HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Лачин

Плохо ли насилие в литературе и кино, или Пара тёплых слов о панедах всех времён

Обсудить

Статья

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 31.05.2019
Франсиско Гойя-и-Лусиентес. Из серии гравюр «Бедствия войны», лист №33. ок. 1810 г.

 

 

 

Последние четверть века идут разговоры о нежелательности или даже недопустимости насилия в литературе и кино, и о том, что насилие вошло в моду именно сейчас. Эти беседы не очень умны, и вот почему.

Дело не в насилии, а в том, как оно подано (описано или показано). Показ насилия не означает его одобрения. Почему никто не ругает Шекспира за пропаганду убийства? В его сочинениях – горы трупов. Самыми популярными пьесами Шекспира в XVII в. были «Гамлет» и «Тимон Афинский». В «Гамлете» убиты почти все персонажи, в «Тимоне…» тридцать четыре трупа (четырнадцать убийств на сцене и двадцать за сценой), три отрубленные руки и один отрезанный язык. Всё зависит от того, в каких целях и с каких позиций это самое насилие показано, какие мысли при этом излагаются. У Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Данте, Шекспира, Расина, Корнеля, Кальдерона, Шиллера, Клейста, Пушкина, Лермонтова, Бабеля, Акутагавы, Кэндзи Накагами, – не меньше крови, пыток и убийств, чем в коммерческом кинематографе. Прикажете считать их попсой? Чем «Чистилище» и «Рай» Данте лучше его «Ада»? У Мольера ни одного убийства – чем он лучше Шекспира, Лермонтова, Достоевского и Анненского? В «мыльных операх» с насилием тоже не густо – это что, высокая культура? Сериалы лучше, чем Пазолини?

В XVI-XVII вв. был популярен жанр «кровавой трагедии». Театральные афиши при Шекспире пестрели словами «ужасный» и «кровавый». Это как понимать – на елизаветинскую Англию влиял кинематограф США? Количество насилия и любовь к нему нисколько не возросли за прошедшие тысячелетия. Герои «Махабхараты», «Илиады», средневековых романсов и саг только и делают, что вырезают друг друга. (Мои тоже, хоть меня и мутит от боевиков. Противоречия тут нет – просто я на Лермонтове с Шекспиром воспитан. Классика – она влияет).

Дело в мастерстве автора. Беда кинобоевиков не в количестве трупов – в «Гамлете» их поболее будет – а в отсутствии художественного мастерства, безвкусице, примитивном сюжете. «Ад» Данте сильно отличается от «фильмов ужасов» по мастерству, но не по количеству этих самых ужасов.

(Кстати, в литературе сцены насилия менее «травмирующие», чем в кино. Это надо учитывать).

Лично я делаю некоторое исключение для сексуального насилия. При подробном его описании (показе) невольно может возникнуть чувство возбуждения; читатель (зритель), особенно мужчина, порой испытывает смешанные чувства. И возникает вопрос, не к этому ли стремился автор, не возбуждает ли это его самого. Помню, какой-то читатель в Сети, говоря об эротике в литературе, привёл примером сцену порки в романе А. Н. Толстого, добавив: «спасибо ему за это». Бедный Толстой... (Впрочем, может, он и сам к тому стремился...) Тут можно вспомнить фильмы категорий WIP и «наци-эксплотейшн». К высокой культуре они не относятся. Впрочем, не думаю, что они вреднее обычных сериалов.

А вот ругать автора за насилие в целом – не умнее, чем ругать его, скажем, за частые сцены за обеденным столом.

Вспомним Гесиода, 8-7 вв. до н. э. По древнегреческому преданию «Состязание Гомера и Гесиода», Гесиод состязался с Гомером в играх, устроенных в память царя Амфидаманта. Председатель состязания царь Панед предпочёл Гесиода, ибо тот воспевал «земледелие и мир», а не «войны и побоища». В результате этот самый Панед вошёл в греческую пословицу как воплощение слабоумия. Это мнение не только греков, но и абсолютного большинства читающих древних авторов, вплоть до нынешнего времени. Как ни изменились критерии оценки за 27-28 прошедших веков, но Гесиода выше Гомера больше никто не ставил (даже Джойс, порицавший «Одиссею» за сцену убийства женихов).

Современные противники насилия в литературе и кино этого самого Панеда весьма напоминают.

В заключение дадим цитату из классики. Противники насилия могут не беспокоиться – его там нет.

«– Paul! – закричала графиня из-за ширмов. – Пришли мне какой-нибудь новый роман, только, пожалуйста, не из нынешних.

– Как это, grand’maman?

– То есть такой роман, где бы герой не давил ни отца, ни матери и где не было утопленных тел. Я ужасно боюсь утопленников!

– Таких романов нынче нет. Не хотите разве ли русских?» (Пушкин, «Пиковая дама»).

Последней фразе удивляться не стоит. Просто Пушкин не успел прочесть ни Достоевского, ни Сологуба.

 

 

2008, 2013 гг.

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

07.08: Лачин. Как различать эпос, романы и повести (заметка)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!