HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Юрий Меркеев

Две полурыбки

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется 50 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Иллюстрации Саши Николаенко (заявки на иллюстрирование: newlit@newlit.ru)

 

Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 17.05.2015
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Иллюстрация. Название: «Две полурыбки». Автор: Саша Николаенко. Источник: http://newlit.ru/

 

 

4.

 

 

Новые друзья Сергея Петровича, которых тесть окрестил «сектантами», на самом деле были местными художниками из молодёжного клуба с весьма воинствующим названием «Молодые львы». Они ходили друг к другу в гости, курили иногда какую-то дрянь весёлую, слушали кришнаитские песенки под бубенцы, мнили себя последователями принца Гаутамы, перевоплощениями Вишну и Шивы, ламаистами, дзен-буддистами, древними аскетами исихазма, ещё какой-то дрянью себя мнили, особенно, когда пили чай из галлюциногенных грибов, иногда устраивали выставки своих лучших работ, делились впечатлениями. Однако каждый из них отличался от Сергея тем, что твёрдо знал, что от жизни хочет, и шёл к этому коротким путём. Сергей Петрович с удовольствием выслушивал их мнения, вместе со всеми обсуждал работы других, но когда речь заходила о его собственном увлечении, он не мог с уверенностью сказать, что именно побуждало его заполнять своё свободное время столь кропотливым и сложным делом, как резьба по дереву, и почему он совсем не стремится к славе, деньгам, всеобщему узнаванию. И когда «молодые львы» задавали ему резонный вопрос: «Ну тогда зачем тебе всё это нужно?» – он обычно отвечал так: «Для меня это форма психотерапии, попытка не сойти с ума, стул для висельника. Выбей его из-под меня, и я начну болтаться в прямом и переносном смысле...». Умалчивал он только о той полурыбке, которую всегда носил с собой... Тогда и для них, людей близких ему по духу и ремеслу, он казался немного чужим и чуточку странным.

 

 

5.

 

 

 

После того, как Юлию Андреевну Онисову оставил муж, она впала в какое-то отупление. Мужа своего она не любила, так случилось, что в девятнадцать выскочила замуж, родила сына, потом муж загулял с другими, всё завертелось, всё пошло кувырком, а она лишь уходила в свою работу и молча переживала происходящее. Не вмешивалась ни во что, в конце концов, супруг объявил, что уходит к другой, и сделал это быстро, безболезненно для себя, эгоистично. Она даже не сразу сообразила, как это произошло, а когда сообразила – было уже поздно. Теперь ей иногда казалось, что жизнь её проходит впустую; что подруги её только притворялись подругами, а сами ждали случая порадоваться её горю. Что работа её – никому не нужное, бесполезное дело, что муж её... да-да, тот самый мужчина, с которым она много лет разделяла ложе любви, оказался таким же как все... или большинство из них, «дон жуанов». Поманит пальчиком какая-нибудь смазливая девчонка – и всё... пошла цепная реакция плоти... Фу, какая пошлость! Жила с таким человеком, с девяносто девятым из таких же ста! А думала – один на миллион, как у Маканина, нет, не думала, просто ждала такого и писала письма себе и Богу... «Милый мой, хороший, где ты? И есть ли ты вообще сегодня? У нас идёт дождь и радуга, по которой хочется взобраться на небо. Но только вместе с тобой, слышишь, любимый? Мы будем крепко держать друг друга за руки. Ты ведь не отпустишь меня? Если отпустишь, мы полетим... Я полечу и разобьюсь... нет, я схвачу тебя за руку, и мы упадём вместе. Правда, любимый? Лучше вместе падать, чем летать одной. Одни люди не летают. Только во снах. А ты мне уже снился, любимый. Ты был похож на хорошего доброго волшебника из сказки, только почему-то ты был немного болен. Ты хромал на правую ногу, и у тебя была трость. Какая глупость! Я напридумала всё это, вспомнив сказку «Огниво», где был солдат в исполнении Даля, он шёл к принцессе, насвистывая весёлую музыку, и при ходьбе опирался на посох. Какая я глупая, это же был просто посох! Но это был ты, любимый. Мы когда-нибудь встретимся? Встретимся. Я это почему-то знаю. Не знаю, почему, но знаю. До встречи, родной мой!».

