HTM
Мы живём над безднами
Остроумный детектив Евгения Даниленко
«Секретарша»

Лачин

Хук от Галины Мамыко

Обсудить

Критическая статья

На чтение потребуется 4 минуты | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 25.06.2014
Иллюстрация. Название: «7 ноября 2005». Автор: Serg Smirnov. Источник: http://www.photosight.ru/photos/1318407/

 

 

 

Рассказ «Хук» Галины Мамыко сугубо реалистичен, но есть в нём и символика. Разумею политическую линию сюжета (есть и любовная, и – слегка – религиозная).

Скажем сразу: позиция рецензента может не совпадать с авторской. Я даже уверен в этом процентов на шестьдесят. Разумею не только идеологию, но и то, какую сцену – или ряд реплик – считать основными. Неважно, кто более прав – рассказ можно воспринять по-разному. Изложим увиденное рецензентом.

В некоем городе российская компартия подготавливает и проводит очередной митинг. Во время последнего происходит драка с фашистами. И прямо во время драки начинается снос памятника Ленину.

Рассказ ведётся от лица пожилого партийца, не растерявшего не только свои убеждения и молодой задор в кулачном бою, но и способность влюбляться. Ближе к концу рассказа несколько раз всплывает идея о боге, к коему, возможно, надо вернуться, вспомнить его и тому подобное. Можно понять и так, что Мамыко именно к этому и подводит читателя.

 

Теперь скажем о том, какие важные процессы (для всей постсоветии важные) точно переданы в рассказе, и о символической сцене, делающей рассказ очень хорошим, не проходным. Интересно, что показанное в рассказе, будучи изложено открытым текстом, может понравиться правым, но об этом полезно знать левым, в собственных интересах полезно.

Чувствуется обречённость вот «таких» коммунистов, не модернизирующихся, будто выплывших из восьмидесятого года, чьи лица схожи с «заплесневелым сыром из отключённого холодильника хрущёвского периода». Окружающий мир, эти молодые недоумки на роликах, кричащие со смехом упавшему старику: «что, деды, передозировка?», все они во сто раз глупее и подлее митингующих стариков, но они молоды. Не то чтоб физически: среди антисоветчиков полно стариков. Но они живучей, они хозяева. Организаторы митинга схожи с Юлианом Великим, пытавшемся возродить языческие празднества на государственном уровне (это хорошо описано в романе Мережковского «Смерть богов. Юлиан Отступник»). Христиане тогда оказались сильнее, смели одряхлевшую античность. Из чего вовсе не следует, что они оказались лучше, чем прежняя власть. (Да хуже оказались, хуже…)

Так и здесь. И ведь неудивительно даже, что в головах партийцев несколько раз возникает идея бога. Чего удивляться, если Зюганов цитирует Библию почаще Маркса и Ленина. Хрущёвско-брежневская КПСС выродилась в КПРФ, подобно тому как раннее сталинская ВКП(б) выродилась в КПСС, а ленинская РСДРП(б) – в ВКП(б).

Читая Мамыко, невольно вспоминается интервью Александра Тарасова журналу «Эксперт» «Левые зашли в тупик»[1], где он с горькой иронией говорит о том же. Мамыко, возможно, так не думает. Но показала фактически ту же картину. Данный рассказ – хороший хук современному псевдолевому движению, повод задуматься для людей, чья цель – не митинги и речи в теледебатах, не места в парламенте, а грядущая революция.

 

А теперь о финальном – и символическом – событии рассказа. Группа неоофашистов нападает на митингующих, затевает драку. Пока члены компартии показывают хук и пропускают апперкот, какая-то женщина кричит истошно: «Ле-ени-ин!» Но в драке не до неё. Всё становится ясно, когда рушится памятник Ленину (о чём и кричала женщина). Замысел антикоммунистов в том и состоял: отвлечь внимание митингующих от памятника, отвлечь их дракой от своего главного дела. «Нас подставили, Витя… Им нужен был Ленин».

Вновь вспоминается Тарасов, пишущий о том, что скинхеды специально подпитываются буржуазией, дабы отвлечь на себя силы и внимание левых. И вместо того чтобы выработать стратегию борьбы с капитализмом, буржуазией, фашизирующей мир в целом (см. «Танец Гитлера» Яны Кандовой), честные люди машут кулаками на улицах с кучкой бритоголовых дурачков. А лечить-то надо причину болезни, а не следствия.

Речь не о памятнике Ленину, речь о его деле, которое в рассказе символизирует памятник. Пока боксируешь с хулиганьём, буржуазия под шумок рушит его дело. А ведь если изменить общественный строй, появится возможность куда более эффективного – массового – уничтожения фашистов. Как сказала мне та же Кандова, когда я признался ей, что руки чешутся убить кого-нибудь из коллег по работе, фашистов: «Их надо убивать только кучно».

Памятник в рассказе сносят подъёмным краном, тросами, то есть это не самодеятельность, это делается властью, сиречь – буржуазией, правыми. Против них хук с апперкотом не помогут. А левые в этот момент дерутся с хулиганствующими недоумками. Происходящее в рассказе точно отображает происходящее во всей постсоветии.

Вот о чём рассказ Галины Мамыко. По замыслу автора он может быть не об этом, а, скажем, о возврате к идее бога. Но об этом возврате говорит сейчас каждый дурак. А вот о другой, вышеизложенной идее рассказа дураки не знают, а умные подлецы молчат. Так что молодец Мамыко. Даже если она не о том. Ведь и «о том» получилось. Молодец.

 

 

 



 

[1] Познакомиться с этим материалом можно здесь (прим. ред.).

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

17.03: Сколько стоит человек. Иудство в исторической науке, или Почему российские учёные так влюблены в Августа Шлёцера (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!