HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 г.

Лачин

Серебряный Игорь Шадров

Обсудить

Рецензия

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.04.2020
Игорь Шадров

 

 

 

Казалось бы, в «Экскурсии» Шадрова 9 рассказов. Но это как посмотреть.

 

«...Океан вышел из берегов. Погибли три женщины. Они дремали на усохших корнях. Временами они просыпались, чтобы поесть рыбы.

В ней много кальция. Полезно для костей. Одна из женщин за обедом рассуждала: «Ведь, в конце концов, что от нас сохраняется дольше всего? Кости. Но только если ты не поэт какой-нибудь. Или художник. Тогда, конечно, ты в своём искусстве остаёшься. Но это исключительные случаи. А так – кости. То есть это ведь наше главное! И как тогда можно рыбу не есть? Я вот этого не понимаю совершенно. Не могу понять. А если и могу, то не хочу всё равно понимать». Океан выходил из берегов. И возвращался, проплыв по миру и вобрав в себя женщин с рыбой и мужчин в краске на полу...»

 

Этот отрывок (кстати, выставленный на главной странице «Новой Литературы» при публикации), уже есть законченная миниатюра. Это можно сказать и об одном только первом абзаце (правда, немножко чего-то будет не хватать):

 

«...Океан вышел из берегов. Погибли три женщины. Они дремали на усохших корнях. Временами они просыпались, чтобы поесть рыбы.»

 

Годится и абзац, следующий за первыми двумя:

 

«То, что ты себе фантазируешь, мне отвратительно. И ещё мне стыдно, что я тоже влюбляюсь. И ем. Ем и влюбляюсь. Как я только с этим ни боролся. А всё также влюбляюсь и ем. Думаю, что человечное будущее в тотальном контроле сознанием тела. Никаких лишних чувств. Никакой расслабленности. Путь угасания рефлексов. Древнего. Танцы, любовь, секс, алкоголь. Всё уйдёт. Только язык, мысли, творчество. Абстрактное. Стерильное. Туда человек будет идти волнами. С откатами. Долго эволюционировать. Будут появляться те, кто чуть ближе к будущему, и те, кто отстаёт. Я, может быть, просто болен. Но ощущаю иначе. Я не считаю свою закрытость и замкнутость, ненависть к вот этим вот «turn off your brain-удовольствиям» недостатками. Я всегда ощущал, что стою особняком. И что я намного чище и стерильнее других людей. Мне претит секс, я ненавижу терять свежесть и трезвость ума. Я ощущаю, что я родился человеком, который ближе к будущему. Или просто желаю будущего, которое подходит такому человеку, как я. Нравится смотреть на веселящихся. Но во мне этого нет. Как будто тело не подключено к мозгу.»

 

И таких примеров у Шадрова много. Взять хоть первые два абзаца первого рассказа, «Waving through a Window»:

 

«А за его спиной, сама не зная, почему, постанывала женщина. Отвлёкшись на мужчину, она быстро забыла, что делала. Помнила лишь, что издавала звуки, а какие и почему, вспомнить не могла. Чтобы вспомнить, какие, и, самое главное, почему, она начала пробовать разные звуки. Сначала покашляла с мокротой, потом сухо. Ничего не вспомнила, погрустнела, влюбилась и захотела позаботиться. И мужчина, и женщина вышли на центральной станции. Женщина, как всегда, опаздывала к выходу.

Без сил и романтичная, пасмурным вечером уплыла она по реке далеко от берега. А лысеющий мужчина в скатерти, зевая, раскинул руки, недоброжелательно чихнул и исчез за увлечённо и со смыслом спешившим и нервно посматривающим юношей в чёрном. А что потом? Ещё у берега она запуталась и чуть не застряла в камышах. И должна была вроде бы ожить и взволноваться, но не взволновалась. Так что, когда легла на спину и плыла, плыла, никто из полицейских и не удивился.»

 

А можно только первый абзац отдельно опубликовать:

 

«А за его спиной, сама не зная, почему, постанывала женщина. Отвлёкшись на мужчину, она быстро забыла, что делала. Помнила лишь, что издавала звуки, а какие и почему, вспомнить не могла. Чтобы вспомнить, какие, и, самое главное, почему, она начала пробовать разные звуки. Сначала покашляла с мокротой, потом сухо. Ничего не вспомнила, погрустнела, влюбилась и захотела позаботиться. И мужчина, и женщина вышли на центральной станции. Женщина, как всегда, опаздывала к выходу.»

 

Или из рассказа «Земля и я»:

 

«Молоко у одуванчиков – самое невкусное молоко. Берёзовый сок – самый невкусный сок. Желток у ромашек – самый невкусный желток. Но из всего молока мира я выберу одуванчиковое. Из всех соков мира я выберу берёзовый. Из всех желтков мира я сделаю солнышко и подарю его Плутону, чтобы тот не мёрз.»