Работала Юлия Андреевна в одной из пригородных школ учителем русского языка и литературы, в последнее время всё чаще и чаще задумывалась о том, что её предмет никому не нужен. С каждым годом дети становились циничнее, копировали родителей, боготворили деньги. Литературу старшеклассники откровенно игнорировали, а великое слово «любовь» вызывало у них нездоровые глупые ассоциации. Не развив в себе удивительно прекрасную и возвышенную сферу чувств, они хорошо знали, что такое секс. Кичились своей раскованностью и открыто издевались над теми, у кого ещё оставалось целомудренное чувство стыда и неприятие пошлости.

За несколько дней до каникул в учительской к Юлии Андреевне подсела завуч Маргарита Ивановна, положила ласково на её худенькое запястье руку и тихо произнесла:

– Вот что, Юля, вижу я, как ты мучаешься, сердце кровью обливается. Хочу тебе дать совет. Скоро будет юбилей школы. На него приглашены наши бывшие ученики. Среди них – наши спонсоры, очень богатые люди. В этом году они нам пять компьютеров подарили, два телевизора и мебель. Хватит тебе страдать. Ты у нас баба красивая. Принарядись как следует, глазки, губки подведи, юбку покороче надень и вперёд. Клюнут. Есть у нас среди них один неженатый. Да ты его помнишь – Генка Ухарев, троечник, кто бы мог подумать, что он таким важным станет. Целая сеть магазинов у него. Сыта будешь, обута и одета. Поверь моему жизненному опыту, и принца своего ненаглядного не жди. Нету их, принцев, перевелись как ископаемые динозавры. Вспомни, сколько ты стыда перенесла от этого... как его, ну, придуманного, Светова, что ли?! Письмо ещё к тебе случайно пришло, а ты уж из этого тогда романтический какой-то клубок навертела... помнишь, что ль?

Онисова покраснела и ничего не ответила.

– Так что приходи, милая, на вечер встречи и покажи, на что способна умная красивая женщина. Придёшь?

Юлия Андреевна безразлично кивнула.

– Ну вот и хорошо, – поспешила закрепить победу Маргарита Ивановна. – Меня ещё добрым словом помянешь за такой дельный совет.

И пока сидела в учительской Юлия Андреевна и ждала звонка на урок, вспомнила она ту смешную и грустную одновременно историю про незнакомого мужчину по фамилии Светов, письмо которого по ошибке оказалось в её почтовом ящике. Глупая история, смешная... Сергей Светов... Боже мой! Да, действительно, однажды вечером в её почтовый ящик каким-то чудесным образом залетело чужое письмо. На конверте стоял штемпель далёкого города, отправлено было неким Сергеем Световым и адресовано было некоей Ирине Кузьминой. Выходило, что перепутал почтальон адрес и принёс послание не на улицу Счастливую, а в переулок Счастливый, где жила Онисова с сыном. Странное выходило совпадение, очень странное. Может быть, одно на миллион? – подумала она. А почему нет? Такие совпадения – улица Счастливая, письмо от мужчины с фамилией Светов... Ой, много совпадений. Одно на миллион? Она вытащила из кармана халата свой талисман-полурыбку и внимательно посмотрела на него. Он сверкал в лучах электрического света... Света... Светов... Счастье... Слишком много совпадений для одного вечера! Она всмотрелась в чужое письмо, долго не решалась вскрыть его, ведь адресовано оно было другой женщине, некой Ирине Кузьминой. Однако нахлынувшее ощущение тайны и жгучее любопытство вынудили Онисову совершить грех – она аккуратно надорвала конверт и заглянула в письмо. «Милая моя девочка, – писал неизвестный Светов. – Вот уже три дня нахожусь в командировке в другом городе и жду не дождусь той минуты, когда сяду на поезд и вернусь домой. Живу в гостинице, иногда по ночам сплю, хотя бывает это крайне редко, потому что у меня перед глазами всегда твоё лицо. Это какое-то сумасшествие. Что бы я ни делал, с кем бы ни говорил, я всегда думаю о тебе. Вчера делал доклад на симпозиуме и чуть не уронил видеокамеру, задумался о тебе. Просыпаюсь всегда с острым ощущением, что тебя нет рядом. Мне кажется, что когда я был ребёнком, у меня случалось что-то похожее, когда я терялся в огромной толпе, и мне казалось, что я один на свете... А вчера метрдотель осторожно предложил мне услуги проститутки, и я рассмеялся ему в лицо, но так, чтобы не обидеть. Он, наверное, подумал, что я ненормальный или импотент. Чёрт с ним! Как объяснить этому серому миру, что он цветной, что в нём тысячи разных оттенков, что он ярок и светел, как твой лик? Милая моя девочка, всё время твержу твоё имя как заклинание. Счастье – это оказаться на Счастливой улице рядом с тобой...».

