HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Лачин

Чудеса от Лопе де Веги

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за апрель 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 21.05.2017
Лопе де Вега. Прижизненный портрет

 

 

 

Когда я вспоминаю Лопе де Вегу, всё сделанное мной кажется мне ничтожным.

 

Гёте. Из разговоров с Эккерманом (цитирую по памяти)

 

 

 

1

 

абсолютные показатели

 

 

Появился великий Лопе де Вега, чудо природы, и стал самодержцем в театральной империи.

 

Сервантес. 1615 г.

 

 

Лопе Феликс де Вега-Карпьо написал тысячу пятьсот с лишним пьес в стихах (в среднем по сто двадцать-сто тридцать страниц), сотни el auto sacramental (священных действ) – одноактных религиозно-аллегорических пьес, более двадцати поэм (в пятьдесят тысяч строк), две тысячи девятьсот восемьдесят девять сонетов, несколько сотен романсов, сотни эпиграмм, ещё более ста стихотворений различного рода, три романа (один из них в прозе и стихах), сборник novela corta (повестей) в несколько сотен страниц, «действо в стихах и прозе» неизвестного мне объёма, одно оперное и одно балетное либретто (первые в Испании) и поэтический трактат «Новое искусство сочинять комедии в наше время». (Комедией (comedia) в те времена называлась любая трёхактная стихотворная пьеса). Наконец, в качестве дебюта на литературном поприще им переведена с латинского (в десятилетнем возрасте) поэма римского поэта Клавдиана «Прозерпина». В данный список не входят незаконченные пьесы, написанные в одиннадцати-двенадцатилетнем возрасте. Он же подозревается в авторстве поэмы «Орфей на кастильском языке» Х. П. де Монтальвана, начавшего свой творческий путь под руководством Веги, но это гипотеза.

Поэтическое наследие Веги составляет около шести миллионов строк, по несколько миллионов рифмованных и «белых». Полный свод его сочинений (без писем) составил бы примерно четыреста-четыреста двадцать томов по пятьсот страниц. Творческая деятельность Веги продолжалась лет шестьдесят, что означает по девять – девять с половиной страниц в день, начиная с раннего детства. Пик его плодовитости приходится на возраст с шестидесяти трёх до семидесяти лет: за семь лет написано четыреста тридцать пьес – двадцать две страницы в день (не считая иных произведений, например, поэмы о Марии Стюарт «Трагический венец»). В результате на своё семидесятилетие он сделал себе подарок в виде тысяча пятисотой пьесы, «Девушки с кувшином» (вот как надо юбилеи отмечать). За оставшиеся три года жизни он сочинил ещё несколько десятков пьес, четыре поэмы и другие произведения. Это замедление темпа можно объяснить депрессией: умерла слепая, сумасшедшая Сантойо.

 

 

2

 

сравнительный анализ

 

 

…кто пытался соперничать с ним и разделить его славу, – а таких было много, – все вместе не написали и половины того, что написал он один.

 

Сервантес

 

 

Что касается драматургии, то за двадцать пять веков её развития никто не написал – ни в прозе, ни в стихах – даже одну треть от его количества пьес. Тирсо де Молине, автору четырёхсот восьмидесяти комедий, не хватило нескольких десятков пьес, дабы дойти до трети. Луис Велес де Гевара написал чуть больше четверти. Остальные не дошли даже до четверти.

Касаемо поэзии (вкупе с драматической). За три тысячелетия её истории никем не написано хотя бы пятьдесят процентов от количества стихотворных текстов Веги (сомневаюсь, что написано хотя бы процентов сорок, хотя может быть). Можно рассматривать отдельно рифмованные стихи, или белые, и результат будет тот же. (Кстати, всё это касается и поэтов-переводчиков.)

Относительно комедий в узком (современном) смысле слова. Тот же де Молина, бывший исключительно комедиографом, не написал и сорока процентов от количества комедий «феникса Испании» (эпитет от современников). Остальные написали и того меньше. При этом Вегой написано и несколько сотен драм, среди них и вошедшие в классику: «Овечий источник», «Саламейский алькальд».

