духовный мир? Реален – в том же смысле, в котором, всё, что существует, реально. К духовному миру нельзя притронуться, так же, как невозможно пощупать магнитное поле; его невозможно увидеть, так же, как невозможно увидеть звук трубы. И, тем не менее, его можно ощутить и измерить…»

 

Чтобы понять различные аспекты реальности, люди строят концептуальные модели, которые называются теориями. Предсказать солнечное затмение, например, возможно потому, что мы понимаем солнечную систему, используя теорию Ньютона о земном притяжении. Теории – это абстрактные логические структуры. И учёные, и теологи используют логику. Абстрактные понятия, используемые учёными-инженерами, такие, как сила, энергия и температура, тоже не являются материальными объектами. Чем же тогда они отличаются от абстрактных понятий, используемых теологами, таких как Бог, рай и душа? Одно различие состоит в том, что научные теории – количественные, тогда как теологические теории – качественные.

 

Однако самое главное различие в другом. Оно основывается на том, каким способом эти теории доказываются. Научный подход, основанный на лабораторных исследованиях, является более эффективным в изучении нашего материального естества; богословский подход, основанный на авторитете священных книг, является более эффективным в изучении нашего духовного естества. В этом суть философии NOMA. Поможет ли она избавить мир от ненавистных конфликтов между теистами и атеистами? Это будет зависеть от того, как к ней отнесутся будущие поколения идеологов.

 

 

 



 

[1] L. Kowalski, Collected Internet comments, at http://pages.csam.montclair.edu/~kowalski/theo_sci.htm

 

[2] http://en.wikipedia.org/wiki/Stephen_Jay_Gould

S. J.Gould (1997), «Non-overlapping Magisteria». Natural History 106 (March): 16-22. Also at www.stephenjaygould.org/library/gould_noma.html

S. J.Gould (2002), «Rocks of Ages: Science and Religion in the Fullness of Life». New York: Ballantine Books.

 

[3] Ludwik Kowalski, «Futile Confrontations» American Atheist; 1st Quarter, 2012 Vol. 50, No, 1

 

[4] Robert John Russell, «Bridging Science and Religion: Why it Must be Done», at http://www.ctns.org/about_history.html

 

[6] Ludwik Kowalski, autobiography: http://ludkow.info/kolyma

 

[7] Richard Dawkins, «The God Delusion» Houghton Mifflin Company, Boston, 2006

 

[8] Barry L. Schwartz, «Judaism's Great Debates: Timeless Controversies from Abraham to Herzl» The Jewish Publication Society, Philadelphia, 2012 (Part 3, Modern Judaism).

 

[9] Adin Steinsaltz, «Simple Words», Simon & Schuster, NewYork, 1999.

 

 

 

Gould, Sj, Gould, Stephen Jay. Rocks Of Ages. 2009 г.   Ричард Докинз. The God Delusion. Издательство: Black Swan, 2007 г.   Stephen Jay Gould. The Structure of Evolutionary Theory. Издательство: Belknap Press, 2002 г.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

16.10: Александр Дорофеев. Мореход (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!