Онисова прочитала письмо, всплакнула по чужому счастью, а потом совершила такую глупость, за которую потом ей было очень стыдно. Просчитав в уме по времени, что Светов этот уже должен был вернуться из командировки домой на улицу счастливую, Юлия Андреевна быстренько собралась и отправилась по тому адресу, опьянённая какой-то чужой, не своей мыслью о том, что мужчина этот, который откроет ей дверь на звонок, окажется её принцем, тем самым, который один на миллион. Боже, какая глупость! Это была не её мысль, чужая!

Перейдя улицу и отыскав нужный дом, Юлия Андреевна с замиранием сердца, точно растерянная влюблённая школьница, остановилась у подъезда и взглянула на окна третьего этажа. Там за аккуратными розовыми занавесочками и цветками бегонии должен был находится принц. Она судорожно сжала запотевшей ладонью в кармане плаща серебряный талисман, и тут все литературные бесы и ангелы, жившие в её душе, окружили её словно тени. Над головой её вспыхнул яркий нимб из жёлтых бабочек, из тех, что появляются поздней весной и ранним летом над головами влюблённых, по небу проплыла унесённая ветром поэзии Маркеса красавица Ремедиос, вознёсшаяся на небо вместе с домашним бельём, которое развешивала для просушки; вдали уже румянились алые паруса с капитаном Греем; в эту минуту Юля была счастлива, счастлива, счастлива! Она расскажет незнакомому Светову, как долго она его ждала, мечтала, посылала импульсы в космическое пространство. Видимо, мечтание это материализовалось. Где-то она слышала, что наши мысли и слова обладают материальной природой, и если чего-то очень, очень сильно захотеть, это непременно сбудется. Так сбываются детские сны, так сбываются смелые грёзы взрослых. Её капризная женская мечтательность почему-то не допускала иного развития событий, кроме одного – Сергей Светов станет её капитаном Греем, а она – его Ассолью. О другой женщине, Ирине, которой Светов так красочно признавался в любви, она почему-то всерьёз не думала. Она ещё раз взглянула на окна третьего этажа, но вокруг её головы уже не кружили жёлтые бабочки, а Ремедиос, уносимая ветром на бельевых верёвках, скрылась из виду, пропали и алые паруса... Юлия Андреевна пришла в себя и подумала: «А что если там, у них, у чужих для неё людей, у мужчины и женщины, есть своё счастье? Что если её полурыбка предназначена для другого?». Третий всегда лишний в счастье двоих. Эта простая, кажется, мысль, которая должна была бы в первую очередь прийти ей в голову, обожгла её, протрезвила. Юлия Андреевна, красивая и умная Юлия Андреевна покраснела от стыда за свои мысли о принце. Но ведь секунду назад она же была счастлива, счастлива, счастлива! Куда исчезает это внезапное счастье? Откуда оно появляется? Мечта... мечта должна жить, иначе – закроются все шлюзы. Тогда даже мысль о возможном счастье будет проглочена, как солнышко в сказке Чуковского о злом крокодиле, который даже солнце проглотил. И всё вокруг померкнет, наступит темнота, которую она едва ли выдержит. Ребёнок? Сын? Ребёнок для женщины – это только половина счастья, светлая половина, большая половина, способная сделаться целым, но... всё-таки половина! Онисова всплакнула – такой уж слёзный выдался день... Подумав минутку, женщина медленно вошла в подъезд, бросила письмо в почтовый ящик и устало побрела в сторону своего дома. Не нужно вторгаться в чужое счастье – хотя бы потому, что это может кончиться истерическим приступом тоски, и ничем более.