 

Вот это особенно серьёзно, вышепроцитированное. Столь сильных миниатюр немного сыщется. Это классика миниатюры.

В целом в этом сборнике заключены 20-25 законченных вещей. Можно и 35-40 найти, правда, с натяжкой. Хотя формально это сборник рассказов, но в первую очередь Шадров продемонстрировал себя как крупный мастер миниатюры. (Что, конечно, не означает, что он плох как рассказчик.)

И по краткости, и по тонкости и своеобразию юмора, и своими сюжетами Шадров, думаю, входит как минимум в сотню лучших авторов НЛ (на данный момент их около 1200). А учитывая все эти три достоинства зараз – он входит, пожалуй, и в куда более узкий круг.

Да, и ещё вот хотелось сказать... Писатель должен уметь быть мужчиной и женщиной. Перевоплощаться в своих героев. В момент писания сильный писатель стоит вне полов – и одновременно он с лёгкостью «входит» в тот или иной пол. Писатель средней руки пишет как мужчина или женщина, и его (её) гениталии видны на каждой странице. Предсказуемо и скучно. Шадров идеально выдерживает и мужскую интонацию, и женскую. Это достоинство.

Лично мне этот сборник почему-то напоминает Серебряный век. Не знаю, сочтёт ли Шадров это за комплимент. Я бы счёл, но кто как.

В обсуждении цикла Шадрова было сказано о его «иностранности». Господа-товарищи... Шадров – до боли русский писатель. Никто из иных пишуших не будет говорить так, как его персонажи. Да вы вслушайтесь в говоримое ими. Интонация. Голос. Кто, кроме русского, скажет так? Ах, переводы? Покажите мне переводы, где говорится вот так, вот этим голосом. Русскость Шадрова бьёт из каждой фразы – и это притом что он об этом явно не думает. Рассказ «Алёнька» – чёрт возьми, да сдохни и расшибись любой нерусский писатель, пусть мастер, пусть гений, но нерусский – а не скажет он так. Это наше, русское, мать вашу.

Пора разругать Шадрова, хотя бы слегка – автор рецензии, кажись, чрезмерно расчувствовался. Итак.

Композиция странная, чтобы не сказать хаотичная – и всего сборника, и отдельных вещей. С одной стороны, рассказ «Север в Воронеже» состоит из 12 миниатюр, совершенно самостоятельных. Это не рассказ, а цикл миниатюр. С другой стороны, последующие 4 рассказа – «Трамвай, в котором едет Артур Чешка», «Монолог Тани Шверин», «Письмо путешественницы» и «Предсмертная записка» – фактически есть один рассказ, не просто как повествование об одном герое, а именно один рассказ, поданный 4 «кусками».

То есть в конечном счёте это не сборник из 9 рассказов, как заявлено, а 5 рассказов и 12 миниатюр, из коих одни сведены вместе, а другие разорваны на части. А может, таков и есть авторский замысел, тонкость которого (автора, замысла) рецензент не уловил.

Касаемо портрета Шадрова в «Новой литературе» (это не просто фото, а худ. фотография) – он просто идеально подходит к его сборнику (может, и ко всему его творчеству). В НЛ найдётся не более 5 или 10 случаев такого соответствия. Если Шадров всегда пишет в духе «Экскурсии», то пусть не меняет портрета, пусть таким и пройдёт свой творческий путь, пусть таким и помрёт, пусть таким и запомнится.

Наверно, нелишним будет добавить, что Шадров и хороший чтец, декламатор собственных текстов (в некоторой степени можно назвать его и актёром). Не удержусь от замечания, возможно, субъективного – голос Шадрова, как и лицо на портрете в НЛ, точно соответствует сюжетике и стилистике его произведений. Тексты его, по признанию автора, сделанному в разговоре, написаны именно для чтения вслух. То, что они от этого только выигрывают, заметно и при чтении «вслух про себя», но рекомендую послушать и в его исполнении.

Читая-слушая Шадрова, вновь с горечью задумываешься о том, насколько несправедливо распределены роли в литературном мире РФ. Евгений Синичкин, Дмитрий Зуев, Владимир Захаров, Ольга Карперка (она ещё на очереди на публикацию в НЛ, но не суть), Игорь Шадров ходят как рядовые авторы Рунета, а в «звёздах» ходят Жирные Димы и авторы открывающих глаза Зулейх. Да, постсоветия – дерьмо.

Но есть и повод для радости. А именно – можно поздравить «Новую литературу» с приобретением. Будем надеяться, что Игорь Шадров позволит нам временами ещё понемногу «приобретать» от написанного им.

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

02.08: Юрий Сигарев. Грязь (пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!