Лачин
Статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
Последние четверть века идут разговоры о нежелательности или даже недопустимости насилия в литературе и кино, и о том, что насилие вошло в моду именно сейчас. Эти беседы не очень умны, и вот почему. Дело не в насилии, а в том, как оно подано (описано или показано). Показ насилия не означает его одобрения. Почему никто не ругает Шекспира за пропаганду убийства? В его сочинениях – горы трупов. Самыми популярными пьесами Шекспира в XVII в. были «Гамлет» и «Тимон Афинский». В «Гамлете» убиты почти все персонажи, в «Тимоне…» тридцать четыре трупа (четырнадцать убийств на сцене и двадцать за сценой), три отрубленные руки и один отрезанный язык. Всё зависит от того, в каких целях и с каких позиций это самое насилие показано, какие мысли при этом излагаются. У Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Данте, Шекспира, Расина, Корнеля, Кальдерона, Шиллера, Клейста, Пушкина, Лермонтова, Бабеля, Акутагавы, Кэндзи Накагами, – не меньше крови, пыток и убийств, чем в коммерческом кинематографе. Прикажете считать их попсой? Чем «Чистилище» и «Рай» Данте лучше его «Ада»? У Мольера ни одного убийства – чем он лучше Шекспира, Лермонтова, Достоевского и Анненского? В «мыльных операх» с насилием тоже не густо – это что, высокая культура? Сериалы лучше, чем Пазолини? В XVI-XVII вв. был популярен жанр «кровавой трагедии». Театральные афиши при Шекспире пестрели словами «ужасный» и «кровавый». Это как понимать – на елизаветинскую Англию влиял кинематограф США? Количество насилия и любовь к нему нисколько не возросли за прошедшие тысячелетия. Герои «Махабхараты», «Илиады», средневековых романсов и саг только и делают, что вырезают друг друга. (Мои тоже, хоть меня и мутит от боевиков. Противоречия тут нет – просто я на Лермонтове с Шекспиром воспитан. Классика – она влияет). Дело в мастерстве автора. Беда кинобоевиков не в количестве трупов – в «Гамлете» их поболее будет – а в отсутствии художественного мастерства, безвкусице, примитивном сюжете. «Ад» Данте сильно отличается от «фильмов ужасов» по мастерству, но не по количеству этих самых ужасов. (Кстати, в литературе сцены насилия менее «травмирующие», чем в кино. Это надо учитывать). Лично я делаю некоторое исключение для сексуального насилия. При подробном его описании (показе) невольно может возникнуть чувство возбуждения; читатель (зритель), особенно мужчина, порой испытывает смешанные чувства. И возникает вопрос, не к этому ли стремился автор, не возбуждает ли это его самого. Помню, какой-то читатель в Сети, говоря об эротике в литературе, привёл примером сцену порки в романе А. Н. Толстого, добавив: «спасибо ему за это». Бедный Толстой... (Впрочем, может, он и сам к тому стремился...) Тут можно вспомнить фильмы категорий WIP и «наци-эксплотейшн». К высокой культуре они не относятся. Впрочем, не думаю, что они вреднее обычных сериалов. А вот ругать автора за насилие в целом – не умнее, чем ругать его, скажем, за частые сцены за обеденным столом. Вспомним Гесиода, 8-7 вв. до н. э. По древнегреческому преданию «Состязание Гомера и Гесиода», Гесиод состязался с Гомером в играх, устроенных в память царя Амфидаманта. Председатель состязания царь Панед предпочёл Гесиода, ибо тот воспевал «земледелие и мир», а не «войны и побоища». В результате этот самый Панед вошёл в греческую пословицу как воплощение слабоумия. Это мнение не только греков, но и абсолютного большинства читающих древних авторов, вплоть до нынешнего времени. Как ни изменились критерии оценки за 27-28 прошедших веков, но Гесиода выше Гомера больше никто не ставил (даже Джойс, порицавший «Одиссею» за сцену убийства женихов). Современные противники насилия в литературе и кино... [...]
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов Люди покупают его и говорят нам спасибо Авторы борются за право издаваться у нас С нами они совершенствуют мастерство получают гонорары и выпускают книги Бизнес доверяет нам свою рекламу Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей. Сейчас собираем на публикацию: 24.01: Александра Дерюгина. Никогда не забуду (очерк) Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.: - с вашего ЮМани-кошелька: - с вашей банковской карты: - с телефона Билайн, МТС, Tele2: «Новая Литература» (без рекламы): ![]() ![]()
|
|||||||||||
При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература». Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru. Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000. |
Реклама | Отзывы |