Вероятно, вид у Онисовой в эту минуту был такой растерянный и жалкий, что уже через сто шагов к ней привязался мужчина. С первого взгляда на него ей стало ясно, что принадлежал он к столь распространённому типу уличных повес-донжуанов, которые готовы были увязаться за первой встреченной юбкой и у которых всегда имелся при себе набор до тошноты одинаковых комплиментов – как набор отмычек для любых замков у квартирного вора. Юлия Андреевна в душе всегда смеялась над такими. И всегда отгоняла их от себя каким-нибудь мягким, но угрожающе-точным словесным выражением – уж это она умела! Однако в эту минуту почему-то испытала потребность даже в таком фальшивом любовно-театральном действии. Уличный повеса был гладко выбрит и имел приятную мордашку как у женщины.

– Девушка, девушка, – прицепился он. – У вас такой загадочный вид. Голову даю на отсечение, что у вас заниженная самооценка. Если бы у вас была нормальная самооценка, вы бы раз и навсегда влюбились в свою внешность...

– Как Нарцисс? – перебила Юлия.

– Что? – смутился донжуан. – Нет, при чём здесь Нарцисс... Вы шли бы по улице, подняв голову, а мужчины валялись бы у ваших стройных ножек...

Женщина расхохоталась.

– Валялись у стройных ножек? – смеясь, переспросила она. – Это что-то новенькое в обиходе у уличных приставал.

– А что? Я... У вас красивые ножки... я просто хотел... констатировать факт...

Онисова ещё раз расхохоталась.

– Позвольте представиться, – приложил руку к груди немного ошарашенный мужчина. – Меня зовут Валери. Я художник.

– Художник? – бросила умоляющий взгляд на смешного типа учительница литературы. – А вы рисовать-то умеете, художник?

– О да! – воскликнул молодой человек. – Пишу портреты, иногда панорамы. Сейчас вот заканчиваю современную боярыню Морозову... так скать, версию... так скаать, новую интерпретацию.

Юлия Андреевна была достаточно умна, чтобы понять, какую пошлую дешёвую чушь несёт этот доморощенный ловелас, однако настроение у неё было такое, что ей было в эту минуту наплевать, кажется, на всё.

– У меня тут студия неподалеку, – щебетал псевдо-Валери. – Вы бы так подошли на образ купеческой дочки. В этом ужасном городе такая проблема с красивыми натурщицами, – плакался он.

Онисова остановилась и презрительно взглянула на приставалу.

– Пойдёмте, я согласна.

От удивления молодой человек приоткрыл рот.

Домой она вернулась поздно, сын был дома. Женщина как зомби устало подошла к телевизору, уставилась в какой-то пошлый российский сериал, но через минуту вдруг разрыдалась. Лицо корёжило словно от судорог, она ненавидела себя, рыдала навзрыд. Сын молча подошёл к матери и легонько тронул её за плечо. Мать резко обернулась, схватила мальчика, прижала к себе и принялась осыпать его мокрыми поцелуями.

– Сыночек, милый мой, прости меня, – шептала она. – Какая же я у тебя дрянь! Ты мой ангел... прости меня. Я... я... тебе это трудно понять. Просто прости меня и ни о чём не спрашивай. Ты чистый. Ты мой ангел, а кругом пустота. Прости меня...

 

Иллюстрация. Название: «Две полурыбки». Автор: Саша Николаенко. Источник: http://newlit.ru/

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение мая 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
262 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 19.03.2024, 08:52 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов

06.03.2024
Журнал Ваш вызывает искреннее уважение. Оригинальный, стильный, со вкусом оформленный, имеюший своё лицо. От души желаю Вам удачи, процветания, новых успехов!
Владимир Спектор

22.02.2024
С удовольствием просмотрел январский журнал. Очень понравились графические работы.
Александр Краснопольский



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!