Насчёт сонетов. (Кстати, речь идёт об «итальянском» сонете, сложной строфе, где четырнадцать строк пишутся на четыре-пять рифм). Здесь наш неутомимый дон один из трёх-четырёх наиболее продуктивных сонетистов за восемьсот лет существования этой формы (может, он и здесь на первом месте, с него станется, но точно утверждать не могу).

Из пятисот томов Дюма-старшего двести написаны в соавторстве. Кроме того, возможно, у него были секретари, которым он диктовал, Вега же сам полжизни прослужил секретарём (письмоводителем-стилистом) у различных вельмож.

Сименон написал немногим (на несколько десятков томов) меньше Веги. Но у него была печатная машинка, а у Веги не было даже шариковой ручки.

Наконец, пятьсот с лишним томов написал Ю. И. Крашевский. Но это писатель, скажем так, другого уровня. Кроме того, я не знаю, каковы эти тома – если, скажем, брать по четыреста страниц, то у Веги их будет столько же.

 

Рукопись Лопе де Веги. 1626 г.

 

 

3

 

ответ на возможные реплики

 

 

Всё хорошо, что от Лопе.

 

распространённое выражение в Испании времён Л. де Веги

 

 

«Может, цифры завышены?» Они взяты по минимуму. Согласно его биографии, составленной тем же Монтальваном, Вегой написаны тысяча восемьсот пьес и четыреста ауто[1]. Кроме того, продуктивность испанцев XVI-XVII вв. нам и не снилась. Ошеломить их своей плодовитостью было почти невозможно. Он это сделал.

«А много ли у него шедевров?» А много ли их у Вильяма нашего Шекспира? Сколько из его тридцати семи пьес вам хотелось бы перечитать? А ведь он писал их в пятнадцать-двадцать раз более медленно – ему и карты в руки, чтоб одни шедевры выдавать.

«Большинство его пьес устарели, не выдержав испытания временем». Сколько из пятисот рассказов Чехова это испытание выдержали? Пятьсот? Четыреста девяносто? А ведь писал он в двенадцать-пятнадцать раз медленнее – вот ему и карты в руки, чтобы планку держать. Кстати, он жил лет сто назад, Вега – четыреста. Интересно, что будет актуально из Чехова ещё через триста лет…

И давайте откровенно: чем быстрее человек работает, тем больше нам хочется придраться к качеству сделанного – независимо от того, как он работает. Но чем, скажем, наследие Гончарова лучше веговского? Только тем, что в двести раз меньше?

(К Моцарту, Лермонтову и Надсону претензий нет: ровно половина творческой жизни у них приходится на возраст до двадцати лет, и это нужно учитывать при определении среднего уровня их сочинений.)

 

 

4

 

бог, война и любовь

 

 

Наш пострел везде поспел.

Одно другому не мешает.

 

поговорки

 

Франсиско Пачеко. Портрет Лопе де Веги

 

«Что мог дать жизни от жизни Лопе де Вега», риторически спрашивает в книге «Алхимия слова» Парандовский, если им столько написано? Вспомним, что дал жизни «Феникс талантов» (подобных званий у него было много).

Согласно средневековой эстетике, три темы достойны писателя: бог, война и любовь. Вега жил в другую эпоху, однако разработал эти темы весьма подробно, и не только в творчестве, но и в жизни.

Дважды участвовал в военно-морских операциях – на Азорские острова в 1583 г. и в походе на Англию «Непобедимой армады» в 1588 г. (где на борту галеона им написана поэма «Красота Анжелики»). Дважды был женат и имел пятнадцать детей (считая и внебрачных). Долгих любовных романов с актрисами также было два (число кратких интрижек точно не определено): боролся под одеялом со звездой театра Еленой Осорьо в 1583-1588 гг. (пока его не сменил более богатый борец), скакал и на другой звезде, Микаэле де Лухан, в 1595-1613 гг. Третий роман пятидесятичетырёхлетний Вега завёл с юной Мартой де Неварес Сантойо, добился её развода и имел её лет шестнадцать подряд – вот она уже ослепла, а он всё имел, потом сошла с ума, но наш неумолимый дон всё наяривал, заодно пиша по пятьдесят-шестьдесят пьес в год и другие сочинения (по её просьбе он и написал сборник небольших повестей), не смущаясь тем обстоятельством, что к моменту их знакомства два года как уже был… священником (вот мы плавно к богу и перешли). Действительно, Вега был «приближённым» (familiar) святейшей инквизиции, состоял членом двух религиозных братств и полумонашеской организации «терциариев»; наконец, стал священником (к тому же очень темпераментным, как мы уже видели). Был и доктором теологии – за упоминавшийся «Трагический венец». Как видно, Вега следовал афоризму Боккаччо: если священник снимет сутану, он такой же мужик, как и все. Да ещё какой, добавим мы.

Для полноты картины скажем, что долгие годы он служил секретарём у двух маркизов и двух герцогов, в юности – пажом епископа. (Дворянская сволочь не столько была интеллигенцией, как говорят жулики и думают невежды, сколько помыкала ею (как и народом). А «чудо природы» было сыном ремесленника, с трудом приобретшего патент на дворянское звание).

Также он состоял членом поэтической Академии парнасцев, а затем литобщества Лесная академия. Читал не меньше, чем писал и осеменял, на четырёх-пяти языках, доказательством чего служит поэма «Лавр Аполлона», где даётся обзор современной литературной жизни и характеристики трёхсот сорока писателей – двухсот восьмидесяти испанцев и португальцев, тридцати шести представителей других стран и двадцати четырёх античных авторов. Заботился о новом поколении, взять Монтальвана, коего он опекал, как позднее Флобер Мопассана (жаль, что оба ученика сошли с ума и рано умерли).

Вот что, господин Парандовский, дал «жизни от жизни» неугомонный наш дон, написав попутно пятьдесят-шестьдесят миллионов слов (не удивляйтесь этой цифре: я имею в виду только художественные произведения, без эпистолярного наследия).

 

Игнасио Сарес Льялос. Сестра (монахиня – Л.) Марсела де Сан-Феликс наблюдает похороны своего отца, Лопе де Веги. 1862 г.

 

 

5

 

заключение

 

 

Почему я написал эту статью? Ведь не люблю я Вегу, пушкинист он, к тому же главным образом комедиограф. И без пушкинской краткости. Мне Гонгора ближе, Кеведо, Кальдерон (если уж брать испанцев того времени). Наверно, я просто устал от кучи пенсионеров от литературы, считающих, что после шестидесяти пора отдыхать, гордясь парой хороших рассказов или десятком недурных стихотворений, написанных ещё до перестройки, между тем как наш герой, имея к шестидесяти годам тысячу пьес, устыдился, что мало сделано, и сочинил ещё пятьсот. От седовласых знаменитостей, убеждённых, что писать нужно, пока малоизвестен, а после – заседать и давать интервью, а дон де Вега, уже заимев титул «чуда природы», не преминул написать одних только пьес ещё восемьсот с лишним. Устал от парфюмерных дамочек, пишущих четырнадцатистишия с парной рифмовкой и думающих, что это «сонэт». (Чем хуже пишут, тем больше нажимают на «э», особенно в слове «поэт»). От идиотов, пишущих лирические стихи строк в двадцать и называющих их поэмами (там ведь тоже есть желанная буква «э»). От гордящихся тем, что мало пишут, будто из этого автоматически следует, что пишут они хорошо. От молодых горе-литераторов мужского пола, оправдывающих своё ничегонеделание тем, что «надо по бабам сходить, пока молодой», как будто член Лопе не был в попе легиона испанских артисток и многих неартисток, даже слепых и сумасшедших, что не помешало ему сочинять в шестьдесят раз быстрее Пушкина и при этом не хуже, чем Тургенев – без Виагры, компьютера, диктофона, печатной машинки и авторучки. И хотя не отдал бы я своих сочинений за без малого шесть тысяч опусов Веги, но, озираясь вокруг, скажешь себе порой: «А славный ты мужик, Феликс Феникс. Вот напишу я статью». Написал.

 

Памятник Лопе де Веге в Мадриде

 

 



[1] Ауто (исп. и португ. auto) – одноактное драматическое представление в Испании и Португалии (в 13-18 вв.) на религиозные сюжеты (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению апреля 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

11.07: Дмитрий Линник. Все красивые девушки выходят на Чертановской (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!